Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Объект: проблема детского алкоголизма в современной России.
Предмет: профилактика детского алкоголизма.
Цель: разработать систему профилактической работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма
1.1. История основных направлений изучения детского алкоголизма. Влияние алкоголя на организм ребенка ………………………………………………….4
1.2. Причины появления подросткового алкоголизма. Особенности алкоголизма у подростков………………………………………………………12
Выводы по 1-ой главе ..…………………………………………………………20
Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.1. Социально – педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя…………………………………………………………23
2.2. Система диагностических методик и профилактической работы…….....35
Выводы по 2-ой главе ………………..…………………………………………42
Заключение ………………………………………………………………………45
Библиография…………………………

Файлы: 1 файл

Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема .doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего и специального образования

«Волгоградский  государственный педагогический университет»

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ  ПЕДАГОГИКИ

 

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Алкоголизм  детей как социально – педагогическая проблема

Курсовая работа

 

 

                                                                           

 

 

  Исполнитель:

                                                                             

                                                                             

 

 

Научный руководитель:

                                                                          

 

 

 

 

Волгоград, 2010

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма

1.1. История основных  направлений изучения детского  алкоголизма. Влияние алкоголя  на организм ребенка ………………………………………………….4

1.2. Причины появления  подросткового алкоголизма. Особенности  алкоголизма у подростков………………………………………………………12

Выводы по 1-ой главе ..…………………………………………………………20

Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными  к употреблению алкоголя

2.1. Социально – педагогическая  деятельность с детьми, склонными  к употреблению алкоголя…………………………………………………………23

2.2. Система диагностических  методик и профилактической работы…….....35 

Выводы по 2-ой главе ………………..…………………………………………42

Заключение  ………………………………………………………………………45

Библиография…………………………………………………………………….46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Социально полноценным  является человек, сознательно  относящийся к своему здоровью  и здоровью окружающих людей,  способный к труду, к созданию  прочной семьи, где есть все  необходимые условия для рождения  и воспитания детей. Злоупотребление алкоголем ведёт человека к утрате его социально ценных качеств, делает неполноценным членом общества во всех аспектах его социальной жизни. Поэтому проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

      При систематическом  употреблении алкоголя развивается  опасная болезнь – алкоголизм.    

        Алкоголизация  подрастающего поколения рассматривается  как существенный индикатор неблагополучия  социальной среды. Поэтому к  числу важнейших задач социальной работы относится профилактика детского алкоголизма.

Проблема исследования связана с изучением истории, причин, особенностей детского алкоголизма, обоснованием на этой основе путей и методов профилактики. Актуальность проблемы обуславливает выбор темы: «Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема».

Объект: проблема детского алкоголизма в современной России.

Предмет: профилактика детского алкоголизма.

Цель: разработать систему профилактической работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя.  

Задачи:

  1. Изучить литературу, дать общую характеристику проблеме детского алкоголизма;
  2. Изучить причины появления детского алкоголизма как социально - педагогической проблемы;
  3. Изучить особенности работы с детьми, предрасположенными к употреблению алкоголя;
  4. Определить формы и методы профилактики детского алкоголизма. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма

1.1. История  основных направлений изучения  детского алкоголизма. Влияние  алкоголя на организм ребенка.

Изучение употребления алкоголя среди  детей в Росси во многом опирается  на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях:

    • изучались распространенность и характер употребления алкоголя детьми;
    • исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм;
    • определялась взаимосвязь между успеваемостью и употреблением алкоголя;
    • разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения;

Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки для

    • "укрепления здоровья",
    • "аппетита",
    • "улучшения роста",
    • "облегчения прорезывания зубов",
    • "согревания",
    • "утоления голода",
    • "успокоения" (Якубович, 1894, 1900; Горячкин, 1896).

Бытовавшая в XIX и на рубеже XX столетия твердая уверенность  в укрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка. Roesch (1838) возмущался тем, что многие дети Франции рано усваивают вкус к спиртным напиткам. В области Нижней Сены, по исследованиям Tourdot (1886), именно в семье дети приобщаются к пьянству, ибо они, как бы молоды ни были, получали по праздникам свою порцию водки. Lyon (1888), описав подробно три случая хронического алкоголизма у подростков, указывает на многочисленность подобных примеров, особенно среди молодежи, занятой в виноторговле. Legrain (1889) писал, что во Франции широко распространено потребление алкоголя среди учеников и студентов.

В Бургундии существовал  обычай давать ребенку на пробу вино последнего сбора винограда. Morean (1895) отмечал, что в рабочих кварталах Парижа дети 4-10 лет по праздникам посещают вместе с родителями харчевни и рестораны. Barаties (1896) рисует картину широкого употребления спиртных напитков детьми как городского, так и сельского населения Франции.

Demme (1885, 1886), Kraepelin (1912) и  другие указывали на бытовавший в Германии обычай давать спиртные напитки детям. Так, при обследовании одной из школ в Бонне оказалось, что из 247 детей (мальчиков и девочек) в возрасте 7–8 лет только один еще не потреблял никаких алкогольных напитков. Около 75% из них уже пили водку, Stumpf (1882) констатировал, что уже в первый год жизни дети зачастую регулярно получают пиво. В Германии, по Demme (1886), было чрезвычайно глубоко убеждение матерей в благотворном влиянии коньяка на грудных детей, поэтому многие матери часто давали им по несколько капель этого напитка для "возбуждения аппетита" и "улучшения пищеварения", причем дозировка обычно регулировалась собственным усмотрением или советом знакомых.

Mc. Nicholl (1908), исследовав детей в пяти штатах США, обнаружил, что из коренных американских детей "спаиваются любящими родителями" 14%, а из детей эмигрантов, выходцев из Европы, – 65%. В Шотландии для "успокаивания" детям давали соску, смоченную в виски, или поили их водой с примесью алкоголя. В Бельгии был распространен обычай угощать детей водкой-можжевеловкой, а пивом там часто заменяли молоко. В Австрии в зимнее время дети бедняков перед уходом в школу обычно получали стакан водки для "согревания и утоления голода".

В России в то время также были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с раннего детства. По заявлению исследователя В.Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения "низшего сословия" было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми.

По наблюдениям детского врача  Г.П. Горячкина (1896), спиртные напитки  обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для "укрепления организма", "улучшения" сна и аппетита. Портвейн служит средством повышения аппетита, малиновая настойка – при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при поносе, "рябиновку" – при глистных инвазиях и т.д. В бедных слоях населения водка считается универсальным лечебным средством.

Среди исследований влияния  алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина "Влияние  алкоголя на нервную систему и  особенности развивающегося организма" (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.

Исследователь А.Я. Предкальн (1910) описывает  существовавший на большинстве промышленных предприятий обычай устраивать "свадьбу подмастерьев" при производстве ученика в подмастерья. Для этой цели администрация предприятия даже может специально выдать аванс до 20 рублей (обычно предоставляемый только в случае смерти или серьезной болезни кого-либо из членов семьи). Полученные деньги пропивались подростками-подмастерьями вместе с рабочими в один вечер.

Таким образом,

    • экономические условия,
    • питейные обычаи,
    • неправильное воспитание,
    • дурные примеры,
    • стремление подражать старшим,
    • анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма 

все это являлось условиями, способствующими развитию алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению, что алкоголь является "успокаивающим", "укрепляющим", "питательным" средством.

Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, вышедшей с начала 90-х гг. и по 1914 г. (исследования прекращены в связи с войной), позволяет выделить следующие основные направления:

    • изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др.);
    • исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907; и др.);
    • изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895; Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др.).

В большинстве работ этого периода использовались методы опроса и интервью либо анкетирования.

Одна из ранних попыток изучить  масштабы алкоголизации среди детей  принадлежит редактору первого  русского антиалкогольного журнала "Вестник трезвости" (1894-1898) Н. И. Григорьеву. Он разослал заведующим сельскими училищами запрос о степени распространенности употребления алкоголя среди крестьянских детей. Были получены ответы из различных уголков России, свидетельствовавшие о почти сплошном употреблении спиртных напитков среди сельских детей, которые в большинстве приобщались, а иногда и принуждались к употреблению алкоголя родителями.

В 1900 г. Н. И. Григорьев провел также  исследование среди городских школьников. С помощью учителей в четырех городских школах были опрошены учащиеся 8-13 лет. Оказалось, что из 182 учеников 164 были знакомы с алкогольными напитками и 150 – пили водку. Многие из них на момент обследования находились в состоянии опьянения и говорили, что любят выпивать, так как после этого улучшается настроение и "в голове шумит". По социальному происхождению опрошенные были дети мелких лавочников, артельщиков, швейцаров, дворников. Н. И. Григорьев отмечал также тот факт, что большинству детей первую рюмку преподнесли родители во время праздника или в гостях.

Врач А. М. Коровин подробно изучил также и характер алкоголизации детей: что они пьют, частоту опьянения, отношение детей к спиртным напиткам и др. Опираясь на убедительный статистический материал, он еще раз подтвердил, что первыми "алкогольными" воспитателями являются родители. Так, поят мальчиков родители в 68,3%, а девочек в 72,2% случаев.

Путем сопоставления  групп пьющих и непьющих школьников М. Коровин показал отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие детей, на их поведение. Автор приходит к следующим выводам:

    • главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей являются их родители;
    • сельские школьники пьют в тех же случаях, что и взрослое население – в праздники, торжества и т. п.;
    • мальчики предпочитают крепкие спиртные напитки, девочки – более слабые;
    • у "пьющих" школьников чаще, чему "трезвых", отмечаются слабое телосложение, отставание в умственном развитии и дурное поведение.

На алкоголизации учащихся отражался  и социальный статус их семей. По доле детей, знакомых со спиртными напитками, все семьи отчетливо разделялись на три группы:

  1. служащих – 51,8% детей употребляли алкоголь;
  2. рабочих – 41,9; крестьян – 41,8; кустарей – 41,6;
  3. торговцев – 26,2; духовенства – 20,8%.

Информация о работе Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема