Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Объект: проблема детского алкоголизма в современной России.
Предмет: профилактика детского алкоголизма.
Цель: разработать систему профилактической работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма
1.1. История основных направлений изучения детского алкоголизма. Влияние алкоголя на организм ребенка ………………………………………………….4
1.2. Причины появления подросткового алкоголизма. Особенности алкоголизма у подростков………………………………………………………12
Выводы по 1-ой главе ..…………………………………………………………20
Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.1. Социально – педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя…………………………………………………………23
2.2. Система диагностических методик и профилактической работы…….....35
Выводы по 2-ой главе ………………..…………………………………………42
Заключение ………………………………………………………………………45
Библиография…………………………

Файлы: 1 файл

Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема .doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

        Компонентами  структуры деятельности являются  ее субъекты: социальный педагог,  валеолог, психолог и родители, а  также объект, для которого и  организуется вся социально-педагогическая  деятельность – это дети  с  разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации. 
Следующим компонентом деятельности являются методы,  которые зависят от специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня его вовлеченности в процесс алкоголизации. 
       Методы связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности. Поскольку деятельность рассматривается как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально значимые качества личности подростка, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма. 
Формы реализации методов также являются компонентом структуры социально-педагогической деятельности. Формы  определяются в соответствии с конкретными методами.

 Основным методом работы  с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму является  семейная профилактика, проводимая  в форме беседы, консультаций, тренингов.

Методы работы с ребенком: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрация, сюжетно-ролевая игра. 
Формы работы с подростками: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает, в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа.

Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.

К основным относят: монологическое изложение  научных данных, фактов и точки  зрения педагога в процессе беседы (индивидуальной, групповой, коллективной), лекции.

Вспомогательные методы: самостоятельная  работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др. 
Основные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, которые проводятся в разных микросредах - семье, школе, компании подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Злоупотребление алкоголем наносит  непоправимый вред здоровью. Алкоголизм как причина смерти во всём мире занимает по частоте третье место. Средняя  продолжительность жизни злоупотребляющих алкоголем на 15 – 20 лет меньше, чем людей, не употребляющих алкоголь.

Одним из главных качеств человека, злоупотребляющего алкоголем, является потеря способности к учёбе, труду, созданию полноценной семьи. Алкоголизм одного члена семьи отражается на всех родственниках.

По мере развития пристрастия к спиртному человек все больше и больше деградирует как личность. У него формируются интересы, отличающиеся от интересов остальных людей и в значительной степени им противоречащие. Прежние социальные связи человека разрываются и вместо них формируются новые, значительно более низкого уровня – как по содержанию, так и по социальному статусу людей, с которыми он общается.

Одним из важных социальных последствий  злоупотребления алкоголем являются разного рода правонарушения. Употребление алкоголя может сделать человека и объектом противоправных действий.

Систематическое употребление спиртного  определенной группой людей оказывает  отрицательное влияние на общество в целом, так как способствует распространению и упрочению  алкогольных обычаев и традиций, развитию более терпимого отношения окружающих к злоупотребляющим алкоголем.

Сказанное выше доказывает необходимость профилактики алкоголизма  среди подрастающего поколения  в социальном, медицинском и педагогическом плане. Таким образом, мобилизация  сил и возможностей педагогических и социальных работников учебных заведений, осуществление целенаправленного антиалкогольного воспитания являются одним из важнейших резервов борьбы с алкоголизацией подрастающего поколения.

 

 

Библиография.

  1. Андреева И.Н. «Антология по истории и теории социальной педагогики», Москва, 2000 г.
  2. Аронов Д.М. «Твой и наш враг: правда об алкоголе», Москва, 1986г.
  3. Бабаян Э.А. «Внимание: яд!», Москва, 1986 г.
  4. Бабаян Э.А., Пятов М.Д. «профилактика алкоголизма», Москва. 1981 г.
  5. Борисов Е.В., Василевская Л.П. «Алкоголь и дети», Москва, 1981 г.
  6. Братусь Б.С., «Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма», Москва, 1984 г.
  7. Билибин Д.П., Дворников В. Е. «Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий» учебное пособие, Москва, 1991 г.
  8. Галагузова М. А. «Социальная педагогика. Курс лекций», Москва, 2001 г.
  9. Дроздов Э.С., Зенченко Е. И. «Алкоголизм: 100 вопросов и ответов», Москва, 1988 г.
  10. Еникеева Д. Д. «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Учебное пособие», Москва, 1999 г.
  11. Колесов Д. В. «Беседы об антиалкогольном воспитании», Москва, 1987 г.
  12. Колупаев Г.П., Галин Л.Л. «Коварный враг: о вреде употребления алкоголя», Москва, 1987 г.
  13. Копыт Н. Я., Скворцова Е. С. «Алкоголь и подростки», Москва, Медицина, 1984г.
  14. Копыт Н.Я. , Сидоров П.И. «Профилактика алкоголизма», Москва, 1986 г.
  15. Короленко У.П., Завьялов В.Ю. «Личность и алкоголь/ отв. Ред.                Б.А. Трифонов, Новосибирск, 1987 г.
  16. Кругликов Р. И. , Майзелис М.Я. «Алкоголизм и потомство», Москва, 1987 г.
  17. Кудрин А.Н. и др. «Алкоголь и лекарство», Москва, 1987 г.
  18. Мастюкова Е. М. и др. «Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме», Москва, 1989 г.
  19. Муратова И.Д., Сидоров П. И. «Антиалкогольное воспитание в школе», Архангельск, 1977 г.
  20. Олиференко Л.Я. «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска», Москва, 2002 г.
  21. Панкова Р. Я., Панков Д. В. «Алкоголь и трудовая, учебная деятельность», Москва, 1987 г.
  22. Скворцова Е.С. «Алкоголь, женщины, подростки», Москва, 1988 г.
  23. Смит Э.У. «Внутри алкоголиков: Проблема взаимозависимости в семье (книга для учителя)», Москва, 1991 г.
  24. Сусков И.И. «Алкоголь и наследственность», Москва, 1988 г.
  25. Ягодинский В. Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Книга для учащихся», Москва, 1986 г.

 

 

 

 




Информация о работе Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема