Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Объект: проблема детского алкоголизма в современной России.
Предмет: профилактика детского алкоголизма.
Цель: разработать систему профилактической работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма
1.1. История основных направлений изучения детского алкоголизма. Влияние алкоголя на организм ребенка ………………………………………………….4
1.2. Причины появления подросткового алкоголизма. Особенности алкоголизма у подростков………………………………………………………12
Выводы по 1-ой главе ..…………………………………………………………20
Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.1. Социально – педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя…………………………………………………………23
2.2. Система диагностических методик и профилактической работы…….....35
Выводы по 2-ой главе ………………..…………………………………………42
Заключение ………………………………………………………………………45
Библиография…………………………

Файлы: 1 файл

Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема .doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Ряд исследований 20-30-х гг. иллюстрирует противоречия между декларируемыми алкогольными установками членов семьи и сложившимися алкогольными обычаями, которых они придерживаются. Так, по материалам Михайлова (1930) в семьях

    • поощряют выпивку детей 0,5% родителей,
    • 71,6 – запрещают,
    • 15 – пугают,
    • 5,6% – бьют.

Но вместе со столь явными антиалкогольными декларациями в семье могут уживаться и такие формы активного приобщения детей к алкогольным обычаям, как посылка их за покупкой спиртных напитков. По данным исследования  Э.И. Дейчмана (1927), посылают детей-школьников

    • за пивом в 37,5% семей,
    • за вином в 15,7%,
    • за водкой в 7,9%.

А.И. Исхакова (1929) приводит данные о частоте употребления спиртных напитков родителями и детьми в различных ситуациях:

Пьют ежедневно 4,5% родителей   — 0,7% детей

по воскресеньям 7,3% — 2,0%

по праздникам 54,2% — 25,0%

в гостях 1,1% — 0,5%

редко 7,5% — 4,8%

 

Легко убедиться, что характер алкоголизации  родителей во многом прямо копируется детьми. Педагог И. Канкарович (1930) указывает, что алкоголизм родителей не менее чем в половине случаев сопровождается алкоголизмом их детей. Исследователи В. Липский и И. Тетельбаум (1929) менее категоричны: "Потребляющие спиртные напитки семьи встречаются несколько чаще среди пьющих подростков – 73,4%, чем среди непьющих – 67,3%. Разница, однако, настолько невелика, что отнести воздержание от алкоголя непьющих целиком за счет семейного влияния нельзя".

Таким образом, в исследованиях 20-30-х  гг. дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей  и подростков с особым акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками.

Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков, Forslung (1970) выяснил, что алкогольное поведение матери оказывает существенное воздействие на алкоголизацию прежде всего дочерей. Алкогольное поведение отца обусловливает таковое его дочери и имеет наибольшее влияние на алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников было взаимосвязано с тем, будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля. Vidkhri (1974) выделяет несколько типов соотношения между алкогольной культурой микросоциальной среды и установками индивида в отношении алкоголизации:

    • "абстинентной культуре" соответствует установка на полное воздержание;
    • "амбивалентной культуре" – двусмысленная и противоречивая алкогольная установка;
    • "либеральной культуре" соответствует "допускающая" установка, однако запрещающая откровенное пьянство;
    • "патологической культуре" – алкогольная установка, допускающая любые проявления пьянства.

Причинами пьянства являются особенности  процесса социализации, деформировавшие культурные нормы поведения, в том числе и потребление алкоголя.

Рассмотрим влияние алкоголя на организм ребенка. Алкоголь, попадая  в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам детей может развиваться сахарный диабет, нарушение половой функции и т.д.

Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность  для детей, организм которых высоко чувствителен к токсическим веществам. Особенно ранима нервная система, головной мозг. Опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается на столько бурно, что бывает трудно спасти ребенка. Случаи смерти детей от спиртных напитков не столь уж редки.

 

 

 

1.2. Причины  появления подросткового алкоголизма.  Особенности алкоголизма у подростков.

Большинство авторов указывают, что злоупотреблению алкоголем и развитию алкоголизма способствует комплекс факторов как биологического, так и социального плана.

С точки зрения психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трёх компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и  с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и т.д.) деятельность.

Среди этих компонентов  развития личности решающим является социальный – фактор общения, взаимодействия и жизни среди других, в особенности взрослых, людей. Взрослые не только передают детям знания об окружающем мире, но и под их воздействием формируются взгляды, отношения к окружающему, складываются черты характера, образ жизни и поведения подрастающего человека.

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья  обусловливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. Многие отечественные и зарубежные авторы рассматривают неблагоприятные условия семейного воспитания как факторы «высокого риска», способствующие развитию злоупотребления алкоголем и алкоголизма в будущем.

Функциональная неполноценность  семей подростков, часто употребляющих  алкоголь, выражается, прежде всего, в  напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влияние друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до них. В подавляющем большинстве случаев напряженный психологический климат в семье связан с пьянством и алкоголизмом родителей. Характер употребления алкоголя в семье оказывает большое влияние на ребенка. Существующие в семье «питейные традиции» становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки – на мать, поэтому трезвенническое поведение матери при злоупотреблении алкоголем отца в подавляющем большинстве случаев не становится объектом подражания сына. Злоупотребление алкоголем родителями (отцами), напряженная психологическая обстановка в доме – доминирующие факторы, способствующие развитию злоупотребления алкоголем несовершеннолетними. Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровыми, семьи подростков, часто употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и свою прямую задачу – воспитание детей.

Отсутствие внимания к детям со стороны родителей  обусловливается и другими факторами. Оказывает влияние на внимание к  детям в семье и такой фактор, как уровень образования родителей. С повышением уровня образования родителей возрастает и внимание, уделяемое ими своим детям. Это можно объяснить тем, что уровень образования родителей определяет в какой-то мере и уровень общей культуры семьи, широту кругозора, разносторонность интересов. А это позволяет не только следить за развитием склонностей и интересов ребенка, но и направляет его.

Неблагоприятные условия  семейного воспитания в сочетании  с психологическими особенностями  периода отрочества приводят к формированию у подростков «групп риска» своеобразного стиля или образа жизни с характерным отклонением поведения, с выраженным влиянием подростковой группы и нередко асоциальной шкалой жизненных ценностей. Образ жизни подростков «групп риска» играет ведущую роль в развитии злоупотребления алкоголем.

Подростки «групп риска» отличаются, прежде всего, пренебрежительным  отношением к своим социальным функциям и обязанностям, т.е. к освоению программы  средней школы, обучению. Для детей, часто употребляющих алкоголь, характерна плохая успеваемость.

Другой существенной особенностью образа жизни подростков «группы риска» является наличие  «лишнего времени». Затрачивая 1 час  на приготовление уроков, или вообще не делая их, не выполняя зачастую в  семье никаких поручений, подростки, часто употребляющие спиртное, имею много свободного времени. Свободное время – это благо, которое трудно переоценить, но только в том случае, если его умело проводить, с пользой для развития личности. Для подростков «группы риска» характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг. Чтобы скоротать свободное время, они играют в азартные игры на деньги, бесцельно бродят по улицам, посещают бары, потребляют спиртные напитки, курят и т.п. Особенностью проведения свободного времени подростками является обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Считается, что причина образования групп в подростковом возрасте заключается в совместном преодолении неопределенности социального статуса, в котором находятся подростки по отношению к самим себе и к общественному окружению. Для подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, характерна своя компания с асоциальным уклоном. Так как если подростковая группа  не объединена какой-либо полезной деятельностью, а является основной формой «пустого» времяпрепровождения, объединением скучающих несовершеннолетних, то такая группа становится благодатной почвой для развития асоциального поведения. Не случайно большинство подростков, часто употребляющих алкоголь, имеет так называемое делинквентное поведение (приводы в милицию в нетрезвом состоянии, употребление наркотически действующих веществ, прогулы в школе). Компания друзей служит для подростка тем социальным коллективом, где происходит его дальнейшее приобщение к алкоголю. Подросток, независимо от своего опыта употребления алкоголя, полученного в родительском доме, тем чаще употребляет алкоголь, чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее социальное давление с их стороны. Для подростков характерны такие специфические (психологические) проявления, как стремление к самостоятельности (реакция эмансипации), сближение со сверстниками (реакция группирования). Подростки стремятся уйти из-под опеки семьи, большим авторитетом у них начинают пользоваться товарищи, сверстники из подростковой группы. Наибольшее влияние на подростков оказывают друзья, товарищи из социально неустойчивых «проблемных семей».

Большое значение для  развития злоупотребления алкоголем  имеет возраст подростка, в котором  он впервые приобщился к спиртному. Чем раньше ребенок приобщился к алкоголю, тем выше риск злоупотребления алкоголем и развития алкоголизма в молодом возрасте.

В формировании поведения, отношения к данному явлению, человеку далеко не последнюю роль играют конкретные знания об этом явлении, человеке. Большинство подростков знают о вредном влиянии алкоголя, но среди подростков, часто употребляющих спиртное, больше распространено мнение о пользе алкогольных напитков. А особенностью знания о вредном влиянии алкоголя является то, что оно у подростков, часто употребляющих спиртные напитки, формально. Отчасти формальность знания о вреде алкоголя порождается так называемой косвенной пропагандой употребления алкогольных напитков. Нельзя отрицать дурное влияние на подростков некоторых произведений литературы, кино, рекламы, где смакуется состояние опьянения, а преуспевающий по жизни человек обязательно с бутылкой пива.

Определяя в целом  значение факторов поведения, нужно  отметить, что они являются ведущими и оказывают прямое влияние на развитие злоупотребления алкоголя несовершеннолетними.

Иначе действуют биологические  факторы, которые оказывают меньшее  влияние (по сравнению с поведенческими) на развитие злоупотребления алкоголем. Обусловливая в большей или меньшей  степени конституционно-психологические отклонения или дефекты, они делают организм ребенка, подростка более уязвимым по отношению к алкоголю. Биологически отягощающие факторы способствуют ускорению перехода к систематическому, частому употреблению алкоголя и формированию алкогольной зависимости у подростков. Среди биологических факторов, способствующих частому употреблению алкогольных напитков, наибольшее значение имеют: злоупотребление алкоголем родителями до рождения ребенка, осложненное течение беременности, родовые травмы (асфиксии), сотрясение мозга и наличие психических расстройств у подростков, наследственная отягощенность в отношении психических болезней.

Злоупотребление одного из родителей алкоголем до рождения ребенка отрицательно сказывается  на нервно-психическом и физическом развитии ребенка после рождения. У таких детей чаще отмечаются симптомы астении и органического поражения центральной нервной системы. Беременность и роды у матерей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, чаще протекали с осложнениями (токсикозы, нефропатия, гипертония, асфиксия новорожденных, недоношенность). Под «наследственностью» при алкоголизме понимают наследование неспецифической психической и обменно-эндокринной неустойчивости, которая при определенных условиях может привести к алкоголизму.

Информация о работе Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема