Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Объект: проблема детского алкоголизма в современной России.
Предмет: профилактика детского алкоголизма.
Цель: разработать систему профилактической работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма
1.1. История основных направлений изучения детского алкоголизма. Влияние алкоголя на организм ребенка ………………………………………………….4
1.2. Причины появления подросткового алкоголизма. Особенности алкоголизма у подростков………………………………………………………12
Выводы по 1-ой главе ..…………………………………………………………20
Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.1. Социально – педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя…………………………………………………………23
2.2. Система диагностических методик и профилактической работы…….....35
Выводы по 2-ой главе ………………..…………………………………………42
Заключение ………………………………………………………………………45
Библиография…………………………

Файлы: 1 файл

Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема .doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим юношеский возраст.  В отличие от подростков, у старшеклассников в возрасте 15-17 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает формирование своего социального образа. Однако преобладает ранимость, неустойчивость; кроме того, возникающие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного рода негативное поведение, в том числе и употребление спиртных напитков.

Социальный педагог  сосредоточивает свое внимание на индивидуальной работе со старшеклассниками, склонными  к злоупотреблению алкоголя через: 
1) проведение индивидуальных консультаций с целью устранения причин, негативно влияющих на жизнедеятельность ребенка; 
2) социальное обучение личности, включающее формирование представлений о риске, связанном с употреблением алкогольных напитков. Социальный педагог через упражнения помогает старшекласснику усвоить нормы социально-положительного поведения. Социальному педагогу необходимо научить его освоить новые для него роли, что возможно путем, поручения ребенку интересных для него функций внутри семьи и в школьном коллективе.

Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся  на основные и вспомогательные. К  основным относят: монологическое изложение  научных данных, фактов и точки  зрения педагога в процессе беседы (индивидуальной, групповой, коллективной), лекции. 
Вспомогательные методы: самостоятельная работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др. 
Основные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, которые проводятся в разных микросредах - семье, школе, компании подростка. Необходимо подчеркнуть, что проблема алкоголизма и наркомании - проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

2.2. Система диагностических  методик и профилактической работы

Во всём мире растёт употребление психоактивных веществ (ПАВ) — алкоголя, наркотиков и токсических веществ детьми и подростками. Это одна из самых тяжёлых социальных болезней начала XXI века, приводящая к задержке и даже остановке развития мышления, формирования этических и эстетических категорий у подростков. Она часто заканчивается наркоманией — стойкой наркотической зависимостью, попаданием в криминальный мир, деградацией личности и разрушением организма.

Объективные причины  связаны с влиянием социальной среды: питейные (алкогольные) обычаи, обрядовые нормы поведения населения, бытовое пьянство, молодёжные группировки, СМИ. К этому добавляются психологические особенности подросткового возраста. Субъективные причины — алкогольные установки и представления, отсутствие научных знаний о механизме действия алкоголя и наркотиков на организм человека. Употребление токсических веществ выступает как составная часть молодёжной культуры, средство решения (облегчения) стоящих перед подростком проблем (общения, самоутверждения, ухода от действительности и др.). В некоторых случаях имеются неблагоприятные биологические факторы (предрасположенность к алкоголизму).

Задачи антиалкогольного воспитания:

  • информировать детей и подростков о действии ПАВ;
  • воспитывать трезвеннические установки у подрастающего поколения;
  • воспитывать в сознании детей нетерпимое отношение к любым проявлениям алкоголизма;
  • воспитывать личностную стойкость по отношению к ПАВ;
  • опираться на нравственное начало в антиалкогольном воспитании;
  • обучать детей здоровому образу жизни и создавать условия для его реализации;
  • включать профилактику алкоголизма среди детей и подростков в содержание нравственного воспитания как составную часть;
  • интегрировать усилия школы, семьи и общественности, параллельное просвещение детей и родителей.

Рассмотрим  принципы профилактики антиалкогольного воспитания:

    1. системность – учет в профилактической работе всей совокупности личностных и социальных факторов, определяющих готовность детей, как к реализации безопасного поведения рискованного, девиантного – в их взаимосвязи и взаимодействии;
    2. парциальность – представление о воспитании антиалкогольной устойчивости как о части общего воспитательного процесса, который направлен к тому, чтобы формировать психогигиенические основы поведения и обеспечивать устойчивость в отношении всей «суммы» факторов риска;
    3. проблемная адекватность – максимальное отражение в содержании программы реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ (в том числе – в конкретном городе, районе, школе);
    4. когнитивная адекватность — обязательное соответствие содержания учебных материалов и методических приёмов, языка общения с детьми во время занятий по их интеллектуальному развитию, особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала, в том числе в игровой практике;
    5. социально-культурная адекватность — учёт свойственных именно нашей культуре (и её местным формам) социальных ценностей и механизмов личностного развития, принятых форм обучения, а также поведения, общения, проведения досуга, включая ритуалы потребления алкоголя и других ПАВ;
    6. наркологическая адекватность – учет типичных для России форм потребления различных ПАВ, видов «любимых» ПАВ, действующих механизмов вовлечения в их потребление, особенности «народного» отношения к злоупотребляющим ПАВ;
    7. использовать феномены массового сознания, массовой культуры (с учётом их возрастного аспекта);
    8. персонификация – при возможности обеспечивать прямое, личное, персональное воздействие на детей, с одной стороны, их любимых героев кино и эстрады, и с другой – победивших порок – бывших больных, имеющих личное право говорить о необходимости отказа от ПАВ, чем достигается подлинность, доверительность воздействия;
    9. обязательный альтернативный выигрыш - побуждать к выбору - отказу от нежелательного поведения,  представляющегося выигрышным в плане реализации значимых желаний и потребностей; при этом реестр альтернативных личностно – социальных  ценностей должен бьпъ адекватен уровню развития конкретной возрастной группы (для младших детей: «Я не буду курить и тем более пить, потому что я хочу быть сильным, умным, красивым»);
    10. опережающее  обучение – заблаговременное начало профилактического обучения – минимум за три года до возникновения необходимости принимать проблемные решения в отношении тех или иных ПАВ.

Правовая  основа антиалкогольного воспитания –  юридически закрепленный принцип недопустимости употреблять алкоголь детьми и подростками. Закон предусматривает административную ответственность родителей и других лиц за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство. Появление несовершеннолетних в пьяном виде в общественных местах влечет за собой наложение штрафа на их родителей. Продажа спиртных напитков лицам  до 18 лет запрещена.

В образовательных  учреждениях противоалкогольное  просвещение проводится на протяжении всех лет обучения с учётом возрастных особенностей детей и с использованием всех возможных методов: вербальных (лекции, беседы), наглядных (показ действия алкоголя на живое) и практических (обучающие игры, пример взрослых). Кроме того, в воспитательных учреждениях предусматривается:

  • индивидуальная и конфиденциальная работа с ребёнком;
  • широкая пропаганда среди населения, родителей и самих детей, направленная к тому, чтобы формировать противоалкогольное общественное мнение;
  • санитарно-гигиеническое просвещение, пропаганда здорового образа жизни;
  • работа с семьёй, с родителями по обучению их методам семейного воспитания;
  • работа с пьющими родителями;
  • организация свободного времени детей и подростков, предоставление им возможности занятий по интересам;
  • вовлечение в антиалкогольное воспитание всех СМИ;
  • организация физкультурной, оздоровительной и спортивной работы, туризма;
  • приобщение подростков к трудовой деятельности.

Органы правопорядка, обращая особое внимание на подростков, часто употребляющих алкоголь:

  • налаживают систему выявления, учета, активного социального и медицинского наблюдения за ними;
  • организуют специализированные подростковые кабинеты при психоневрологических и наркологических диспансерах;
  • проводят коррекцию ближайшего социального окружения подростка;
  • мобилизуют общественность, органы самоуправления на борьбу с пьянством.

Особенность технологии антиалкогольного воспитания в том, что этот процесс сложный и  длительный. В нем возможны и временные  компромиссы (а не безоговорочные запреты), терпеливая и постепенная подготовка молодого человека к правильной оценке своего образа жизни.

Противоалкогольное просвещение  должно быть направлено на разъяснение  отрицательного влияния алкоголя на организм человека, тяжелых последствий  пьянства и алкоголизма, основных путей  профилактики и лечения. В процессе этой работы важно показать отрицательное влияние приема алкоголя на психические процессы и состояния, искажающее отражение внешнего мира в сознании человека, нарушающее нормальную двигательную активность и способствующее снижению качества учебной и трудовой деятельности. В этом разделе антиалкогольного просвещения важно показать, что нарушение качества учебной и трудовой деятельности наблюдается при употреблении даже небольших количеств спиртных напитков, но субъективно человек плохо осознает это нарушение, так как алкоголь ослабляет критическую оценку ситуации. Особенно целесообразно подчеркнуть несостоятельность концепции «культурного» употребления спиртных напитков, якобы оказывающих в небольших количествах благоприятное действие на организм человека.

Дифференцированный подход к изложению материала этого раздела позволяет подробнее остановиться на нарушении тех психических процессов и состояний под влиянием спиртного, которые представляют интерес для характера учебной и трудовой деятельности данной аудитории. Это же относится к изложению разделов, вскрывающих болезненные изменения, отрицательно влияющие на учебную и трудовую деятельность в результате хронической алкогольной интоксикации при алкоголизме.

Характеризуя эти изменения, важно подчеркнуть, что по мере развития алкоголизма человек попадает в известную зависимость от спиртного. Эта зависимость отрицательно сказывается на учебной и трудовой деятельности, снижает их качество. Основная задача антиалкогольного просвещения — показать, что пьянство приводит к выраженному слабоумию, тяжесть которого усугубляется ослаблением критической оценки своего состояния, своих возможностей и результатов всех видов деятельности.

В разделе антиалкогольного просвещения о психических расстройствах  при алкоголизме  целесообразно особенно подробно вскрыть перед аудиторией отрицательное влияние астенического и депрессивного синдромов на учебную и трудовую деятельность больных алкоголизмом, так как данные синдромы чаще всего проявляются в результате хронической алкогольной интоксикации. Астенический синдром является самым ранним проявлением алкоголизма и часто не связывается больным с алкогольной интоксикацией. Важно подчеркнуть, что наличие астенических проявлений, снижающих трудоспособность, является грозным признаком заболевания.

В этом разделе важно показать и связь возникновения астенических расстройств с употреблением спиртных напитков и их ослабление по мере воздержания от алкоголя.

Говоря о соматических расстройствах и органических поражениях нервной системы при алкоголизме и учебной, трудовой деятельности, целесообразно показать, что алкоголь оказывает отрицательное влияние на весь организм, и особенно на печень, сердечно-сосудистую и нервную систему. Это влияние приводит не только к временной или длительной утрате трудоспособности, но нередко и к гибели больного.

Не менее важна первичная  профилактика пьянства и алкоголизма и просвещение в области роли формирования учебной и трудовой направленности при осуществлении этих мероприятий. Здесь целесообразно показать, что пьянству способствует отсутствие выраженных интересов, моральных принципов, четкой системы направленности, эстетических и социальных ценностей  личности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2-ой главе:

 Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы. 
        В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени. 
        В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя — это признак взрослости и возмужания.

Социально – педагогическая  деятельность — это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

        Социально-педагогическая  деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей. 
Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Информация о работе Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема