Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа
Объект: проблема детского алкоголизма в современной России.
Предмет: профилактика детского алкоголизма.
Цель: разработать систему профилактической работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма
1.1. История основных направлений изучения детского алкоголизма. Влияние алкоголя на организм ребенка ………………………………………………….4
1.2. Причины появления подросткового алкоголизма. Особенности алкоголизма у подростков………………………………………………………12
Выводы по 1-ой главе ..…………………………………………………………20
Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.1. Социально – педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя…………………………………………………………23
2.2. Система диагностических методик и профилактической работы…….....35
Выводы по 2-ой главе ………………..…………………………………………42
Заключение ………………………………………………………………………45
Библиография…………………………
Неблагоприятные биологические факторы неодинаковы по силе повреждающего действия на нервную систему, по степени участия в развитии злоупотребления алкоголем у подростков. Наибольшее значение имеют такие биологические факторы, как злоупотребление алкоголем родителями до рождения ребенка, наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний, наличие психических отклонений у подростков. Таким образом, неблагоприятные биологические факторы являются своего рода катализаторами процесса злоупотребления алкоголем, порождаемого неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.
Рассмотрим особенности алкоголизма у подростков. Факт употребления спиртного в подростковом возрасте – уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. Несовершеннолетние с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания. Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.
После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии – подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки. Раннее появление амнезий – плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия – это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия – грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление и амнезии бывают длительными, то тем более. Такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.
Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых. Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки.
Многие родители «прозревают» и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.
В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.
Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость - чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. У подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро - через 1-3 года систематического пьянства.
Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления - некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.
В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств. Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства.
Выводы по 1-ой главе:
Изучение употребления алкоголя среди детей в Росси во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях.
В России в то время были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с раннего детства. Было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми. Спиртные напитки обычно давали слабым, истощенным, рахитичным детям для "укрепления организма", "улучшения" сна и аппетита. Портвейн служил средством повышения аппетита, малиновая настойка – при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при поносе, "рябиновку" – при глистных инвазиях и т.д. В бедных слоях населения водка считается универсальным лечебным средством.
Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина "Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма" (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.
Анализ отечественной
В большинстве работ этого периода использовались методы опроса и интервью либо анкетирования.
Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации среди детей принадлежит редактору первого русского антиалкогольного журнала "Вестник трезвости" (1894-1898) Н. И. Григорьеву. Таким образом, в исследованиях 20-30-х гг. дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному.
Современный период изучения
ранней алкоголизации отмечен
Таким образом, развитию алкоголизма способствует комплекс факторов биологического и социального плана. Формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трёх компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и т.д.) деятельность.
Среди этих компонентов развития личности решающим является социальный – фактор общения, взаимодействия и жизни среди других, в особенности взрослых, людей. Взрослые не только передают детям знания об окружающем мире, но и под их воздействием формируются взгляды, отношения к окружающему, складываются черты характера, образ жизни и поведения подрастающего человека.
Факторы поведения являются ведущими и оказывают прямое влияние на развитие злоупотребления алкоголя несовершеннолетними.
Биологические факторы
оказывают меньшее влияние на
развитие злоупотребления алкоголем.
Обусловливая в большей или меньшей
степени конституционно-
Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.1.Социально –
Социально – педагогическая деятельность
— это деятельность, направленная на конкретного
ребенка, способствующая решению его индивидуальных
проблем посредством изучения личности
ребенка и окружающего его социума; поиска
адекватных способов общения с ребенком;
выявления средств, помогающих ребенку
самостоятельно решить свою проблему.
Социально-педагогическая деятельность
реализуется в виде комплекса
профилактических, реабилитационных мероприятий,
а также путем организации
различных сфер жизнедеятельности
детей.
Социально-педагогическая
деятельность опирается на следующие
принципы:
•индивидуально-личностный подход к ребенку,
•опора на положительные стороны личности ребенка,
•объективность подхода к
•конфиденциальность.
Ранее отмечалось, что социально-педагогическая
деятельность, как и любая другая, имеет
свою структуру, которая включает нескольких
относительно самостоятельных, но в то
же время зависимых друг от друга компонентов:
цель, субъект, объект, функции, методы,
формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической
деятельности с детьми, склонными к употреблению
алкоголя, раскрывая содержание каждого
из ее
компонентов. Целью социально-педагогической
деятельности с подростками, склонными
к алкоголизму, является устранение негативных
факторов, способствующих алкоголизации
детей.
Первый фактор — индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков.
Второй фактор — индивидуально-соматический
— предполагает наличие у ребенка,
склонного к алкоголизму, наследственных
соматических заболеваний, ведущих к отставанию
в физическом развитии.
Третий фактор — социальный внешкольный,
включающий нарушение прав ребенка со
стороны взрослых, отсутствие опеки над
ребенком либо гиперопека, вовлечение
ребенка в противоправные действия, низкий
социальный статус семьи, неадекватные
взаимоотношения в семье.
Четвертый фактор — социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.
Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально – педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.
Цель социально-педагогической
2. Формирование у подростка позитивных ценностных
ориентации в процессе социально-педагогической
и коррекционной работы.
3. Вовлечение подростков в социально-полезную
деятельность, формирование у него разносторонних
интересов и увлечений.
4. Воспитание активной личности, привитие
ей качеств гражданина, семьянина, формирование
положительной самооценки.
5. Укрепление физического и психического
здоровья ребенка путем осуществления
комплекса медицинских, психолого-педагогических
и других мероприятий.
6. Формирование основ правовой культуры
ребенка.
7. Формирование навыков «выживания» в
условиях кризиса современного общества.
Второй компонент
структуры деятельности — это ее субъекты.
Основным субъектом деятельности является
социальный педагог, но кроме того, в данном
случае, могут привлекаться специалист
по социальной работе, валеолог, психолог
и родители.
Третий компонент — это объект,
для которого и организуется
вся социально-педагогическая
Четвертый компонент
— функции деятельности. Они вытекают
из конкретных функций работы субъектов
деятельности.
У социального
педагога такими основными функциями
являются три: 1) социально-педагогическая,
заключающаяся в оказании помощи ребенку
и семье в процессе социального взаимодействия,
в налаживании социальных связей и отношений,
создании благополучной социальной среды
для развития ребенка, осуществлении контроля
за ребенком; 2) социально-обучающая функция,
направленная на овладение ребенком знаниями
о проблеме пьянства и алкоголизма, а также
необходимыми социальными умениями и
навыками противостояния вовлечению в
процесс алкоголизации; 3) правозащитная,
предусматривающая соблюдение и защиту
прав ребенка, склонного к алкоголизму.
Информация о работе Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема