Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:28, курсовая работа
Актуальность исследования. Важное место в исследовании развития дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, в этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослых.
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
Лобзова Василиса Алексеевна
Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность: Дошкольная педагогика
(3 ПОБ-ДОШ-КВ курс очно-заочная форма обучения)
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор |
Козлова Светлана Акимовна |
Зав. кафедрой доктор педагогических наук доктор психологических наук профессор |
Савенков Александр Ильич |
Москва 2014 год
Содержание
Актуальность исследования. Важное место в исследовании развития дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, в этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослых.
Исследования, выполненные под руководством М.И. Лисиной, показали, что примерно к четырем годам сверстники становятся более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд существенных особенностей - разнообразие коммуникативных действий, эмоциональная насыщенность, нерегламентированность коммуникативных актов. Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них является коммуникативное качество. Это качество позволяет грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности, способствует эффективной социально-психологической адаптации к условиям ДОУ.
Высокий уровень сензитивности этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь способствуют формированию межличностных отношений в дошкольном возрасте.
Все вышеизложенное определяет проблему и тему исследования: «Игра как средство развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте».
В связи с актуальностью и значимостью обозначенной проблемы цель исследования состоит в изучении проблемы развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте посредством игры.
Объектом исследования являются межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте посредством игры.
Гипотеза исследования. Предположение о том, что эффективность процесса развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте возрастает при использовании игры.
С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а так же сформулированной гипотезы решались следующие задачи:
1. Осуществить
анализ психолого-
2. Провести
диагностическое исследование
3. Разработать и апробировать систему работы по использованию игры как средства развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте.
4. Определить
динамику межличностных
Методологической основой исследования являются теории развития дошкольников в игре (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, Г.В. Груба, Р.И. Жуковская, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, Г.П. Лескова, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, В.Г. Нечаева, Л.А. Порембская, Е.И. Радина, С.Ф. Сударчикова, М.М. Стрекаловская, О.А. Фролова и др.): положения о специфике межличностных отношений детей дошкольного возраста (М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Ф.Е. Василюка, В.Н. Бутенко, И.В. Дубровиной, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой и др.)
Для решения указанных задач планируется использование следующих методов:
Практическая значимость работы определяется возможностью использования предложенных рекомендаций для формирования межличностных отношений детей. Материалы исследования могут быть использованы в курсе дошкольной педагогики, в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база: Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ "1920" Дошкольное отделение "Яблонька". В исследовании участвовали 15 детей младшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка с полутора лет (Лисина М. И., Смирнова Е.О., Уайт Б). Е. О. Смирнова считает, что взаимодействие детей этого возраста уже является общением на основе следующих критериев [40]:
- проявление
внимания и интереса к
- эмоциональное отношение к сверстнику;
- стремление привлечь внимание сверстника;
- чувствительность к поступкам сверстника.
Общение детей раннего возраста друг с другом происходит с помощью различных действий, анализ которых позволили М. И. Лисиной выделить четыре основных их категории [32].
- Отношение
к сверстнику как к «
- Действия со сверстником как с игрушкой. Эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребёнок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.
- Наблюдение
за другими детьми и
- Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый-ребёнок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая, друг другу, падают на пол и кривляются. Причём к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.
Таким образом, если для детей 1-1,5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам всё чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником. После 1,5 лет поведение ребёнка становится не таким бесцеремонным. Всё чаще дети обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й категорий.
В. Б. Каган (Лютова Е. К., Монина Г. Б/) отмечает, что примерно с 1,5 лет дети начинают бояться незнакомых детей. Они могут переставать играть, прятаться за маму и даже плакать при приближении других детей. К 2-2,5 годам тревога при встрече других детей проходит [25].
Совместные действия между детьми второго года жизни ещё не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети ещё не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки. Но тем не менее интерес к сверстнику постепенно растёт.
Примерно в 1,5 года происходят значительные изменения в общении между детьми. Е. О. Смирнова подчёркивает, что «действия с ровесниками как с неодушевленными предметами идут на убыль, бурно нарастает доля инициативных актов, рассчитанных на то, чтобы заинтересовать собой сверстника, одновременно обостряется и чувствительность малышей к отношению сверстников» [50].
К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Следует заметить, что игрушки и предметы, находящиеся рядом с общающимися детьми, отвлекают их от общения и снижают эффективность взаимодействия друг с другом.
На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения - «яркая эмоциональная окрашенность», особая раскованность, непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.
По мнению многих психологов (Мухина B.C., Смирнова Е.О., Уайт Б.,), дети раннего возраста начинают интересоваться друг другом, учатся выражать свои чувства, начинают соревноваться друг с другом.
Е. О. Смирнова отмечает, что «становление общения детей со сверстниками растягивается на два долгих года. Этот процесс складывается во многом стихийно. Однако участие в нём взрослого, знающего особенности формирования новой сферы жизни детей, может дать положительные результаты, ускоряя момент возникновения общения малышей...» (2000, с. 104). Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им всё ещё нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. При этом присутствие взрослого при установлении контакта между детьми может отвлечь малышей от непосредственного взаимодействия друг с другом, так как в этом случае дети будут стараться любыми путями обратить внимание взрослого на себя [50].
Эксперименты Е. О. Смирновой показали, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчёркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.
В основе исследований М. И. Лисиной (Лисина М.И., Силвестру А.И) лежит представление о том, что личные взаимоотношения неразрывно связаны с образом себя и другого: они возникают в единой деятельности общения и являются его продуктами. Отношения и образ себя основаны на двух различных началах - субъектном и объектном. Субъектное начало самосознания соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний и пр. Это -некоторый центр, ядро самосознания, в котором человеческое. Я уникально и не имеет подобия (бесподобно), не подлежит сравнению (несравненно) и обладает абсолютной ценностью (бесценно). Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятие и переживание другого человека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество, сорадование и пр).
Информация о работе Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей