Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Важное место в исследовании развития дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, в этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослых.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

«Живые куклы»

Разбиваю детей на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать.  Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Предлагаю  помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать.  При этом  предупреждаю, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Все дети  приняли  игровую ситуацию и  продолжали играть сами. Дима и Никита помогали друг другу,  поддерживали сверстников. Когда Сашина кукла начала капризничать, девочка проявила по отношению к ней физическую и словесную агрессию. Дети отреагировали однозначно - кукла маленькая и ее нельзя обижать, она будет плакать, а Дима тихо сказал: «Ты не её мама, мамы не бьют своих детей». Девочка не поняла, почему дети осудили её  и, проявив словесную агрессию по отношению к играющим, ушла. Все дружно продолжили игру, не обращая внимания на Сашу. Девочку это не расстроило, она ходила по группе, громко пела, иногда пыталась оскорбить играющих - дети не отвечали.

6-й этап. Добрые слова и пожелания

В группе тихо - все что-то мастерят их кубиков. Саша спокойная и строит вместе со всеми. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Предлагаю детям поиграть - все соглашаются.

«Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Рассказываю  сказку: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Предложила детям самостоятельно выбрать роль. Саша и Дима захотели быть «заколдованными».  Дети, представляя  себя добрыми волшебниками,  по очереди подходят к «заколдованным»   сверстникам и пытаются расколдовать, называя их ласковыми именами. Дети по очереди менялись ролями, игра всем понравилась. В группе царила доброжелательная атмосфера.

«Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу. Говорю: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».  Дети активно вступили в игру, называя достоинства соседа (придумывали то, чего и быть не могло - «Виталик был на Луне, он летчик и еще космонавт»). Активны были все. Дима и Рома прямо «светились» от счастья, когда хвалили их. Победителя выбирали  дети,  я также  высказала свое мнение - им стал Дима. У мальчика огромная фантазия, ребенок стал «оттаивать». Дети наградили победителя почетной лентой и вручили сладкий приз. По окончании награждения шумно обсуждали высказывания друг друга, много смеялись и предложили поиграть в эту игру со всей группой на прогулке. Ну как им можно отказать?

7-й этап. Помощь в совместной деятельности  

На заключительном  этапе, когда между детьми были установлены доброжелательные и неконфликтные отношения (были срывы лишь у Саши) проводились игры - занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Впервые вводится соревновательный момент, но дети соревнуются не за свой успех, а за успех другого.

«Закончи рисунки»  

Дети садятся  кругом. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Говорю: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать, не вернется к вам». Дети начинают дружно рисовать, затем,  по моему хлопку,  передают ее  соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как рисунки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, мы обсудили, что в результате получилось, и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Дети действовали очень дружно, поддерживали и подсказывали друг другу, радовались успеху, легко воспринимали замысел другого. Виталик, Дима и Настя отметили, что конечный рисунок лучше, чем то, что они хотели нарисовать. Соревновательный момент ушел на второй план - это была команда.

«Мастер и подмастерья» 

 Делю  детей на подгруппы по четыре  человека. Один ребенок мастер, остальные  — подмастерья. Я говорю: «В нашем  городе объявлен конкурс на  самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». Дети начинают дружно и быстро работать, помогают и подсказывают друг другу. По окончании работы обсуждают свой коллаж и друзей. Ни одного отрицательного замечания, все довольны.

Таким образом, цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста совершенствовать межличностные отношения в группе сверстников детского сада посредствам социальных игр. Задачи программы:

1. Установление  дружеской атмосферы и развитие  коммуникативных навыков общения  среди дошкольников;

2. Создание  ситуаций для творческого самовыражения  в процессе коммуникативной деятельности;

3. Развитие  навыков межгруппового взаимодействия  и воспитание интереса к своим сверстникам;

4. Развитие  чувства понимания и сопереживания  к другим людям.

Программа использования игры как средства развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте, условно состоящая из 3-х блоков: развитие психоэмоциональной сферы; развитие коммуникативных способностей; формирование у детей чувства общности и способность «увидеть» другого. В процессе работы использованы следующие методические приемы: словесные и подвижные игры («Назови ласково», «Комплименты», «Маски», «Руки», «Ниточка и иголочка», Волшебный сон», «Бумажные развалы») с целью снятия напряжения и развития позитивного восприятия сверстника, умения выражать свое отношение к другому через слово, действие; проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств - «Что я чувствую», «Нехочуха», «Собаки бывают разные», «Вместе и порознь», «Пойдем, погуляем».

 

2.3. Динамика межличностных  отношений у детей  младшего  дошкольного возраста в условиях  экспериментальной работы

С целью проверки эффективности работы, направленной на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, нами был организован контрольный эксперимент по методикам, описанным на констатирующем этапе.

Игра №1 «Секрет».

Обобщая результаты исследования статусного места ребенка в группе, мы составили таблицу (см. табл. 5)

Таблица 5 - Результаты исследования статуса ребенка среди сверстников в группе

И.Ф. ребенка

Количество выборов

Количество баллов

Статус в группе

1

Женя С.

8

8

Лидер

2

Таня З.

6

6

Предпочитаемый

3

Сережа Р.

3

3

Оттесненный

4

Оксана Б.

3

3

Оттесненный

5

Андрей М.

6

6

Предпочитаемый

6

Таня К.

3                                                                                                                                                                                                                                                                  

3

Оттесненный

7

Максим Ш.

5

5

Предпочитаемый

8

Наташа М.

4

4

Предпочитаемый

9

 Ксюша В.

7

7

Лидер

10

Юра У.

3

3

Оттесненный

11

Егор А.

2

2

Оттесненный

12

Семен Т.

3

3

Оттесненный

13

Света Ч.

5

5

Предпочитаемый

14

Павлик К.

3

3

Оттесненный

15

Антон Р.

4

4

Предпочитаемый


 

По результатам диагностики нами выявлены следующие данные:

- 2 лидера (13%) получили по  8 выборов;

- 6 предпочитаемых (40%) получили по 4-6 выборов;

- 7 оттесненных (47%) получили по 3-2 выбора;

Результаты исследования статуса детей в экспериментальной группе на контрольном этапе наглядно представлены в круговой диаграмме (см. рис. 3)

 

 

Рис. 3. Результаты исследования статуса детей в группе на контрольном этапе

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов, мы выявили, что у детей, с которыми проводилась развивающая работа, способствовала изменению статусного места ребенка в группе сверстников. Выбирая свою линию поведения в предложенных экспериментатором ситуациях, дети склонялись больше к тому, как будет правильно. Дети старались проявлять большую самостоятельность при оказании помощи, в результате чего у сверстников менялось отношение друг к другу в лучшую сторону.

По показателю «позитивное отношение» были получены следующие данные: в начале года перед проведением программы составил низкий показатель, а это значит, что у детей возникали проблемы с общением в группе. В конце года показатель выше. Таким образом, дети начали общаться друг с другом активнее.

В показателе «негативное отношение» тоже произошли изменения. В начале года в группе обстановка не совсем благоприятная, так как дети с некоторыми ребятами общались мало, не брали в игру и с ними играли недостаточно часто. Но зато в конце года после проведения программы этот показатель снизился. Таким образом можно сделать следующие выводы: дети стали более терпимо относиться друг к другу, уважать мнение друг друга и умеют договариваться друг с другом.

Показатель «взаимный выбор», тоже недостаточно высокий в начале года. Это означает, что многие дети в группе друг с другом мало общаются и в коллективе нет сплоченности, которую хотелось бы видеть. Но зато после проведения программы группа перешла на более высокий показатель и в группе сложилась более дружелюбная обстановка. Дети стали общаться друг с другом не выбирая какую-то определённую группу сверстников и самостоятельно могли организовать коллективные игры.

Сравнивая результаты методик до и после проведения коррекционно-развивающей программы, можно сделать вывод о том, что у детей сформировались благоприятные межличностные отношения между сверстниками; в начале года показатель составил 3,67, а в конце года увеличился до 5,67.

Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов по исследованию статусного места ребенка в группе сверстников у детей наглядно представлены в гистограмме (см. рис. 4)

 

Рис. 4 Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов по исследованию статусного места ребенка в группе сверстников у детей

 

Методика №2 «Отношение ребенка к сверстникам (для воспитателей)»

Результаты проведенного исследования по определению отношения детей к сверстникам, представлены в таблице 6. При обработке полученных результатов мы обнаружили следующие показатели.

Таблица 6 - Показатели изучения отношения к сверстникам детей

И.Ф.ребенка

Количество баллов

Отношение к сверстнику

1

Женя С.

2

Положительное

2

Таня З.

3

Положительное

3

Сережа Р.

4

Нейтральное

4

Оксана Б.

4

Нейтральное

5

Андрей М.

2

Положительное

6

Таня К.

4

Нейтральное

7

Максим Ш.

3

Положительное

8

Наташа М.

3

Положительное

9

 Ксюша В.

2

Положительное

10

Юра У.

4

Нейтральное

11

Егор А.

6

Нейтральное

12

Семен Т.

4

Нейтральное

13

Света Ч.

3

Положительное

14

Павлик К.

4

Нейтральное

15

Антон Р.

3

Положительное

Информация о работе Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей