Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Важное место в исследовании развития дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, в этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослых.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

 

По результатам проведенной диагностики нами выявлены следующие данные:

- 8 испытуемых (53%) имеют положительное отношение  к сверстникам, если возникают  трудности, то они корректируются под влиянием детского коллектива;

- 7 испытуемых (47%) имеют нейтральное отношение  к сверстникам, трудности возникают  из-за недостаточного опыта общения  и/или неуверенности.

Показатели изучения отношения к сверстникам детей экспериментальной группы наглядно представлены в круговой диаграмме (см. рис. 5)

Рис.5 Показатели изучения отношения к сверстникам у детей

 

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов, мы выявили, что отношение детей экспериментальной группы к сверстникам улучшилось. Дети стали больше общаться друг с другом, внимательнее к эмоциональному состоянию сверстников и терпимее к их ошибкам.

На гистограмме видно, что негативного отношения к сверстникам уже нет, а вот показатель позитивного отношения увеличился. Таким образом, у детей появилось желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, появилось желание и готовность ребёнка воспринять действия сверстника и откликнуться на его предложение. Также дети научились замечать пожелание и настроение сверстника. В целом можно сказать, что у детей складываются благоприятные межличностные отношения между сверстниками.

 Сравнительные  результаты изучения отношения  детей к сверстникам на констатирующем и контрольном этапах наглядно представлены в гистограмме  (см. рис. 6).

Рис. 6 Сравнительные результаты по изучению отношения детей к сверстникам на констатирующем и контрольном этапах.

 

По результатам исследования контрольного этапа, мы  составили сравнительную таблицу (см. табл. 7)

Таблица 7 - Сводные показатели исследования уровня развития межличностных отношений у детей на контрольном этапе

№ методики

Статус и уровни развития

Показатели

Кол-во

%

Методика 1

Лидеры

2

13

Предпочитаемые

6

40

Оттесненные

7

47

Методика 2

Положительное отношение

8

53

Нейтральное отношение

7

47


 

Следовательно, результаты контрольного этапа свидетельствуют о положительной динамике развития межличностных отношений у детей.

Таким образом, проводимая работа способствовала повышению уровня межличностных отношений у детей. Они стали более инициативными в оказании помощи нуждающимся и дружелюбными при общении друг с другом. По  выражению их лица видно, как идет внутренняя борьба между «так я хочу» и «так будет правильно», в большинстве случаев в пользу второго.

Работа по данной коррекционной программе дала заметный положительный результат: в группе стала заметно меньше конфликтов и ссор.  Значительно  снизилась агрессивность Никиты и Ромы, Дима вообще не проявляет агрессии. У Саши уменьшилось количество демонстративных реакций (но они не исчезли совсем). Дима, игравший раньше в одиночестве, стали постоянно  участвовать в совместных играх.    

Вся коррекционная работа с подгруппой детей была направлена не только на коррекцию имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, характеризующимся доброжелательным отношением друг к другу. В начале коррекционной работы дети с неблагополучным статусом не сразу включались в игры и совместную деятельность, были застенчивы, не активны, не сразу шли на контакт, наблюдались вспышки агрессии (Саша, Рома, Никита). Дети с благополучным статусом, в свою очередь, с большой неохотой общались с детьми, себе противоположными. Через несколько занятий дети с противоположными статусами стали проявлять интерес друг к другу. К концу курса коррекционной работы обе подгруппы не испытывали дискомфорта в общении друг с другом.  

 Результаты  контрольной диагностики показали оптимизацию межличностных отношений и положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей.  

 Анализируя  проведенную работу можно отметить, что цель коррекционной работы, направленной на формирование  доброжелательных отношений дошкольников и оптимизацию межличностных отношений достигнута, но не в полном объеме. Итоги диагностики показали, что статус Саши Г. не изменился. Она продолжает проявлять физическую и словесную агрессию по отношению к детям и жить в своем мире. Самым отрицательным моментом является то, что ребенок считает:  ругаться и обижать - это нормально. Когда девочка не агрессивна и включается в общую игру, дети ее не отталкивают, но сами в игру не зовут. Трудностей в процессе работы с детьми не возникало, они были при попытке общения с мамой Саши. Педагоги ДОУ на протяжении 4-х лет ведут с ней работу, но результат отрицательный,  мама не видит ничего плохого в словесной и физической агрессии. Еще один отрицательный момент - недостаточный период коррекционной работы (5 месяцев). Воспитатели, работающие в группе и добросовестно реализующие все образовательные области основной Программы, не всегда в системе ведут коррекционную работу - просто не хватает времени.

Работа по моральному и нравственному развитию дошкольников, коррекции психоэмоционального развития должна проводиться с момента поступления ребенка в детский сад и вестись систематически на весь период пребывания детей в ДОУ. С детьми, имеющими отклонения в психическом развитии,  должен работать специалист. Только при наличии системы в коррекционной работе с детьми и  взаимодействии при проведении этой работы психолога, воспитателя и родителей мы будем иметь положительные результаты и здоровое в морально-нравственном аспекте поколение.

По результатам констатирующего и контрольного эксперимента можно выделить следующие задачи, которые удалось реализовать посредством театрализованной игры:

1. Дети  сблизились друг с другом и  стали более открыты в общении.

2. Межличностные  отношения между сверстниками  изменились в положительную сторону.

3. У детей  появились какие-то общие интересы  с теми с кем раньше они  не общались.

4. Дети стали  выбирать тех детей, с которыми  ранее не общались и игнорировали.

5. Взаимных  выборов стало намного больше.

6. Есть и  отрицательные выборы, но намного  меньше, чем в констатирующем эксперименте.

Всё это свидетельствует о том, что комплекс коррекционно-развивающих занятий на основе игр действительно эффективен и способствует формированию благоприятных межличностных отношений старших дошкольников.

Таким образом, коррекционно-развивающая программа, составленная на игр; психогимнастики; разыгрывание различных сказок, была результативна и эффективна. С помощью игр дети стали очень дружной группой, они стали сами разрешать конфликтные ситуации, научились договариваться друг с другом. Сформировались положительные межличностные отношения в группе сверстников. С помощью коррекционно-развивающей программы коллектив стал как одно целое. Сравнивая результаты методик до и после коррекционно-развивающей программы, можно сделать следующий вывод, что межличностные отношения дошкольников улучшились.

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.

Малая общительность - объективно существующее явление. У таких детей резко снижены основные характеристики общения по сравнению с остальными членами группы. Малая общительность в большинстве рассматриваемых различными авторами случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми. Симптом малообщительности, проявляемый внешне одинаково, - сложное явление.

Таким образом, становится очевидной необходимость исследовать личность ребенка в группе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастном этапе развития, в опосредованных деятельностью межличностных отношениях детей. Очевидной становится необходимость изучения этих отношений. Именно через эту плоскость отношений ребенок наиболее тесно соприкасается с миром переживаний, ибо без эмоционального «тепла» межличностных отношений, без чьей-либо привязанности в группе он не может быть эмоционально удовлетворен.

Основываясь на данных положениях, нами было организовано экспериментальное исследование, которое проводилось в 3 этапа:

1.Констатирующий (диагностический) этап, цель которого  выявить избирательные предпочтения  детей и проверить восприятие  друг друга сверстниками в  группе.

2.Формирующий  этап - цель, которого развитие благоприятных  межличностных отношений старших  дошкольников с использованием развивающей программы. Программа формирующего эксперимента рассчитана на проведение регулярных занятий.

3.Контрольный (диагностический) этап, цель которого  выяснить влияние эксперимента  на развитие межличностных отношений  старших дошкольников.

На первом этапе экспериментального исследования (констатирующем) было определено содержание работы, целью которой мы наметили выявить уровень межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста. Для этого были использован стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова: игра «Секрет», в основу положена методика «выбор в действии», методика «Отношение ребенка к сверстникам (для воспитателей)».

Анализ полученных данных показывает невысокий уровень развития межличностных отношений связанных со сложившимися  оценочными отношениями, у них к сверстникам; трудностями устанавливать контакт при общении с ровесниками, обусловленных негативным отношением к ним, неуверенности в себе и некоторыми индивидуальными особенностями. Это нам и позволило поставить задачу, связанную с формированием  межличностных отношений у дошкольников.

На формирующем этапе цель программы использования игры как средства развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте: помочь детям старшего дошкольного возраста совершенствовать межличностные отношения в группе сверстников детского сада посредствам социальных игр. Задачи программы:

1. Установление  дружеской атмосферы и развитие  коммуникативных навыков общения  среди дошкольников;

2. Создание  ситуаций для творческого самовыражения  в процессе коммуникативной деятельности;

3. Развитие  навыков межгруппового взаимодействия  и воспитание интереса к своим  сверстникам;

4. Развитие  чувства понимания и сопереживания  к другим людям.

Программа использования игры как средства развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте, условно состоящая из 3-х блоков: развитие психоэмоциональной сферы; развитие коммуникативных способностей; формирование у детей чувства общности и способность «увидеть» другого. В процессе работы использованы следующие методические приемы: словесные и подвижные игры («Назови ласково», «Комплименты», «Маски», «Руки», «Ниточка и иголочка», Волшебный сон», «Бумажные развалы») с целью снятия напряжения и развития позитивного восприятия сверстника, умения выражать свое отношение к другому через слово, действие; проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств - «Что я чувствую», «Нехочуха», «Собаки бывают разные», «Вместе и порознь», «Пойдем, погуляем».  

Информация о работе Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей