Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:28, курсовая работа
Актуальность исследования. Важное место в исследовании развития дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, в этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослых.
По результатам диагностики экспериментальной группы нами выявлены следующие данные:
- 2 лидера (13%) получили по 8 выборов;
- 3 предпочитаемых (20%) получили по 5-6 выборов;
- 9 оттесненных (60%) получили по 3-2 выбора;
- 1 отверженный (7%) получил по 0 выборов.
Результаты исследования статуса детей в группе на констатирующем этапе наглядно представлены в круговой диаграмме (см. рис. 1)
Рис. 1. Социометрический статус детей
на констатирующем этапе
По результатам исследования статусного места ребенка мы построили сравнительную гистограмму на констатирующем этапе (см. рис. 2)
Рис. 2. Сравнительная гистограмма по результатам исследования статусного места ребенка в группе на констатирующем этапе.
В результате этой методики выяснилось, что в группе сложившиеся оценочные отношения, у детей к сверстникам, существенно влияют на их взаимоотношения, а также определяют статусное место ребенка в группе. Но как показывают данные, в группе существуют серьезные проблемы в межличностных отношениях детей. Это было подтверждено как в процессе игры «Секрет» так и во время бесед с детьми данной группы, а также в процессе наблюдения над проводимой совместной деятельностью (игра, труд).
Как видно из гистограммы отвергнутых детей в группе мало, а вот принятых и предпочитаемых детей больше, чем звёзд. Так как принятых и предпочитаемых детей больше, то это означает, что всё-таки в группе есть те дети, с которыми мало общаются и играют редко. А вот из таблицы наблюдается, что взаимных выборов не так много как хотелось бы. Есть те дети, с которыми мало общаются и мало играют. Отвергнутых детей нет, но всё-таки взаимных выборов мало. А это значит, что дети общаются только с теми ребятами, которых выбрали. Из этого следует, что в группе коллектив не сформирован, нет сплочённости и доверия друг к другу.
Методика №2 «Отношение ребенка к сверстникам (для воспитателей)».
Цель исследования - определить отношение ребенка к сверстникам.
Проведение исследования: экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.3), проводит опрос воспитателей, анализирует поведение ребенка и оценивает по 10 различным критериям. Оценки, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Таблица 2 - Протокол к методике «Отношение ребенка к сверстникам (для воспитателей)»
№ |
Особенности поведения |
Оценки по вербальной шкале | ||
Да |
Нет |
Иногда | ||
1 |
Старается устраниться от активного участия в игре |
|||
2 |
Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям |
|||
3 |
Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями |
|||
4 |
Не оказывает помощь другим, даже если об этом просят |
|||
5 |
Соглашается на второстепенные роли, никогда не высказывает желания быть главным в игре |
|||
6 |
У него нет друзей ни в детском саду, ни во дворе |
|||
7 |
Избегает общения с другими детьми |
|||
8 |
В игре всегда стремится получить значимую роль, если не получает, отказывается играть |
|||
9 |
Не проявляет интереса к коллективным играм, играет один |
|||
10 |
Часто жалуется взрослым, что его обижают другие |
Оценка результатов:
Оценки «да» оцениваются в 1 балл, ответы «нет» - в 0 баллов. Ответ «иногда» оценивается в 0,5 балла. Отношение ребенка к сверстникам определяется по общей сумме баллов, набранной по всем критериям.
Интерпретация:
7-10 баллов - негативное отношение к сверстнику;
4 -6 баллов - нейтральное отношение;
1-3 балла - положительное отношение.
Исследование по изучению отношения ребенка к сверстникам проводилось с воспитателями. При обработке полученных результатов мы обнаружили следующие показатели (см. табл. 3)
Таблица 3 - Показатели изучения отношения к сверстникам детей
№ |
И.Ф.ребенка |
Количество баллов |
Отношение к сверстнику |
1 |
Женя С. |
2 |
Положительное |
2 |
Таня З. |
3 |
Положительное |
3 |
Сережа Р. |
4 |
Нейтральное |
4 |
Оксана Б. |
5 |
Нейтральное |
5 |
Андрей М. |
3 |
Положительное |
6 |
Таня К. |
4 |
Нейтральное |
7 |
Максим Ш. |
3 |
Положительное |
8 |
Наташа М. |
4 |
Нейтральное |
9 |
Ксюша В. |
1 |
Положительное |
10 |
Юра У. |
5 |
Нейтральное |
11 |
Егор А. |
8 |
Негативное |
12 |
Семен Т. |
5 |
Нейтральное |
13 |
Света Ч. |
4 |
Нейтральное |
14 |
Павлик К. |
5 |
Нейтральное |
15 |
Антон Р. |
4 |
Нейтральное |
По результатам диагностики нами выявлены следующие данные:
- 1 испытуемый (7%) имеют серьезные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям;
- у 9 человек (60%) трудности обусловлены неумением устанавливать, контакты со сверстниками чаще всего из-за недостаточного опыта общения и/или неуверенности в себе;
- у 5 испытуемых (33%) трудности в
общении ситуативны и/или обусл
При помощи этой методики выяснилось, что дети испытывают трудности при общении со сверстниками, обусловленных негативным отношением к ним, неуверенности в себе и некоторыми индивидуальными особенностями детей. Причиной многих конфликтов служит неумение детей понимать и учитывать интересы других сверстников – особенно ярко это проявляется в экспериментальной группе.
На гистограмме показано, что детей с негативным отношением к сверстникам больше, чем с позитивным. Из этого следует, что дети в группе неспособны предотвращать конфликт, они постоянно спорят, ссорятся друг с другом, они не умеют находить подход друг к другу, у детей не развита потребность в общении друг с другом, что является преградой в развитии межличностных отношений.
Результаты проведенного исследования, отношения к сверстникам детей на констатирующем этапе, наглядно представлены в круговой диаграмме (см. рис. 2)
Рис.2 Результаты изучения отношения к сверстникам детей на констатирующем этапе
По результатам исследования констатирующего этапа, мы составили сравнительную таблицу (см. табл. 4)
Таблица 4 - Сводные показатели исследования уровня развития межличностных отношений у детей на констатирующем этапе
№ методики |
Статус и уровни развития |
Показатели | |
Кол-во |
% | ||
Методика 1 |
Лидеры |
2 |
13 |
Предпочитаемые |
3 |
20 | |
Оттесненные |
9 |
60 | |
Отверженные |
1 |
7 | |
Методика 2 |
Положительное отношение |
5 |
33 |
Нейтральное отношение |
9 |
60 | |
Негативное отношение |
1 |
7 |
Таким образом, анализ полученных данных показывает невысокий уровень развития межличностных отношений связанных со сложившимися оценочными отношениями, у них к сверстникам; трудностями устанавливать контакт при общении с ровесниками, обусловленных негативным отношением к ним, неуверенности в себе и некоторыми индивидуальными особенностями. Это нам и позволило поставить задачу, связанную с формированием межличностных отношений у дошкольников.
На втором этапе для работы с детьми была составлена программа использования игры как средства развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте, условно состоящая из 3-х блоков:
- развитие психоэмоциональной сферы;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование у детей чувства общности и способность «увидеть» другого.
Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста совершенствовать межличностные отношения в группе сверстников детского сада посредствам социальных игр.
Задачи программы:
1. Установление
дружеской атмосферы и
2. Создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности;
3. Развитие
навыков межгруппового
4. Развитие
чувства понимания и
В процессе работы по развитию доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте использованы следующие методические приемы:
- Словесные и подвижные игры («Назови ласково», «Комплименты», «Маски», «Руки», «Ниточка и иголочка», Волшебный сон», «Бумажные развалы») с целью снятия напряжения и развития позитивного восприятия сверстника, умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.
- Проигрывание
этюдов на выражение и
- Тематическое и свободное рисование - «Мое настроение», «Моя группа», «Автопортрет».
- Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциональными состояниями и чувствами - «Какие все люди разные», «Волшебные средства понимания - интонация, мимика», «Эмоции».
Работа по формирование у детей чувства общности и способность «увидеть» другого проводилась на основе коррекционной программы (Е.О. Смирнова, В.М.Холмогорова. Моральное и нравственное развитие дошкольников).
Главной задачей программы использования игры как средства развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, действиям и поступкам. Программа базируется на следующих принципах:
- Безоценочность;
- Отказ
от реальных предметов и
- Отсутствие
соревновательного начала в
Главным методом программы является игра, в которой дети могут пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии. Как и рекомендует программа, работа включала 7 этапов. В игру приглашались только желающие дети.
1-этап. Общение без слов
Основной целью этапа: установление эмоционально - позитивного контакта с ребёнком.
Основная тактика поведения взрослого недирективная. Предоставление ребёнку инициативы и самостоятельности. Необходимыми условиями установления эмоционально - позитивного отношения между ребёнком и воспитателем будет установка на эмпатическое принятие ребёнка, эмоциональная поддержка, доброжелательное внимание к инициативе, исходящей от ребёнка, и готовность к сотрудничеству в совместной деятельности. Эти условия реализуется через использование техники эмпатического слушания и предоставление инициативы и самостоятельности ребёнку в выборе.
На данном этапе используются коммуникативные игры, направленные на снятия напряжения, установления контактов и взаимодействия и развитие восприятия сверстника как игрового партнера. На данном этапе игры способствующие выражению первых симпатий в форме выбора предпочитаемого сверстника. А так же коллективная детская творческая деятельность, коллективная работа поможет дошкольникам сформировать желание общаться со сверстниками
Игры «Каравай», «Ручеёк», «Ветер дует на…» подробно опишем онесколько игр
«Ветер дует на…»
Дети рассаживаются на ковриках, первым в роли ведущего, воспитатель. Со славами «ветер дует на..»ведущий начинает игру. Что бы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «ветер дует на того у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», « у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому. Коллективный рисунок «Наш дом» Даёт возможность каждому ребёнку участвовать в общей деятельности.
Информация о работе Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей