Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:28, курсовая работа
Актуальность исследования. Важное место в исследовании развития дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, в этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослых.
«Жизнь в лесу»
Я села на пол и предложила детям сесть рядом. Все девочки и Виталик сразу откликнулись. Рома и Никита сделали скучные лица и демонстрационно отвернулись, Дима сел рисовать. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы трёмся друг о друга носами (показываю, как это делать), когда хотим спросить как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показываю), когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - трёмся об него головой (показываю). Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра» (дети трутся носами друг о друга). Звери улыбаются друг другу и спрашивают, как дела? (дети хлопают ладонью по ладони другого ребенка). Рома с Никитой стали наблюдать, но в игру не вступают. «Звери, улыбаясь, отвечают, что всё хорошо» (дети кладут свою голову на плечо другого ребенка). Рома и Никита наблюдают, но видно, что они хотят присоединиться к игре. Я их приглашаю, Никита присоединяется. «Звери умываются, чистят зубки. Они решили позавтракать вместе. Звери угощают друг друга фруктами и овощами» (дети моют лицо, чистят зубы, протягивают друг другу овощи и фрукты). Проделывают все движения с желанием. «Звери, улыбаясь, говорят друг другу спасибо» (дети выражают свою благодарность, трутся головой друг о друга). «Вдруг подул холодный ветер, закапал дождь, и животные спрятались под большой гриб, прижавшись, друг к другу» (дети прижались друг к другу, показывая, что им холодно).
С заданием все справились хорошо. «Выглянуло солнышко, и звери улыбнулись друг другу» (дети трутся носами друг о друга). Это задание детям понравилось, и они выполнили его с удовольствием. «Звери взялись за руки, и пошли гулять» (дети взялись за руки, но при этом Никита хотел взять за руку Марину, но та взяла за руку Виталика). Никита встал в стороне и отвернулся. Я ему улыбнулась и предложила свою руку, мальчик взял её. «Звери весело и радостно танцевали и улыбались друг другу» (дети, не отпуская рук, продолжили танец). Никита улыбнулся и пошёл танцевать со мной. «Так прошёл солнечный, весёлый день. Звери попрощались, пожелали друг другу спокойной ночи, пошли спать» (дети потерли друг о друга носами и пошли спать, присев на пол, сложили руки под щечку). Задание было выполнено хорошо. На этом я игру закончила, детям очень понравилось, и они изъявили желание поиграть ещё, присоединился и Рома, а вот Дима так и продолжал рисовать.
Главной целью этого этапа было переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Правило этой игры – запрещение разговоров между детьми. Игра показала, что дети могут привыкнуть к свободному взаимодействию.
2-й этап. Внимание друг к другу
«Общий круг»
Собираю детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (все дети садятся в круг). А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Заглядываю каждому ребенку в глаза по кругу и слегка киваю головой. Когда я “поздоровалась” со всеми детьми, я дотронулась до плеча сидящего рядом Ромы, предложив ему поздороваться с ребятами. Из всех детей сложно было лишь Саше - ее взгляд блуждал по комнате, а Дима здоровался не со всеми. Остальные дети выполнили задание.
«Разговор сквозь стекло»
Предложила детям разбиться на пары. Никита встал с Ромой, а Дима не захотел встать с Сашей. Настя взяла инициативу в свои руки - отправила Виталика к девочке, а сама встала рядом с Димой. «Представьте, что один из вас находиться в большом магазине, а другой - ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход - на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать - бесполезны: партнер вас все равно не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы поняли друг друга». Все, что происходило дальше, можно смело снимать на видео. Дети так старались изобразить нужный предмет, что их находчивости позавидовал бы любой актер. Стены отчуждения как не бывало, это была одна команда. После игры дети еще долго делились впечатлениями.
Целью этого этапа было формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. В процессе игр слабое внимание было у Саши, она сосредоточена на себе. Дима, Никита и Рома старались выполнить задание, и это им удалось
3-й этап. Согласованность движений
«Составные фигуры»
Я рассадила детей вокруг себя и говорю: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке наверняка видел слона. А кто не был - видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?». Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Помогаю детям расположиться в правильном порядке. Впереди - хобот. За ним - голова, по бокам - уши и т.д. Когда слон составлен, предлагаю ему пройтись по группе: каждая часть слона соблюдает очередность. Затем в таком же порядке были изображены волк, собака. При движении дети имитировали походку, озвучивали животных. В игре приняли участие не все дети, Саша сказала, что не будет ушами, а будет принцессой. Предложила ей поиграть в театрализованном уголке, девочка охотно согласилась
Основная задача этого этапа заключалась в том, чтобы научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Дети с заданием справились. Чувствовалась сплочённость действий, направленное внимание на другого ребёнка.
4-й этап. Общие переживания
Основная цель данного этап актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций и объективирование негативных тенденций личностного развития ребёнка в социальной игре, коммуникации с взрослыми. Основная тактика поведения взрослого на втором этапе заключается в сочетании директивности в направленности на актуализацию трудностей развития и недирективности в предоставлении ребёнку свободы в выборе формы реагирования и поведения.
Предпочтение на этом этапе программы отдаётся играм, которые носят импровизированный характер, т.е. предоставляют инициативу в выборе партнёров по игре и не имеют жёсткого заданного характера. Взрослый обращает внимание на выбор ролей детьми для сюжетно-ролевой игры, корректирует выбор детей, давая возможность отвергнутым выбирать ведущие роли игры. «Семья», «Детский сад», «Больница», «Дочки - матери». Более подробно опишем несколько игр.
«Дочки- матери»
Цель: формирование и закрепление положительного отношения ко всем участникам игры.
Эта игра полезна и для девочек и для мальчиков в развивающем плане межличностных отношений среди сверстников. Во время игры решаются вопросы «Почему важно в семье любить друг друга», игра помогает ребёнку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми. В этой игре можно разыгрывать жизненные ситуации, например «вечер в семье», «праздник в семье», «как помирить поссорившихся членов семьи».
Дополнительным выявлением особенности самооценки и степени уверенности в себе в группе сверстников, а также для подтверждения эмоциональной устойчивости на данном этапе используется методы тематического и свободного творчества на темы: «Моя семья». «Наша дружная группа»
Для стимулирования активности и развитию совместных действий проводится хороводная театрализация сказки «Теремок». Дети разделяются на подгруппы. Первая подгруппа - распределяются по ролям (камар -пискун, мышка -норушка, лягушка -квакушка, зайчик- попрыгайчик, лисичка- хитричка, волк- зубами щёлк, мишка- топтышка). Вторая подгруппа дошкольников - встают в круг взявшись за руки, изображая крепкий теремок. Дети второй подгруппы дружно идут по кругу со словами «Стоит в поле терем- теремок, он не низок не высок. Вдруг по полю, полю камар летит. У дверей присел и пищит: Ребёнок из первой группы с шапочкой комара на голове изображает комара, проговаривает слова. Кто, Кто в теремочке живет, кто в невысоком живёт? » Встаёт в общий хоровод вместе с детьми. И т. д. по сказке.
«Злой дракон»
В начале игры предлагаю детям стать гномами, живущих в маленьких домиках. Детям предложено 4 домика. Опять проблема с Сашей - она не захотела быть в домике с Димой («Хочу с Виталиком»). Мальчик выглядел растерянным. На помощь пришла Настя («А Дима добрый, а дерется, когда глаза грустные. И рисунки у него красивые, только грустные. Я буду с ним в домике»). Дима улыбнулся, что бывает очень редко, а вот Виталик загрустил, но промолчал и впустил Сашу в домик. Когда дети заняли места в домиках - коробках, говорю: «В нашей стране - большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Я хожу между домиками, изображаю дракона, устрашающе вою, угрожаю, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь. Убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, перехожу к следующему. В четвертом домике опять проблема - Виталик наотрез отказался обнимать Сашу, предложила гладить ее по плечу - согласно кивнул головой и вздохнул.
Этот этап состоял из игры, направленной на переживание общих эмоций. Совместное переживание эмоциональных состояний - положительных (отрицательных) объединило детей, породило чувство близости, общности и желание поддержать друг друга, разрушило отчуждение.
5-й этап. Взаимопомощь в игре
Основной целью этапа: Формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, развитие коммуникативной компетентности. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности. На конструктивно - формирующем этапе программы используются социальные игры включающие в себя проигрывание условных и реальных ситуаций. А так же приёмы, способствующие развитию умения принимать групповые решения, для повышения самооценки детей и установления реальной и адекватной возможности уровня притязания и повышения чувства уверенности в участниках социальной игры.
Основная тактика поведения взрослого: директивная, выражающая в выборе социальной игры и арт-терапевтического воздействия; предоставление детям обратной связи об эффективности разрешения дошкольниками конфликтных ситуаций. Социальные игры на данном этапе «Необитаемый остров», «Зоопарк», «Строим город», «Магазин», «Путаница». Для закрепления данного этапа проводится творческая детская деятельность «Художники рисуют родной город»
В социальных играх ребёнок выбирает определённую роль. Описывает, как он выглядит, говорит, одевается, передвигается и т.п. Большое внимание уделяется тому, как будет себя вести, чем заниматься, исполняя эту роль. Вот несколько примеров:
«Зоопарк»
Цель: Способствовать умению детей общаться, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, а также совместно строить и реализовывать планы во время совместной игры со сверстниками
Ход игры: Создать условия для игры загадав загадку о зоопарке, дети между собой распределяют роли (медсестра, ветеринар, повар). Повар варит кашу, наливает в бутылочки для верблюжонка и жирафчика; раскладывает еду на тележку и везет животным. Доктор делает обход. Измеряет температуру воды в бассейне. Распоряжается отнести медвежонка на прививку. Медсестра раздает витамины, взвешивает малышей, ослушивает их, записывает в карточку. Затем дети готовятся к приёму посетителей. Роль экскурсовода заниает воспитатель, так легче корректировать игру.
«Магазин»
Цель: Развитие коммуникативных способностей, Умение преодолеть смущение и побывать в группе сверстников в главной роли продавца.
Ход игры: Из группы детей выбирается один продавец ,второй кассир. Остальные дети (покупатели), выбирают товары самостоятельно. Дети вежливо обращаются между собой. Кассир пропускает (покупателей) при условии, что они скажут, что из этого можно приготовить, или как растут эти овощи и фрукты. Если ответ не понравился кассиру, он не пропускает покупателя, который в этом случае советуется с другими участниками игры и более подробно отвечает на вопрос. Дети могут объединиться в небольшие группы для совместных покупок. Возможен и ещё вариант. Продавец или кассир оценивает ответ (в этом случае в роли продавца обязательно должен быть ребёнок)и сравнивает оценку за ответ со стоимостью выбранной покупки; продаете или требует «доплатить»,т.е. улучшить ответ.
«Путаница»
Цель: Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе.
Ход игры: Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, так же, не разжимая рук.
Творческая детская деятельность «Художники рисуют родной город»
Цель: Развивать в детях ощущения свободы и коллективной творческой активности.
Ход занятия: Каждый участник коллективной работы рисует деталь заранее выбранного сюжета. Например: Зоопарк, магазины, пешеходный переход, горку, людей, деревья, играющие дети, птиц и т. д. На данном этапе дети играли в игру, требующую от них проявления сопереживания и сорадования, взаимопомощи. Перед игрой дети вместе играли в подвижную игру, конфликтов не возникало.
Информация о работе Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей