Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа
Цель нашего исследования: выявить, какие компоненты составляют содержание педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить структуру авторитета учителя начальных классов;
Введение…………………………………………………………………………..0
1. Сущность педагогического авторитета
1.1. Понятие об истинном и ложном авторитете учителя начальных классов.....................................................................................................................0
1.2. Структура педагогического авторитета...………………………...............0
1.3. Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя начальных классов...................................................................................................0
2. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета учителя для младших школьников
2.1. Задачи, содержание и организация эксперимента.....................................0
2.2. Анализ результатов эксперимента………..............................……….…....0
Заключение………………………………………………………………...……....0
Список литературы……………………………………………………………......0
Приложение……………………………………………………………………......0
Для либерального стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой учитель не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого учителя плохая, в классе шумно, дети не слушают объяснений. Либеральный стиль также имеет негативные последствия . Часто школьники выражают недовольство и протест против такого стиля классного руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности , неуверенности в себе.
Антипедагогический стиль
Нужно заметить, что все рассмотренные качества педагога личностного компонента (любовь к детям, к профессии; уважение, доверие к школьнику, общая культура поведения, оптимизм, требовательность, строгость, справедливость, терпени) и профессионального компонента (профессиональные знания, педагогический такт, стили взаимодействия) тесно взаимосвязаны. Также необходимо заметить, что эти качества по-разному значимы для учащихся разного возраста. Авторитет педагога в глазах учащихся, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.
В младшем школьном возрасте ученики признают авторитет учителя, как правило, в первую очередь в силу авторитетности для них самой ролевой позиции педагога. Общеизвестно, что наиболее сильное впечатление на детей производит учитель начальных классов. Объясняется это следующими причинами: учитель начальных классов в представлении школьников – самый совершенный человек, он олицетворяет школу, администрацию, школьный порядок. На формирование авторитета учителя также влияют беседы родителей с детьми о школе. Дети с детства усваивают, что учителя нужно слушаться, так как это им говорят самые близкие люди – родители. Учащиеся младших классов больше обращают внимание на доброту, отзывчивость, вежливость учителя, его костюм, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приёмам и знаниям учителей. Таким образом, здесь мы можем говорить скорее об авторитете роли, чем об авторитете личности. При этом, в большинстве случаев, особенно в первом классе, за учителем признаётся право на принятие ответственных решений как в ситуации, значимой для класса в целом в условиях учебной и вне учебной деятельности. Каждый педагог должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам своих учеников и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета.
1.3. Педагогические условия формирования истинного
авторитета учителя начальных классов
Формирование авторитета педагога характеризуется временной протяжённостью. Это длительный процесс, который имеет свою логику. Рассмотрим этот процесс .
Первый этап
– это выбор профессии “
Самыми распространенными
являются профессии, где
Следующий тип профессии “человек - природа”. Конечно, любой предмет на Земле, и даже сам человек, принадлежит природе. Когда же мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные животные организмы, микроорганизмы. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, цветовод, лесник и др.
Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки и т.п. такие профессии условно относят к типу “человек – знаковая система”. Это, например, корректор, экономист, чертежник, топограф и др.
Очень многим
нравятся профессии, труд в
которых связан с
И последний тип профессии – “человек- человек”. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, продавец, учитель и др.
Для того
чтобы освоить определенную
понимать людей,
разбираться в их особенностях.
Вот перечень личностных
Если требования,
предъявляемые профессией
Свои способности
ученики, желающие стать
Также проверить свои способности и выявить склонности ученикам помогают специально созданные профилирующие классы.
Ели ребенок
хочет стать учителем, то он
может попробовать вести урок
в младших классах под
И если требования, предъявляемые к профессии учитель, соответствуют личности, то этот человек может смело выбирать профессию учителя.
Может случится
так, что психологические
И так, выбрана
профессия учитель. Главное
Вторым этапом становления истинного авторитета учителя-воспитателя является овладение педагогическим мастерством.
Во-первых, овладение
слагаемыми педагогического
На первом
этапе студенту необходимо
Естественным
следствием первого этапа,
Все эти
варианты объединяет одна
Но остановиться
на втором этапе – значит
остановится на полпути.
Итак, третий
этап должен быть прямым
значительной степени облегчает период послевузовской профессиональной адаптации.
Педагогическая практика на выпускном курсе представляет собой четвертый, заключительный этап профессионально - педагогической подготовки будущего учителя.
Вузовская практика показывает, что чем точнее соблюдаются описанные выше закономерности, тем более успешно осуществляется процесс профессионального становления будущего учителя.
В вузах
формируются также
В процессе
овладения средствами
На первом
этапе научения общению
Второй этап
– овладение умением
Третий этап
предполагает развитие