Авторитет учителя начальных классов, как важнейшее условие эффективности воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: выявить, какие компоненты составляют содержание педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить структуру авторитета учителя начальных классов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..0
1. Сущность педагогического авторитета
1.1. Понятие об истинном и ложном авторитете учителя начальных классов.....................................................................................................................0
1.2. Структура педагогического авторитета...………………………...............0
1.3. Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя начальных классов...................................................................................................0
2. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета учителя для младших школьников
2.1. Задачи, содержание и организация эксперимента.....................................0
2.2. Анализ результатов эксперимента………..............................……….…....0
Заключение………………………………………………………………...……....0
Список литературы……………………………………………………………......0
Приложение……………………………………………………………………......0

Файлы: 1 файл

Авторитет учителя начальных классов как важнейшее условие эффективности воспитания.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Для либерального стиля педагогического  взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой учитель не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого учителя плохая, в классе шумно, дети не слушают объяснений. Либеральный стиль также имеет негативные последствия . Часто школьники выражают недовольство и протест против такого стиля классного руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей.  Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности , неуверенности в себе.

Антипедагогический стиль взаимодействия с учащимися в практике работы учителя недопустимы. Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Учитель, который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку учащимися своего поведения, разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждение. Такой учитель является социально опасным.

Нужно заметить, что все рассмотренные  качества педагога личностного компонента (любовь к детям, к профессии; уважение, доверие к школьнику, общая культура поведения, оптимизм, требовательность, строгость, справедливость, терпени)  и профессионального компонента (профессиональные знания, педагогический такт, стили взаимодействия) тесно взаимосвязаны. Также необходимо заметить, что эти качества по-разному значимы для учащихся разного возраста. Авторитет педагога в глазах учащихся, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.

В младшем школьном возрасте ученики признают авторитет учителя, как правило, в первую очередь в силу авторитетности для них самой ролевой позиции педагога. Общеизвестно, что наиболее сильное впечатление на детей производит учитель начальных классов. Объясняется это следующими причинами: учитель начальных классов в представлении школьников – самый совершенный человек, он олицетворяет школу, администрацию, школьный порядок. На формирование авторитета учителя также влияют беседы родителей с детьми о школе. Дети с детства усваивают, что учителя нужно слушаться, так как это им говорят самые близкие люди – родители. Учащиеся младших классов больше обращают внимание на доброту, отзывчивость, вежливость учителя, его костюм, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приёмам и знаниям учителей. Таким образом, здесь мы можем говорить скорее об авторитете роли, чем об авторитете личности. При этом, в большинстве случаев, особенно в первом классе, за учителем признаётся право на принятие ответственных решений как в ситуации, значимой для класса в целом в условиях учебной и вне учебной деятельности. Каждый педагог должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам своих учеников и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.3. Педагогические условия формирования истинного

                   авторитета учителя начальных классов

 

    Формирование авторитета педагога характеризуется временной протяжённостью. Это длительный процесс, который имеет свою логику. Рассмотрим этот процесс .

    Первый этап  – это выбор профессии  “учитель”. Все профессии по предмету труда можно разделить на пять типов. Эта классификация была разработана Е.А.Климовым.

    Самыми распространенными  являются профессии, где предметом  труда выступает техника. К  нему относится все профессии,  связанные с обслуживанием техники,  ее ремонтом, управлением: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, токарь, инженер-физик и д.р.

    Следующий  тип профессии “человек -  природа”. Конечно, любой предмет на Земле, и даже сам человек, принадлежит природе. Когда же мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные животные организмы, микроорганизмы. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, цветовод, лесник и др.

    Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки и т.п. такие профессии условно относят к типу “человек – знаковая система”. Это, например, корректор, экономист, чертежник, топограф и др.

    Очень многим  нравятся профессии, труд в  которых связан с изобразительной,  музыкальной, литературно-художественной  и актерской деятельностью. Это  профессии типа “человек – художественный образ”: конструктор – модельер одежды, витражист, фотограф – художник, музыкант, журналист и др.

    И последний  тип профессии – “человек- человек”. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся,  например, экскурсовод, продавец, учитель и др.

    Для того  чтобы освоить определенную профессию  и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Профессия учитель относится к типу “человек- человек”. Сформулируем требования для данного типа профессий. Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность

 

 понимать людей,  разбираться в их особенностях. Вот перечень личностных качеств,  которые очень важны в работе  учителя: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с детьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека быстро понимать намерения, помыслы, настроения детей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личностных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

    Если требования, предъявляемые профессией учитель  к человеку совпадает с его  личностными качествами и возможностями,  то говорят о профессиональной  пригодности. В основе профессиональной  пригодности лежат прежде всего способности индивидуума. Под этим термином обычно понимают такие индивидуально - психологические  особенности человека, которые помогают ему добиться успеха в какой-либо деятельности. Разобраться в своих склонностях, интересах к данной области труда будущему учителю поможет опыт общественно - организаторской, шефской работы в школе, лагере и т.д. среди младших, опыт участия в организации коллективных, групповых мероприятий. При этом имеется в виду не обязательно та общественная работа, которая поручена, так сказать, официально. Может быть, даже более важное значение для познания самого себя имеет область собственной инициативы. Если к человеку ‘липнут’ младшие товарищи, если ему удается объединить их для какого-нибудь дела, которое другим кажется пустяковым (скажем, вырезать из веток свистульку, подкармливать бездомных кошек и т.п.), то может быть это признак развивающихся у человека педагогических  или организаторских интересов, склонностей. А там где склонности, появятся и способности.

    Свои способности  ученики, желающие стать педагогом  могут проверить, побыв вожатым  в лагере. Если ребятам с ним  интересно, потому, что он выдумщик, умеет организовать школьников  на хорошие дела. Если он может  пробудить в ребятах инициативу, самодеятельность, умело руководя их помыслами и делами. И если он не командует, а увлекает коллектив. Обладает организаторскими способностями, интересом к детям, общительностью. То можно сказать, что он обладает способностями, чтобы стать учителем.

    Также проверить свои способности и выявить склонности ученикам помогают специально созданные профилирующие классы.

    Ели ребенок  хочет стать учителем, то он  может попробовать вести урок  в младших классах под руководством  учителя.

    И если требования, предъявляемые к профессии учитель,  соответствуют личности, то этот человек может смело выбирать профессию учителя.

    Может случится  так, что психологические особенности  будут не полностью соответствовать  требованиям профессии, которую  хотят выбрать. Но не нужно отчаливаться. Ведь многие способности человека, если он захочет, может развить у себя сам.

    И так, выбрана  профессия учитель. Главное условие  при её выборе было соответствие  требованием, предъявляемыми данным  типом профессии. 

 

    Вторым этапом  становления истинного авторитета учителя-воспитателя является овладение педагогическим мастерством.

    Во-первых, овладение  слагаемыми педагогического мастерства  происходит в специальных учебных  заведениях. Процесс педагогической  подготовки будущего учителя должен быть организован в последовательности, соответствующей закономерностям усвоения знаний и овладении умениями и навыками.

    На первом  этапе студенту необходимо получить  достаточно теоретических знаний  по психологии, педагогики, информации  о педагогических умениях, об их содержании и структуре, о тех действиях и навыках, из которых они складываются, о путях и методах овладения ими. Важно, чтобы студент понял, что он может усвоить с помощью лекций, семинарских занятий и других форм учебной работы ( самостоятельной работы, курсовых, дипломных, ), а что зависит от него самого, от его способности наблюдать за педагогическими явлениями, от его стремления и активности в само развитии. Этот этап должен претворять педагогическую практику, чтобы последнее не превратилась в путь проб и ошибок, и чтобы вследствие своей неэффективности не привела к разочаровании в возможностях педагогической деятельности. Это знакомство с психолого-педагогическими дисциплинами, в теории и практикой обучения и воспитания учащихся.

    Естественным  следствием первого этапа, создающего  необходимые ориентиры для принятия  педагогических решений является  этап педагогической практики (например, в школе, в лагере). Он может  быть реализован в самых разных  вариантах: занятие по анализу педагогических ситуаций, по построению моделей педагогического поведения, практические   педагогические  мероприятия, проводимые студентами с детьми и т.д.

    Все эти  варианты объединяет одна общая  идея – будущему учителю самому  необходимо проделать все то, о чем он знает, но практически не исполнял и потому не умеет делать. Умение есть результат соответствующего действия, притом действия того, кто овладевает ими. Значит, только адекватное действие – средство овладения умением. Хорошо известно, что знать, как нужно действовать, ещё не значит уметь так действовать.

     Но остановиться  на втором этапе – значит  остановится на полпути. Процесс  овладения педагогическими умениями  требует не только информации  о них и соответствующих практических  действий, но и всестороннего осмысления общих и типичных, частных и многовариантных проявлений умений. Обстоятельного анализа практических действий. Это значит, что за ознакомительной практикой должны следовать семинарские занятия, различные спецкурсы и другие формы обучения. Только тогда появится возможность связать теоретические знания с практикой, усвоить и знания, и умение сознательно, с профессиональным прицелом.

    Итак, третий  этап должен быть прямым предшественником  завершающейся  педагогической  практики, цели которой специфичны : не сызнова начинать овладевать педагогическими знаниями и умениями, а шлифовать последние непосредственной практической педагогической деятельности, что в

 

значительной степени  облегчает период послевузовской профессиональной адаптации.

    Педагогическая практика на выпускном курсе представляет собой четвертый, заключительный этап профессионально - педагогической  подготовки будущего учителя.

    Вузовская  практика показывает, что чем  точнее соблюдаются описанные  выше закономерности, тем более успешно осуществляется процесс профессионального становления будущего учителя.

    В вузах  формируются также коммуникативные  умения. Будущему учителю необходимо  знать и владеть формами и  культурой общения. Тренинг профессионального  – педагогического общения можно осуществить на занятиях по педагогике, спец семинаров и спец курсов, практикумов, в период педагогической практики и других случаях. Особо важно, чтобы студент сам овладел приемами само тренинга и регулярно отрабатывал необходимые коммуникативные умения и навыки.

    В процессе  овладения средствами педагогической  коммуникации можно выделить  ряд этапов.

    На первом  этапе научения общению развивается  способность к рефлексии, к  осознанию собственного поведения  в общении, внутреннего состояния  личности и его внешних проявлении.

    Второй этап  – овладение умением чувствовать  интеллектуальные, эмоциональные и  нравственно-волевые состояния учащихся, умение стимулировать активность  учащихся (просмотр кинокадров, телепередач  и наблюдение за конкретными людьми).

    Третий этап  предполагает развитие способностей  не только к восприятию и  установлению контактов, но обязательно  и к активному педагогическому  воздействию на учащихся, овладение  способами этих воздействий.

Информация о работе Авторитет учителя начальных классов, как важнейшее условие эффективности воспитания