Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа
Цель нашего исследования: выявить, какие компоненты составляют содержание педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить структуру авторитета учителя начальных классов;
Введение…………………………………………………………………………..0
1. Сущность педагогического авторитета
1.1. Понятие об истинном и ложном авторитете учителя начальных классов.....................................................................................................................0
1.2. Структура педагогического авторитета...………………………...............0
1.3. Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя начальных классов...................................................................................................0
2. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета учителя для младших школьников
2.1. Задачи, содержание и организация эксперимента.....................................0
2.2. Анализ результатов эксперимента………..............................……….…....0
Заключение………………………………………………………………...……....0
Список литературы……………………………………………………………......0
Приложение……………………………………………………………………......0
(смотри приложение).
3.Метод ранжирования.
Предлагались
качества учителя –
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Рассмотрим полученные результаты исследований. Начнем с вопроса о том, какие качества учителя считают наиболее важными младшие школьники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что учащиеся подчеркивают в своих учителях “доброту”, “вежливость”, “ум”, “красоту”, “любовь к детям”. И как нежелательные качества учителя “злость”, “крики”. Многие ученики пишут, что им нравится их учитель и они не хотели бы себе другого. Ни в одном из сочинений учащиеся не указали на то, что учитель должен знать свой предмет. В сочинениях дети писали, как по их мнению, не должен поступать учитель: “кричать на детей”, “говорить одно, а делать другое”, “делить ребят на любимчиков и не любимчиков”, “обещать и не выполнять” и т.п., учитель не должен допускать “неряшливости во внешности”, “скуки на уроке”. В основном сочинения сводились к описанию личностных качеств учителя.
Используя методику “Продолжи предложение” мы получили следующие результаты. Предложение “Я люблю своего учителя, потому что он…” имеет следующие варианты дополнения: “добрый”, “справедливый”, “отзывчивый”, “много знает”, “красивый”, “интересно ведет уроки”. Такое качество как “доброта” указали сорок пять человек из пятидесяти двух.
Второе предложение “Учитель – это …” имело следующие продолжения: “хороший человек”, “дорогой мне человек”, “друг”, “человек, который учит”, “человек, который учит и любит детей”, “человек, который терпеливо учит детей”.
Можно сделать вывод, что учитель является авторитетом для младшего школьника. И давая определение учителю, они указывают на такие его качества как доброта, любовь к детям и терпение.
Предложение “Я хотел (а) бы, чтобы учитель был…” имело следующие продолжения: “добрым”, “обычным”, “красивым”, “помягче”, “справедливым”, “терпеливым”, “аккуратным”, “такой, какой он есть”.
Предложение “Я слушаюсь учителя, потому что он …” имело следующие варианты продолжения: “говорит мне слушаться”, “добрый”, “справедливый”, “старший”, “наш учитель”, “старше и умнее”, ‘учит меня”.
Предложение “Мне не нравится в учителе…” было дополнено следующими вариантами: ‘что он ругается”, “злость”, “строгость”, “что у него иногда выходит терпение”.
Из этих вариантов видно, что такое качество, как терпение необходимо учителю начальных классов.
Предложение “Мне нравится когда учитель …” имело следующее предложения: “добрый”, “терпеливый”, “говорит”, “объясняет”, “интересно ведет уроки”, “красивый”, “ставит пять”. И не нравится, когда учитель:
“расстроен”, “злится”, “ругается”, “кричит”, “повышает голос”, “не спрашивает меня”, “ставит двойки”.
Проанализировав
ответы младших школьников, полученные
методами сочинения и продолжи
предложение, а также учитывая
результаты метода
№ |
Показатели |
% ответов |
1 |
Доброжелательный |
95 |
2 |
Терпеливый |
83 |
3 |
Любит детей |
64 |
4 |
Справедливый |
57 |
5 |
Отзывчивый |
51 |
6 |
Интересно ведет уроки |
36 |
7 |
Хорошо объясняет урок |
21 |
8 |
Много знает |
10 |
9 |
Требовательный |
7 |
10 |
Аккуратный |
3 |
Таким образом,
из таблицы видно, что
№ Ранга |
Показатели |
1 |
Любовь к детям |
2 |
Профессиональная подготовка. |
3 |
Терпение |
4 |
Доброта |
5 |
Педагогическое мастерство. |
Мы видим,
что полученные результаты свид
Заключение
В ходе исследования
мы выяснили, что авторитет учителя-
Целью нашей курсовой работы было выявление компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета и определение их значения для младших школьников. В ходе исследования мы выявили два основных компонента педагогического авторитета: личностный (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость и т.п.) и профессиональный (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.). Учащиеся младших классов больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям учителей. Авторитетом пользуется учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.
Для учащихся младших классов большее значение имеет личностный компонент авторитета. Младшие школьники относят учителя к кругу высоко – значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются.
Необходимо
помнить, что путь
Список литературы
1.Авторитет педагога // Рабочий путь.-1988,-2окт.-с.1
2.Авторитет учительства // Первое сентября. -1995,-14марта.
3.Авторитет учителя // Парт. Жизнь.-1989, №8.-с.56
4.Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя //Школа и производство.-2001,-№8.с.2
5.Андриади И.П.Основы педагогического мастерства-М.: Издательский центр “Академия”,1999.
6.Березняк Е. Авторитет учителя: из чего он складывается.//Учитель.1997, -№3.-с.6
7.Березняк Е. Дети
другие. А учитель? Откровенно
об авторитете педагога.//
8.Вавилов Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов //Педагогическое образование и наука.2002.-№1.с.33-35
9.Васильев.И. Идея и дело.//Учительская газета.-1987,18 августа.
10.Елканов С.Б.Основы
профессионального
11.Исаев И.Ф. Профессионально-
12.Климов Е.А.Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1990.-159с.
13.Кондратьев М.Ю.
14. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. – М.: Знание, 1988.
15.Крупская Н.К.
16.Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций, - М.:1996. –с.142-147.
17.Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Школьная Пресса, 2003. -192с.
18.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. –М.: Дело,1994.-216с
19.Невежина И. Как вернуть учителю авторитет? //Первое сентября. -1999.-18 декабря с.2.
20.О значении авторитета в воспитании /История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. –М.: Академия,2002, -400с.
21.Ольшанский В.Б.
22.Основы педагогического мастерства/Под ред.И.А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989.-302с.
23.Профессия – учитель: Беседы с молодыми учителями./Под ред.В.Г. Онушкина.-М.:Педагогика,1987. -192с.
24.Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию .- М.: Просвещение,1991.-144с.
25.Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования.
26.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – М.:1998. –с.78-83.
27.Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. – Смоленское книжное издательство. -1961, -с.213.
28.Сахаров В.Ф., Сазонов
А.Д. Профессиональная
29.Станкин М.И.
30.Сухомлинский В.А.
Методика воспитания
31.Ушинский К.Д. О
пользе педагогической
32.Яковлев.С. Имидж учителя: каким ему быть?//Учитель.-1999. -№1.с.64-70.
Констатирующий эксперимент для младших школьников.
Метод ранжирования:
Расположи по степени важности следующие качества педагога:
Добрый, отзывчивый, терпеливый, справедливый, хорошо объясняет урок, много знает, требовательный, аккуратный, искренний, интересно ведет уроки.
Методика “Продолжи предложение”.
1.Я люблю своего учителя, потому что он …
2.Учитель – это …
3.Я хотел (а) бы, чтобы учитель был…
4.Я слушаюсь учителя, потому что он…
5. Мне нравиться в учителе…
6.Мне нравится, когда учитель…
7.Мне не нравится, когда учитель…
Профессиональные качества учителя по мнению экспертов
№ |
Показатели |
% ответов |
№ ранга |
1 |
Методические знания и умения |
86.5 |
1 |
2 |
Знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся |
61.2 |
2 |
3 |
Знание учебных предметов начальной школы |
36.5 |
3 |
4 |
Умение общаться с детьми |
26.9 |
4 |
5 |
Умение организовывать детей |
17.3 |
5 |
6 |
Умение применять |
9.7 |
6 |
7 |
Конструктивные педагогические умения |
7.7 |
7 |
8 |
Знание социальных условий жизни и воспитании детей |
5.8 |
8 |
9 |
Другие знания и умения |
5.8 |
9 |
10 |
Общая широкая эрудиция |
3.8 |
10 |