Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа
Цель нашего исследования: выявить, какие компоненты составляют содержание педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить структуру авторитета учителя начальных классов;
Введение…………………………………………………………………………..0
1. Сущность педагогического авторитета
1.1. Понятие об истинном и ложном авторитете учителя начальных классов.....................................................................................................................0
1.2. Структура педагогического авторитета...………………………...............0
1.3. Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя начальных классов...................................................................................................0
2. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета учителя для младших школьников
2.1. Задачи, содержание и организация эксперимента.....................................0
2.2. Анализ результатов эксперимента………..............................……….…....0
Заключение………………………………………………………………...……....0
Список литературы……………………………………………………………......0
Приложение……………………………………………………………………......0
Особо следует рассмотреть проблему самовоспитания организаторских умений будущего учителя. Так или иначе в процессе учебы у студентов накапливается опыт развития организаторских умений. В организаторские умения будущего учителя входят умения задавать работу, осуществлять контроль, оценивать результаты, вносить коррективы.
Организаторские умения студент получает в следствии:
1.копирование организаторских действий учителя, других лиц;
2.перенос опыта
3.планирования и реализации действия по заданию педагогов;
4.проявления достаточной
самостоятельности, инициативы, организует
педагогически целесообразно
В вузе формируются также и личностные качества необходимые будущему учителю. Это нравственная позиция на добро, эстетическое выражение и др.
Нравственное
самовоспитание будущих
конкретных жизненных ситуации. Дело в том, что нравственное всегда является отношением человеческим, а интересы людей могут не совпадать. Как только студенту придется налаживать взаимоотношения между двумя учениками “по справедливости”, он сразу же почувствует, что каждый из них в понятие справедливости вкладывает свое понимание. Легко быть справедливым в теории и ой как трудно – на практики!
Только реальные нравственные действия самого студента ( нравственно- познавательные, эмоционально-нравственные и нравственно –поведенческие) способствуют его нравственному самовоспитанию.
Чтобы успешно
заниматься нравственным
Для практической
учебно-воспитательной работы
В развитии
эстетической культуры
Дальнейшее развитие основных компонентов и овладение педагогическим мастерством происходит во время преподавания в школе. Право преподавать учителю дает наличие диплома об окончании педагогического учебного заведения. Это формальный уровень становления авторитета. Он характеризуется наличием властных полномочий и базируется на ролевом компоненте авторитета.
В утверждении
педагогического авторитета
Задача педагога – преподнести себя лицом. Показать свои сильные стороны.
Справедливо писал педагог И.Зюзюкин: “Им нужны яркие, с “изюминкой” личности, не просто хороший человек, а чтобы обязательно чем-то возвышался над остальными, чем-то был наделен сверх меры”.
Такой педагог должен безупречно знать свой предмет. А вот “изюминкой”, которая привлечет ребят может быть отличные знания художественной
литературы, умение интересно рассказывать, знание кино, театра, музыки, техники, спорта, умение красиво рисовать и т.п.
Эффект от
воздействия первого занятия
на учащихся усиливается,
Используя
такой подход знакомства, следует
помнить, что младшие школьники
Психологи выделяют определенные этапы становления педагогического авторитета. На первом этапе учитель выступает, как источник необходимой информации. На этом этапе учитель в глазах ученика может оказаться в некоторой степени лишенным индивидуальности: его личностные качества могут не фиксироваться или даже восприниматься сугубо негативно, что однако, не умоляет его значимости как обладателя необходимых сведений. Подобные отношения во многом ситуативные: они складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации и разрушаются, если она в достаточном объеме оказывается доступной заинтересованному лицу.
На втором
этапе он становится
Наделенный
полномочиями своего положения
и в силу этого способный
существенно влиять на
И только
на третьем этапе он
Оценка такого
педагога учащимися
Итак, мы последовательно
рассмотрели три уровня
Закрепление
на каждый предшествующий
На процесс
формирования педагогического
Обретение педагогического авторитета в конкретном классе зависит то уровня развития группового сознания, сложившейся системы лидерства, от того, кто из ребят правит, бал и как складываются с ними взаимоотношения учителя.
В конечном
итоге характер авторитетных
отношений обусловлен тем,
Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К.Д. Ушинского о том, что влияние личности учителя составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
Завоевание
и поддержание авторитета
Также для
поддержания авторитета
Авторитет
вырастает из честных и чистых
отношений, характеризуется
Итак, мы выяснили,
что в формировании
1.Правильный выбор профессии.
2.Овладение педагогическим мастерством:
а) в учебном заведении;
б) самовоспитание, самообразование (курсы повышения квалификации).
Основным средством
поддержания авторитета среди учащихся
является самовоспитание и самообразование,
и только тот, кто сам постоянно
учиться и совершенствует себя нравственно,
имеет право учить и воспитыват
2. Экспериментальная
проверка значения различных
компонентов (личностного и
2.1. Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента.
Для того чтобы учитель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих учеников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета: личностным и профессиональным.
Для выявления
профессионально-личностных
1.Метод сочинения.
Детям предлагалось написать сочинение на одну из тем: “Мой любимый учитель”, “Каким я представляю настоящего учителя”, “Какие черты характера я хотел (а) бы перенять у своего учителя”.
2.Методика “Продолжи предложение”.
Были даны предложения типа: “Я люблю своего учителя, потому что он…”