Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:52, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования определяется условиями
модернизации системы образования. Задача управления современным
образовательным учреждением - не только сохранить коллектив, но и
мотивировать членов педагогического коллектива на выполнение стоящих
перед учреждением задач по воспитанию и обучению подрастающего
поколения. А это зависит от умения руководителя, администрации школы
сформировать сплоченный, творчески работающий педагогический коллектив.
Коллектив (collective - собирательный, лат.) - социальная общность людей,
объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных
ориентации, совместной деятельности и общения [30, с.450].
Коллективное настроение - это совместное
переживание, длительное
эмоциональное состояние, влияющее на
проявление личности, качество общей
и индивидуальной работы. В коллективном
настроении на первый план
выступает общая эмоциональная реакция
на окружающие события. От
настроения людей зависит их поведение,
результаты деятельности и
воспитательных воздействий. Настроение
одного человека передается другому.
В свою очередь и настроение коллектива
способно влиять на его членов.
Настроение зависит от мировоззрения,
характера, темперамента, опыта
человека, и поэтому в одной и той же обстановке
индивидуальные настроения
могут быть разными. В то же время общность
условий деятельности, задач и
качеств людей их взаимоотношения содействуют
формированию
коллективного настроения. Причины, влияющие
на настроение трудового
коллектива могут быть относительно постоянными
(свойства личности,
установленный в организации порядок)
и переменными (ход действий,
складывающиеся ситуации и т. д.). На коллективное
настроение накладывают
отпечаток юмор, шутки, яркие жизненные
факты. При этом на коллективное
настроение значительно может повлиять
и настроение руководителя.
Организации, как и люди, живут
в атмосфере традиций, составляющих
основу
культуры общества, народа той или иной
социальной структуры. Традиции
больших социальных групп сложились давно
и развиваются
естественноисторическим путем. Они оказывают
громадное, но ненавязчивое
влияние на настроение, поведение и развитие
человека и коллектива. Как
правило, эффективные организации, с большим
опытом работы, имеют
высокую культуру и прочные традиции.
Традиции - это социально - психологический
фактор, стабилизирующий жизнь,
деятельность, взаимоотношения, структуру
коллектива. Они образуют слой
устойчивых форм активности организации,
характерные черты которых -
саморегуляция, ориентация на удовлетворение
потребностей сотрудников,
развитие и воспроизводство духовных
ценностей.
Традиции формируются по мере накопления
опыта совместной жизни и
олицетворяют устойчивость, относительную
независимость культуры
организации от смены персонального состава.
Внешне они проявляются через
комплекс групповых и межличностных действий,
которые направлены на
удовлетворение коллективных и индивидуальных
потребностей.
Также
на формирование социально-психологического
климата влияют
национальный состав, религиозные, расовые
и другие обстоятельства.
Необходимо
также отметить, что современная
ситуация в Российском
образовании требует от руководителей
дошкольных учреждений адекватной и
своевременной реакции на внедрение инноваций,
в том числе и на
повсеместное внедрение Федеральных государственных
стандартов к структуре
дошкольного образования. Реализация
данных стандартов возможна лишь на
основе ясного понимания целей, содержания,
специфики методов и средств
современного образовательного процесса
в ДОУ. В этих условиях
формирование профессиональной готовности
педагога к внедрению
Федеральных государственных стандартов
становится особенно значимым в
деятельности руководителя образовательного
учреждения по сохранению
благоприятного психологического климата
в педагогическом коллективе.
Важно знать свой педагогический коллектив,
сильные и слабые стороны
каждого. Опираясь на них, можно сформировать
такую систему психолого-
педагогического сопровождения деятельности
педагогов ДОУ, в которой
педагогическая поддержка будет адресной
(дифференцированной),
следовательно, более эффективной. Психологическое
самочувствие
воспитателя также оказывает непосредственное
влияние на всю атмосферу
дошкольного учреждения, снижающую эффективность
воспитания и обучения
детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях
с воспитанниками,
родителями, коллегами, разрушают психическое
здоровье, обуславливают
высокую напряженность, агрессивную самозащиту,
подавляют творческую
активность.
Реализация Федеральных
требующий максимального внимания и поддержки
педагогов со стороны
психологических и методических служб.
Сложнее всего приходится тем
педагогам, которые привыкли считать занятие
- основной формой работы с
детьми. В Федеральных государственных
стандратах же основной формой
работы с детьми определена игра.
Анализ
практической деятельности показывает,
что нынешнее состояние
подготовки педагога к изменениям в системе
образования так далеко от
оптимального, что сама эта система в ряде
случаев выступает как фактор
торможения перестройки деятельности
воспитателя и учреждения в целом, как
фактор появления в педагогическом коллективе
психологической
напряжённости.
1.4. Выводы по первой главе.
Таким
образом, межличностные отношения
и взаимодействие в педагогическом
коллективе образуют основу социально-психологического
климата
совокупности психологических условий,
способствующих либо
препятствующих продуктивной совместной
деятельности и всестороннему
развитию личности в коллективе. Социально-психологический
климат
выполняет следующие функции: консолидирующую
- сплочение членов
коллектива, объединение коллективных
усилий на решение учебно-
воспитательных задач; стимулирующую
- создание «эмоциональных
потенциалов» коллектива (А.Н. Лутошкин) [31], его жизненной энергии,
которая впоследствии реализуется в педагогической
деятельности;
стабилизирующую - устойчивость внутриколлективных
отношений, создание
благоприятных
условий для успешного
педагогов; регулирующую - реализация
в учреждении прогрессивно - этических
норм взаимоотношений.
Внедрение инновационных технологий
сопряжено с рядом
одним из которых является стремление
системы к сохранению стабильного
положения. Ведь при создании нового, внедрении
новшеств, происходит
разрушение стереотипов, сложившегося
порядка вещей.
Особенно
сложная ситуация возникает, когда
в коллективе необходимы
преобразования, которые не для всех членов
коллектива будут благоприятны.
Такие ситуации грозят развалом единства,
возникновением конфликтных
ситуаций. Во избежание конфликтов при
внедрении инновационных
технологий необходимо своевременно и
профессионально подготовить для
этого почву.
Если
проводить с коллективом
психологической компетентности, по развитию
коммуникативных навыков,
обучить их навыкам релаксации и дыхательным
техникам, навыкам выхода из
конфликтных ситуаций, обучить приемам
выхода из стресса и его
профилактике, провести профилактическую
работу по эмоциональному
выгоранию педагогов, то психологический
климат в коллективе улучшиться,
улучшится психическое здоровье педагогов.
Психологический климат в педагогическом
коллективе это комплексное
эмоционально-психологическое состояние
коллектива, отражающее степень
удовлетворенности его членов различными
факторами жизнедеятельности.
Таким образом, формирование благоприятного
психологического климата в
педагогическом коллективе ДОУ будет
обеспечено посредством организации
последовательного и целенаправленного
управленческого и психолого-
педагогического воздействия, направленного
на формирование у педагогов
таких личностных свойств и качеств, которые
способствовали бы построению
конструктивных взаимоотношений между
ними.
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОУ.
2.1. Описание цели, задач, методов исследования.
При изучении
психологического климата в педагогическом
коллективе
использовались методики, которые были
максимально приближены к условиям
реальной деятельности педагога дошкольного
учреждения, обеспечивали
высокий уровень мотивации в условиях
группового эксперимента и были
приемлемы для педагогов.
В соответствии с гипотезой и
задачами был определён ход
исследования, который состоял из трёх
этапов (август 2013 года - ноябрь 2013
года): поисково-теоретический этап,
констатирующий этап и контрольно-
формирующий этап (октябрь-ноябрь 2013 г.).
Первый этап
(август 2013 г.): - поисково-теоретический
- состоял в
определении замысла исследования, целей
и задач, формулировании гипотез
исследования, теоретической разработке
структуры исследования.
На втором этапе
(сентябрь 2013 г.) - констатирующем - проведена
систематизация и подбор комплекса валидных
методов и методик,
позволяющего исследовать основные факторы,
оказывающие влияние на
качество и результативность педагогического
процесса в ДОУ.
Третий этап
(октябрь-ноябрь 2013 г.) - контрольно-формирующий - проведена
количественная и качественная обработка
полученных данных на первых
этапах, разработана программа благоприятного
психологического климата в
педагогическом коллективе ДОУ, составлены
рекомендации по оптимизации
психологического климата в педагогическом
коллективе ДОУ для
апробирования данной программы руководителем
ДОУ.
Решение
первой задачи, связанной с выявлением
основных показателей и
факторов ПК педагогического коллектива
позволило нам рассмотреть условия
влияния на психологический климат в дошкольном
образовательном
учреждении. Рассмотрены различные трактовки
понятия «психологический
климат», а также эмпирические индикаторы
и различные факторы, влияющие
V»
на психологический климат в педагогическом коллективе.
Согласно теоретическим
характер психологического климата в
основном зависит от уровня развития
педагогического коллектива. Между состоянием
климата развитого коллектива
и эффективностью совместной деятельности
его членов существует
положительная связь. Оптимальное управление
деятельностью и
психологическим климатом или психологической
атмосферой в любом
коллективе требует специальных знаний
и умений от руководящего состава.
Психологический
климат зависит от стиля руководства,
от авторитета
руководителя. В связи с вышеизложенным,
для проведения исследования были
использованы следующие методики:
В начале
прошлого века в психологии начали
активно разрабатываться
методы позволяющие выявлять внутриколлективный
климат, скрытые
разногласия и т.д. для их устранения в
дальнейшем. Было выявлено, что на
способность каждого человека вливаться
в коллектив влияют несколько *
групп факторов:
Определение групповой сплоченности
Сишора, играет огромную роль в уже
сформировавшихся коллективах, которые
на протяжении длительного
времени не могут наладить межличностные
отношения.
Данная методика не только позволяет в
ещё большей степени сплотить
коллектив с помощью выявления в нем «не
прижившихся» его членов, но и
как результат повысить эффективности
его работы и общий уровень
благоприятного климата.
Методика состоит из 5 блоков вопросов
с несколькими вариантами ответов
на каждый. Ответы кодируются в баллах
согласно приведенным в скобках
значениям (максимальная сумма— 19 баллов, минимальная — 5). После
подсчёта баллов выявляются уровни групповой
сплоченности:
15,1 баллов и выше - высокая;
11,6 - 15 баллов - выше средней;
7- 11,5 - средняя;
4 - 6,9 - ниже средней;
4 и ниже - низкая.
— удовлетворен;
Далее суммируются баллы, отмеченные на бланке анкеты. По результатам
обследования можно набрать от 14 до 70 баллов:
15—20 — вполне удовлетворен ра-ботой;
21 — 32 — удовлетворен;
33—44 — не вполне удовлетворен;
45—60 — крайне не удовлетворен.
ч
том числе): директивного, коллегиального или попустительского.
Директивный стиль (Д) - ориентация на собственное мнение и оценки.
Стремление к власти, уверенность в себе, склонность, к жесткой формальной
дисциплине, большая дистанция
с подчиненными, нежелание признавать
свои
ошибки. Игнорирование инициативы, творческой
активности людей.
Единоличное принятие решений. Контроль
за действиями подчиненных.
Попустительский стиль (П)
- снисходительность к работникам. Отсутствие
Информация о работе Благоприятный психологический климат педагогического коллектива в доу