Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:52, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования определяется условиями
модернизации системы образования. Задача управления современным
образовательным учреждением - не только сохранить коллектив, но и
мотивировать членов педагогического коллектива на выполнение стоящих
перед учреждением задач по воспитанию и обучению подрастающего
поколения. А это зависит от умения руководителя, администрации школы
сформировать сплоченный, творчески работающий педагогический коллектив.
Коллектив (collective - собирательный, лат.) - социальная общность людей,
объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных
ориентации, совместной деятельности и общения [30, с.450].
требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность,
панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в
принятии решения.
Коллегиальный компонент (К)
- требовательность и контроль сочетаются
с
инициативным и творческим подходом к
выполняемой работе и сознательным
соблюдением дисциплины. Стремление делегировать
полномочия и разделить
ответственность. Демократичность в принятии
решения.
Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих
деловые качества
руководителя. Каждая группа состоит из
трех утверждений, обозначенных
буквами а, б, в. Следует внимательно прочесть
все три утверждения в составе
каждой группы и выбрать одно, которое
в наибольшей степени соответствует
мнению работника о руководителе. Далее
необходимо выбрать утверждение на
опросном листе в кружок под соответствующей
буквой. По прилагаемому
ключу, по результатам опроса выявляем
стиль руководства преобладающий в
педагогическом коллективе ДОУ.
2.2. Анализ результатов исследования.
На первом этапе по результатам
анкетирования «Анализ
деятельности педагогов» (Приложение
А) были выявлены следующие
значимые ведущие мотивы деятельности
педагогов в ГБОУ д/с № 1937:
Для наглядности выявления значимых
мотивов деятельности педагогов
была
составлена диаграмма (рис. 1).
и Значимые для мейя самого.
■ Ведущие в нашем коллективе.
о/
jf
ж у *
Л*
О
/у
^ сГ
Л*
о*
«у
О4
Г <? J?
^ /
.р ^ г?-
<у ^
<ЙГ
<ъч
д>
■ Мотивы, на которые
ориентируется администрация
Рис.1 Мотивация деятельности педагогов.
На диаграмме
представлены мотивы деятельности педагогов,
где мы видим, что
значимые для самого педагога мотивы тесно
взаимосвязаны с ведущими в
коллективе и с теми, на которые ориентируется
администрация, разрыв
небольшой. Из чего можно сделать вывод,
что мотивация деятельности
педагогов поддерживается администрацией
и являет собой общую суть
педагогического коллектива ДОУ.
Также, на первом
этапе исследования педагогического коллектива
ГБОУ д/с №
1937 был выявлен индекс групповой сплоченности
по методике К.Э. Сишора
(Приложение Б), который представлен в
виде диаграммы. (Рис.2). Групповая
сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий
степень
1А -.« |
||||||||||||||||||||||
12 • |
||||||||||||||||||||||
я |
И высокая | |||||||||||||||||||||
с ... |
| | |
в выше | ||||||||||||||||||||
средней | ||||||||||||||||||||||
■ средняя | ||||||||||||||||||||||
А |
||||||||||||||||||||||
12 3 4 |
5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
30
к
S
3
§
<и
£
с
о
К
<D
3
к
к
<и
гг
^
о
с
<й
Он
о
Э
я
и
Г)
«
о
«
я
п
о
н
<D
S
О
с
л
н
о
о
Я
ж
:<D
Я
О
ч
с
U
Л
1=5
Испытуемые
интеграции группы, ее сплочения в единое целое.
Рис. 2. Определение уровня групповой сплочённости по К.Э. Сишору в
исследуемом коллективе.
На рисунке 2 представлены результаты, полученные в ходе анализа
ответов испытуемыми по методике К.Э. Сишора:
Уровень групповой сплочённости составляет
10,9 баллов, что соответствует
среднему уровню групповой сплочённости.
При этом имеет место
психологическое единство членов группы
по некоторым аспектам жизни.
Сотрудники имеют разные отношения между
собой, готовность поддерживать
друг друга находится на нейтральном уровне.
В целом нужно отметить, что над
сплочённостью данной группы можно работать,
чтобы достичь более высокого
уровня для достижения благоприятного
климата в коллективе.
Оценка удовлетворенности
работой (по В.А. Ядову) (Приложение В).
Таблица № 1 среднестатистических значений
удовлетворенности работой
трудового коллектива педагогов ДОУ показала следующее. По полученным
данным мы видим, что среднестатистическое
значение показателей оценки
удовлетворенности работой — 26.
Таблица № 1
Группа |
Вполне |
Удовле- |
Не вполне |
Не удов- |
Крайне не удов- |
Экспери |
26 |
1 |
Это говорит о позитивных микроклиматических
условиях труда,
удовлетворительных взаимоотношениях
с руководителями и коллегами,
положительных условиях для профессионального
роста.
По полученным данным средних показателей
удовлетворенности работой
получены следующие результаты:
- удовлетворенность зарплатой
в смысле соответствия
диагностируемых всего 7 чел;
- удовлетворенность зарплатой
в сравнении с тем, сколько
за такую же работу
платят на других предприятиях из 24 диагностируемых
всего 3 чел.
Оба утверждения затрагивают общегосударственный
аспект, связанный с
оплатой труда в бюджетных образовательных
учреждениях.
Методика определения
стиля руководства трудовым коллективом
(В. П.
Захарова и A. JI. Журавлева) (Приложение Г).
Методика была разработана В.П. Захаровым на основе опросника A.JI.
Журавлева.
Цель: определение трудовым
коллективом преобладающего стиля
руководства.
Форма проведения: групповая.
При проведении данной методики были
получены результаты, которые
размещены в таблице № 2.
Таблица № 2
Стили руководства |
Число опрошенных - 24 чел. |
Директивный |
12 (49,6%) |
Попустительский |
13 (50,4) |
Коллегиальный |
- |
Преобладающий |
Попустительский |
Проанализировав
результаты опроса сотрудников (табл.
2), можно сказать о
том, что у заведующей ГБОУ д/с № 1937 смешанный стиль управления. 50,4%
сотрудников считают, что для их руководителя
характерен попустительский
стиль управления и 49,6 % (почти половина)
подчиненных видят в стиле
руководства заведующей директивный стиль
управления.
Руководители с различными индивидуальными
стилями выбирают в
напряженных ситуациях разные линии поведения:
руководители с
директивным и попустительским стилями
выбирают линии поведения в разной
последовательности или прибегают в одной
и той же напряженной ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ю.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь
конфликтолога. СПб.: Питер.
2006. 528с.
П.Батаршев А.В. Психодиагностика способности
к общению или как
определить организационные и коммуникативные
качества. - М.:
ВЛАДОС, 1999.-174 с.
у'
22.Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного
психологического
климата педагогического коллектива
V»
Информация о работе Благоприятный психологический климат педагогического коллектива в доу