Человек, индивид, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Файлы: 1 файл

ТЕоРИЯ по ОБЩЕСТВУ.doc

— 622.50 Кб (Скачать файл)

Субъекты политики - это участники политического процесса (группы, партии, нации, общественные объединения, классы или отдельные личности), способные осознанно бороться за власть и реформы.

Объект политики - это сфера политической деятельности государства и др. субъектов. 

 

Российские политологи выделяют три  категории граждан по степени  их включения  в политическую жизнь:

1-я группа - российские граждане, не осознающие свое место в  обществе и политике, в основном покорно подчиняющиеся воле воздействия на них институтов государства и средств массовой информации (СМИ).

2-я группа - участники политического  процесса с осознанными политическими  интересами и потребностями. Их  гражданская активность непосредственно  связана с деятельностью государственных, партийных и общественных институтов.

  3-я группа - профессионалы или близкие к ним общественно-политические деятели. Для них политика является не только основным источником существования, а и потребностью. (Депутаты, лидеры партий и общественных объединений, руководители исполнительных гос. органов и т.п.). Эта группа претендует на право выражать волю граждан в сфере принятия политических решений.

Субъекты 2-й и 3-й групп участников политического процесса, безусловно, являются самостоятельными субъектами политики.

Итог:

Политика призвана осуществлять двуединую  задачу:

- управлять политическим поведением  населения (классов, этнических  групп, наций) во имя сохранения  целостности общества;

- выражать значимые интересы  всех групп и слоев в государстве.

Политика делится на:

- внутреннюю (экономика, социальные  отношения, оборона, здравоохранение,  образование, культура)

- внешнюю (международную) - взаимодействие  с др. странами на международной  арене.           

 Функции политики

- определение целей и задач  общества;

- выработка программ жизнедеятельности  общества в соответствии с  интересами граждан;

- мобилизация ресурсов общества  в соответствии с целями, задачами  и программами;

- контроль за распределением  ценностей;

- интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.  

 

Политические средства:    Методы политики:

- избирательные компании;     - принуждение

- забастовки;       - убеждение

- митинги;       - поощрение

- вооруженные действия и т.д.    - насилие 

 

Политическая власть - всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется  рядом признаков:

- легитимностью в использовании силы в пределах государства;

- верховенством - обязательностью решений для всякой иной власти;

- публичностью - всеобщностью и безличностью, что значит - обращение ко всем гражданам от имени общества с помощью права (закона);

- моноцентричностью - наличием единого центра принятия решений (в отличие, напр. от власти

  экономической);

- многообразием ресурсов:

а) утилитарными - материальные и др. социальные блага;

б) принудительными - меры уголовного и административного воздействия;

в) нормативными - средства воздействия  на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.

 
Основными элементами власти являются: 
- субъект, 
- объект 
- ресурсы (средства) 
Субъект власти - личность, орган, организация и т.п. реализующая свою волю и интересы путем подчинения других. Субъект определяет содержание властного отношения через: 
- приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться его воле; 
- наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 
- нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. 
Объект власти - личность, орган, организация и т.п. подчиняющаяся воле субъекта. Объект руководствуется мотивами: 
- страх перед наказанием; 
- преклонение перед авторитетом; 
- заинтересованность во власти (совпадение интересов);

Основные ресурсы власти: 
- Экономические - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.); 
- Социальные - способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование, звание и др.); 
- Культурно-информационные - знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, СМИ и др.; 
- Силовые - оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди (внутренние войска, милиция, армия и др). 
Осуществлению политической власти способствуют определенные нормы и правила: 
- нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, гос. учреждений; 
- нормы, определяющие порядок формирования политической элиты; 
- нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность.

Политическая  власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество - это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.

Власть возникает из естественноисторической потребности  в организации, которая способна реализовать интересы всего общества или отдельных социальных общностей. Именно потребность в определенной организации служит причиной властной деятельности.

Таким образом, власть - это  форма социальных отношений, характеризующаяся  способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов.

Политическая  власть реализуется для достижения определенных целей: 
- согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства;  
- поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы; 
- придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев; 
- осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Политическое руководство обществом  осуществляется через государство  в двух основных формах:

1) через руководство административно-управленческим  аппаратом государства; 
2) через парламент, борьбу входящих в него партий и движений.

Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному  обществу. Это сложное, динамичное и  многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой, определенным образом, организованную деятельность людей, направленную на согласование различных и противоречивых интересов, путем подчинения их формируемой единой общественной воле.

2. Добро и зло - основные  понятия этики. Моральный выбор.

 

Большинство народов мира сейчас имеют некоторые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скромность, гуманизм, мудрость и др. Качества, которые вызывают порицание у многих народов (пороки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее общие понятия, которые позволяют оценивать действия и поступки людей. Добро — главная ценность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственности за выбранный путь.

Существует множество  определений морали - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения; потребности и установки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлениями о добре и зле. Очень близкими понятию морали являются нравственность, совесть, этика.

В обществе обычно не бывает специальных организаций, ведающих моралью. Мораль должна поддерживаться общественным мнением, которое создает духовную атмосферу. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода (при наличии общих основ). Идеал — это образ должного в существующем, обозначение того состояния, к которому должно стремиться человечество и человек.

Особенность морали состоит  в том, что она основана на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полного согласия человека с действительностью и самим собой). Отсюда исходят: доброта, великодушие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гордыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное самосовершенствование  состоит в изменении пропорций  злого и доброго в самом  себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

Моральный выбор начинается тогда, когда человек сталкивается с необходимостью действовать «правильно», т.е. в соответствии с нравственными ценностями и нормами. Он связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. Свобода создает предпосылки для определения человеком целей и средств, направлений и характера своих поступков.

1. Политические партии  и движения. Многопартийность.

 

Политическая  партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаками партии являются:

1) наличие программы, в которой  сформулированы цели и стратегия  партии;

2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

3) фиксированное членство;

4) разветвленная сеть первичных  местных организаций.

Партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Функции партии:

- выявление и выражение интересов  различных групп общества

- посредничество между государством  и обществом

- борьба, осуществление или соучастие  во власти

- интеграция и консолидация  интересов различных групп общества

- стабилизация политической системы (или ее перестройка)

- выражение определенной идеологии

- теоретическая разработка программы  развития общества

- формирование политической элиты,  выявление политических лидеров

- социализация личности

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:

1) в зависимости от способа  организации внутренней жизнедеятельности  партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

2) в зависимости от степени  участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);

3) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

4) по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся на радикальные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока на приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

Информация о работе Человек, индивид, личность