Человек, индивид, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Файлы: 1 файл

ТЕоРИЯ по ОБЩЕСТВУ.doc

— 622.50 Кб (Скачать файл)

- функционирование органов государственной  власти федерации и ее субъекта  осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между властями

- субъекты федерации обязательно  представлены в федеральных органах  государственной власти

Федеративное  устройство России - 89 равноправных субъектов (самостоятельно действующих частей):

- республик

- краев

- областей

- автономных областей

- автономных округов

- городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)

- каждая республика имеет свою  конституцию, законодательство, а  остальные субъекты - устав и 
  законодательство

- Россия имеет государственную целостность, т.е. она как государство едина и неделима

- Конституция РФ и федеральные  (общегосударственные) законы имеют  верховенство на всей 
  территории России

- государственную власть в субъектах  федерации осуществляют образуемые  ими органы гос. власти

- Конституция РФ имеет прямое  действие, иными словами, в случае  нарушения какого-либо ее 
  положения любой гражданин России может пойти в суд и возбудить соответствующее дело.

Однако РФ не обладает всеми  признаками федерации. Так:

- субъекты Федерации не имеют собственной судебной системы (названия «областной суд» и т.д. 
  указывают не на их принадлежность, а на их уровень

- субъекты Федерации, кроме республик,  не имеют собственного гражданства

- налоги в РФ, хотя  и могут взиматься в пользу  субъекта, все равно устанавливаются Федерацией.

2. Право на образование:  содержание, гарантии.

 

 

     Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.     

 Целью  образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

Функции образования:

1) создание условий и предпосылок  для социальной мобильности человека или социальной группы,

2) сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение,

Современное образование является средством решения важнейших  проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Требования общества к образованию  выражаются в системе принципов  государственной образовательной  политики. В настоящее время образовательная политики в РФ строится на следующих принципах:

l)  гуманистический характер  образования; 

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное  развитием; 

4) единство федерального образования  при праве на своеобразие образования  национальных и региональных  культур; 

5) общедоступность образования; 

6) адаптивность системы образования  к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования  в государственных учреждениях; 

8) свобода и плюрализм в образовании; 

9) демократический, государственно-общественный  характер управления и самостоятельность  образовательных учреждений;) 

 

Конституция РФ ст. 43:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование  обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение  детьми основного общего образования. 

 

В соответствии со ст. 1, 2, 4, 5, 6 Закона «Об образовании» Российской Федерации государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Они предусматривают воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Эти принципы обеспечивают свободу и плюрализм в образовании, демократический, общественно-государственный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Государство гарантирует гражданам  возможность получения общедоступного и бесплатного образования в  начальной, основной и средней школе, системе среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, возраста, состояния здоровья и социально-имущественного положения.

Таким образом, государственная политика, закрепленная в Законе «Об образовании» Российской Федерации, соответствует основным нормам Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека.

 

Закон РФ "Об образовании" (извлечение)

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации  в области образования 
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности,языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. 
2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. 
3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 
4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида. 
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. 
6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. 
7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Формы получения образования 
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: 
    1) в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; 
    2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. 
2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Статья 42. Особенности экономики  среднего профессионального и высшего  профессионального образования 
1. Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение. 
2. Объемы и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников 
1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. 
2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. 
3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. 
4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения. 
5. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. 
6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи. 
7. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 
8. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. 
9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. 
10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. 
11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда. 
12. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. 
13. Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. Сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется за счет средств учредителя. Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности. 
14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 
15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются. 
16. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 
17. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное образовательное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа. 
18. В случае прекращения деятельности государственного или муниципального гражданского образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования студенты переводятся в другие образовательные учреждения. В этом случае полученные студентами (независимо от продолжения ими обучения в другом образовательном учреждении) суммы личного государственного образовательного кредита на текущий учебный год с них не взыскиваются. 
19. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации. 
20. Обучающиеся негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, имеют право на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации для обучающихся государственных и муниципальных образовательных учреждений. 
21. Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени). 
22. Государство обеспечивает создание механизма социальной защиты детей и подростков, квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении; разрабатывает и осуществляет целевые программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников 
1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

Статья 52. Права и обязанности  родителей (законных представителей) 
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. 
2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. 
3. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестаций по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. 
4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

1. Предпринимательская деятельность: сущность, функции.

 

Предпринимательская деятельность - это определенный способ хозяйствования на свой страх и риск с целью получения прибыли.

Предприниматель - главное действующее лицо и стержень любой экономической системы, построенной на конкурентных началах. Он производит товары и доводит их до конечного потребителя, оказывает разнообразные услуги гражданам и другим предпринимателям, содержит органы государственной власти, уплачивая значительную часть налогов. Предпринимательская деятельность предполагает участие ее субъектов в гражданских правоотношениях. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять не только граждане, но и юридические лица.

Субъект предпринимательской  деятельности должен:

  • заниматься хозяйственной деятельностью (т. е. производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ);
  • осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени;
  • осуществлять хозяйственную деятельность на постоянной основе;
  • иметь целью извлечение прибыли;
  • нести ответственность по обязательствам.

Предпринимательскую деятельность можно  подразделить по кругу ее субъектов  на: индивидуальное и коллективное предпринимательство граждан; предпринимательскую  деятельность юридических лиц. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таковым признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Информация о работе Человек, индивид, личность