Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:31, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
Объектом исследования является – деятельность социального педагога в условиях дошкольного учреждения, включающая в себя организацию социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, формирование у них основ культуры взаимоотношений, умение выстраивать систему межличностных отношений в образовательном пространстве.

Содержание работы

Аннотация…………………………………………………………………………………...6
Введение…………………………………………………………………………..………....7
1 Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений, как проблема исследования.
1.1 Анализ научной литературы по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников………………….…12
1.2 Проблема деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников…………………………...……………………….…....18
1.3 Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……..……………….……………………………….…26
2 Обоснование модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
2.1 Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольник……………………………………....…36
2.2 Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников ……………………………...….…...43
2.3 Программа Опытно – экспериментальной работы по изучению деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……................................................................................................................49
3 Пути способствующие эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников
3.1 Взаимодействие родителей и дошкольного образовательного
учреждения …………………..……………………………………………………..………57
3.2 Включение дошкольников в совместную игровую деятельность …..……….……..68
3.3Повышение социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения ……...……………………..…………………….………..80
Заключение …………………………..………………………...………………….………94
Список литературы ………………………………………………..…...…….......…..101
Приложение

Файлы: 1 файл

пример диплома.doc

— 1.91 Мб (Скачать файл)


Департамент образования  города Москвы

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Московский  городской психолого-педагогический университет

Факультет  социальной педагогики

Кафедра социальной педагогики

 

Допущена к защите

Заведующим кафедрой

______________ /_ Торохтий В.С._/

(подпись)  (Фамилия И.О.)

«___» _________ 2010 г.

 

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности

050711 «Социальная  педагогика»

на тему:

«Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

Содержание.

Аннотация…………………………………………………………………………………...6

Введение…………………………………………………………………………..………....7

1 Деятельность  социального педагога по формированию  основ культуры взаимоотношений, как проблема исследования.

1.1 Анализ научной   литературы по проблеме деятельности  социального педагога по формированию  основ культуры взаимоотношений  дошкольников………………….…12

1.2 Проблема деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников…………………………...……………………….…....18

1.3 Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……..……………….……………………………….…26

2 Обоснование  модели деятельности социального  педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.

2.1 Характеристика модели  деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольник……………………………………....…36

2.2 Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников ……………………………...….…...43

2.3 Программа Опытно  – экспериментальной работы по  изучению деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……................................................................................................................49

3 Пути способствующие  эффективности деятельности социального  педагога по формированию основ  культуры взаимоотношений дошкольников

3.1 Взаимодействие родителей и дошкольного образовательного

учреждения …………………..……………………………………………………..………57

3.2 Включение дошкольников  в совместную игровую деятельность …..……….……..68

3.3Повышение социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения ……...……………………..…………………….………..80

Заключение …………………………..………………………...………………….………94

Список литературы     ………………………………………………..…...…….......…..101      

Приложение

 

Аннотация

 

Цель данной работы теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.

Объектом исследования является – деятельность социального педагога в условиях дошкольного учреждения, включающая в себя  организацию социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, формирование у них основ культуры взаимоотношений, умение  выстраивать систему межличностных отношений в образовательном пространстве.

В процессе проведения исследования был проанализирован отечественный и зарубежный опыт по проблеме, реальная социально-педагогическая практика, разработана и обоснована модель деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.

  В ходе выполнения исследования выпускной квалификационной работы получены следующие результаты: выявлен уровень взаимоотношений дошкольников в различных условиях их совместной деятельности; выявлены пути по повышению эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников; реализована на практике программа опытно - экспериментальной работы по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.

 

Объем работы составляет 106 листов формата А 4, состоит из 3 разделов, содержит 12 таблиц, 19 рисунков,  1 схему,  9 приложений на 28 листах, и включает аннотацию, введение, три главы, заключение, список использованной литературы из 82 источников.

Введение

Актуальность исследования. Современная социальная ситуация развития подрастающего поколения требует повышения воспитательных, культурообразующих усилий общества в деле формирования личности будущего российского гражданина. Рост негативных тенденций в детской среде таких как: насилие, правовой нигилизм, социальная пассивность, безнадзорность, девиантное поведение, наркотизация, токсикомания, влияние контркультурных организаций и другое, обуславливают необходимость принятия комплексных социальных мер по оздоровлению в целом всей ситуации развития ребенка.                                        

Проблема формирования основ культуры взаимоотношений  дошкольников является  на сегодняшний день сверхактуальной. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и, анализируя высокую эмоциональную напряжённость и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства  дошкольников . В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребёнок создаёт массу проблем не только окружающим, но и себе.       

    Формирование основ культуры взаимоотношений дошкольников  чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.                                                                                                                    

   Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.                                                                 

Трудности в социальном развитии детей, и в формирование основ культуры взаимоотношений со сверстниками объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения нередко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих, ряда телепередач. Одна из главных проблем современного воспитания состоит в том, сможет ли общество обеспечить «культурное русло» для развития детей различных категорий и социальных слоев? Что станет определяющим в формировании личности в условиях современной российской действительности — образование или улица, культура или контркультура?      Очевидно, что ответами на эти и другие важные вопросы служат действия общества, направленные на укрепление формирующего потенциала школы, семьи и других социально-воспитательных и образовательных институтов как определяющих факторов социализации личности.                                                                                                                                         В настоящее время с особой злободневностью встает проблема формирования у будущих поколений культуры отношений к действительности, культуры социальных взаимоотношений. От решения этой проблемы сегодня зависит, насколько цивилизованным будет облик российского общества завтра.                                                                                                     Процесс восприятия и укоренения в сознании каждого человека необходимости уважения к другим людям и их правам, отказ от проявления любых форм насилия, приверженность к принципам демократии, свободы, справедливости, согласия, солидарности и плюрализма, терпимое отношение к различиям между народами, этическими, религиозными, культурными и другими группами людей становится сегодня в число ведущих задач воспитания.           

Отношение к другим людям  составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Изучение отклонений в развитии культуры взаимоотношений дошкольников на самых первых этапах становления личности представляется актуальным, и важным прежде всего и потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка  отрицательные качества в связи  с особенностью дошкольного возраста определяют все дальнейшее формирование личности, которые могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.

Отношения с другими  людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Поэтому, целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культуры взаимоотношений начинается с приходом детей в дошкольное учреждение. Именно в детском саду закладываются основы вежливости, точности, аккуратности и опрятности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в ДОУ, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культуры взаимоотношений и поведения не даны детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел, и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать уже школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и прочее.

Предметом исследования является – деятельность социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников, представляющая собой совокупность организационных, посреднических, воспитательных и образовательных мер, в соответствии с потребностью и необходимостью дошкольников.

Цель работы – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.

Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:

1) Проанализировать научную  литературу по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников;

2) Рассмотреть проблему деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников;

3) Рассмотреть практику деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников;

4) Обосновать  модель деятельности социального  педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников;

5) Выявить пути способствующие эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.

Ожидаемый социальный эффект в результате выполнения работы: эффективность деятельности социального педагога по повышение основы культуры взаимоотношений дошкольников состоит в организации доверительной и дружелюбной атмосферы в детском саду путем применения систематических, специальных, социально-педагогических мер, в процессе, которых происходит  взаимодействие родителей с дошкольным образовательным учреждением;  включение дошкольников в совместную игровую деятельность; формирование социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

 

 

1 Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений, как проблема исследования.

 

1.1 Анализ научной   литературы по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников

 

Сегодня культура взаимоотношений  все настойчивее осознается как  неотъемлемый элемент содержания и  технологии обучения в современном  дошкольном образовательном учреждении. Этот компонент призван сыграть  важную роль в воспитании подрастающего  поколения, способный побуждать и закреплять у детей интерес друг к другу, прививать любовь к труду, учить работать творчески, проявлять ответственность, помогать в определении своих наклонностей и способностей, а главное – это способствовать нравственному и духовному становлению личности ребенка.

Информация о работе Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников