Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:31, дипломная работа
Цель данной работы теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
Объектом исследования является – деятельность социального педагога в условиях дошкольного учреждения, включающая в себя организацию социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, формирование у них основ культуры взаимоотношений, умение выстраивать систему межличностных отношений в образовательном пространстве.
Аннотация…………………………………………………………………………………...6
Введение…………………………………………………………………………..………....7
1 Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений, как проблема исследования.
1.1 Анализ научной литературы по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников………………….…12
1.2 Проблема деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников…………………………...……………………….…....18
1.3 Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……..……………….……………………………….…26
2 Обоснование модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
2.1 Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольник……………………………………....…36
2.2 Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников ……………………………...….…...43
2.3 Программа Опытно – экспериментальной работы по изучению деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……................................................................................................................49
3 Пути способствующие эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников
3.1 Взаимодействие родителей и дошкольного образовательного
учреждения …………………..……………………………………………………..………57
3.2 Включение дошкольников в совместную игровую деятельность …..……….……..68
3.3Повышение социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения ……...……………………..…………………….………..80
Заключение …………………………..………………………...………………….………94
Список литературы ………………………………………………..…...…….......…..101
Приложение
Рассматривая данный
аспект в нашей выпускной
а) формирование культуры взаимоотношений;
б) деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
Раскрывая суть первого из них, необходимо отметить, что проблема формирования основ культуры взаимоотношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной педагогики и психологии личности является одной из важнейших проблем нашего времени. Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста.
В педагогической науке проблема формирования культуры взаимоотношений детей получила пристальное освещение во многих исследованиях, в том числе посвященных:
- педагогическому общению (С.Н. Батракова, Н.А. Березин, О.В. Дашкевич, Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Т.М. Тихолаз, Г.А. Цукерман);
- педагогически целесообразным взаимоотношениям педагогов и воспитанников (И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.)
Заметим, что социокультурное
Уделяя особое внимание культуре взаимоотношениям, многие психологи (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Р.Б. Стеркина), также отмечают роль сотрудничества с окружающими в усвоении достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Формирование культуры взаимоотношений происходит также в общении со сверстниками, которая предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
В отечественной психологии в трудах Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Р.И. Жуковской, в которых отмечается, что взаимоотношения ярче проявляются там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, которая имеет общественный характер, и где личные желания и интересы, порожденные личными потребностями, уступают общественным мотивам, общественным правилам, коллективным интересам.
Зарубежный прогрессивный ученый в области психологии Р. Пфютце, рассматривал детские взаимоотношения как цель и как процесс воспитания. Основная цель, по его мнению – сформировать у детей качества коллективизма, умения жить и трудиться в коллективе, и на благо коллектива. Эти качества и умения формируются только в условиях совместной деятельности, в кругу сверстников. Он считал, что культура взаимоотношений дошкольников достигается только при наличии играющего коллектива, где у ребенка формируется умение понимать замысел сверстника, не мешать другому, а наоборот ведет к активному сотрудничеству в игре.
Уделяя особое внимание формированию культуры взаимоотношений, применительно к дошкольникам еще нельзя говорить о коллективе в полном смысле этого слова, однако, объединяясь в группы под руководством взрослых, они устанавливают начальные формы коллективных взаимоотношений. Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности ребенка. И наоборот, именно положительные взаимоотношения способствуют становлению и развитию его личности.
Наряду с этим психолого-педагогические исследования (В.Г. Нечаева, Я.Л. Коломинский, А.И. Аржанова) убеждают в том, что стихийно складывающиеся в детских коллективах взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположных качеств. «… Не сразу заметишь в группе беду – чрезмерно активного, «агрессивно» общительного ребенка, «хозяина», запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего деспотического эгоиста. Как будто играют дружно, дети не жалуются… Так и складывается тип отношений: одни всегда только командуют, другие – только подчиняются» [45, 20].
Особое внимание к проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращали многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Т.Н. Счастная, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисина, Т.А. Репина, A. Maslov, A. Bandura, I.I. Tompson, D.E. Mey и другие. В центре внимания исследования внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы.
В исследованиях ученых-
Например, в многочисленных работах отечественных психологов (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.
В исследованиях, выполненных на детях дошкольного возраста (Р. А. Максимова, Г. А. Золотнякова, В. М. Сенченко и др.), выяснялись возрастные особенности восприятия дошкольниками других людей, понимания эмоционального состояния человека, способы решения проблемных ситуаций и прочее. Главным предметом этих исследований было восприятие, понимание и познание ребенком других людей и отношений между ними [5, 90].
Значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений. Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода:
— концепция деятельностного опосредствования взаимоотношений между детьми (А. В. Петровский);
— концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения (М. И. Лисина). Следует подчеркнуть, что изучение культуры взаимоотношений детей в большинстве исследований (в особенности зарубежных) сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия. Понятия «общение» и «отношение», как правило, не разводятся, а сами термины употребляются синонимично. Нам представляется, что эти понятия следует различать.
В концепции выдающегося детского психолога М. И. Лисиной, общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений [11, 65].
Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г. М. Андреева, К. А. Абульханова-Славская, Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение — это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении.
Анализ научной литературы позволяет выделить проблему деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников. Формирование основ культуры взаимоотношений детей в дошкольном образовательном учреждении - это сложная и важная часть деятельности социального педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь специалистов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Вместе с тем, теоретические исследования психологов М.И.Лисиной, А.Г.Рузской, Е.О.Смирновой, В.А.Петровского, Г.Г.Кравцова, Е.Е.Кравцовой, Э.И.Леонгард, Е.Е.Шулешко и др., позволяющие рассмотреть взаимодействие социального педагога с детьми в дошкольном воспитании. показывают, что развивающее общение дошкольника со взрослым (как, впрочем, и детей друг с другом) может и должно стать смысловой основой их сотрудничества [57,12].
Таким образом, изучение предпосылок формирования основ культуры взаимоотношений, все настойчивее осознается как неотъемлемый элемент содержания и технологии образования в современном дошкольном образовании. Этот компонент призван сыграть важную роль в воспитании подрастающего поколения: побуждать и закреплять у дошкольников интерес друг к другу, прививать любовь к труду, учить работать творчески, проявлять инициативу и ответственность, помогать в определении своих наклонностей и способностей, а главное – способствовать нравственному и духовному становлению личности дошкольника.
1.2 Проблема формирования основ культуры взаимоотношений
дошкольников
Анализ научной литературы показал, что проблема формирования основ культуры взаимоотношений дошкольников всегда волновала ученых различных отраслей, на всех этапах развития общества. Рассматривая ее, необходимо раскрыть сущность понятий «культура», «взаимоотношения» и «культура взаимоотношений», которые изучаются в разных аспектах.
В этой связи, для полного понимания рассматриваемой нами проблемы, необходимо обратиться к трактовке столь очевидно известного, и вместе с тем загадочного явления, а именно феномена «культуры».
Слово «культура» (от лат. – сultura) обозначает «обработка», «земледелие», говоря другими словами – это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. Культура есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле и выступает, в этой связи, как реальность социального порядка. Именно «культура» образует тот специфический человеческий «слой», как качественно новой формы организации жизни, жизни сознательной и созидающей.
В обыденном языке, обычном словоупотреблении понятие «культура» служит оценочным понятием и относится к чертам личности, которые вполне могут быть определены словом «культурность». В сфере научной деятельности наблюдается огромный интерес к этому понятию. Сегодня существует уже несколько сотен определений культуры. Причиной подобного многообразия трактовок можно считать то, что культура выражает глубину человеческого бытия, и бесконечность проявлений человеческого духа. В той мере, в которой неисчерпаема человеческая деятельность, многоаспектна и культура.
В отечественной литературе получило признание определение М.С. Кагана, который предложил понимать «культуру» как систему отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Эта система отношений строится на совокупности духовных и материальных ценностей, социальных норм и институтов [57,3].
В современном социально-
Н.А. Бердяев,
Л.Н. Гумилев, М.С. Каган, В.М.
Анализ компонентов культуры с педагогической точки зрения показывает, что «культура» – это, прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью, и стать ее достоянием, ее достижением. [34,173]
Культура, таким образом, является особой формой жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.
Многие специалисты различных отраслей педагогических и психологических наук также уделяют пристальное внимание другому понятию как - «взаимоотношение». Взаимоотношения - это многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности людей, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.