Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:31, дипломная работа
Цель данной работы теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
Объектом исследования является – деятельность социального педагога в условиях дошкольного учреждения, включающая в себя организацию социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, формирование у них основ культуры взаимоотношений, умение выстраивать систему межличностных отношений в образовательном пространстве.
Аннотация…………………………………………………………………………………...6
Введение…………………………………………………………………………..………....7
1 Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений, как проблема исследования.
1.1 Анализ научной литературы по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников………………….…12
1.2 Проблема деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников…………………………...……………………….…....18
1.3 Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……..……………….……………………………….…26
2 Обоснование модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
2.1 Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольник……………………………………....…36
2.2 Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников ……………………………...….…...43
2.3 Программа Опытно – экспериментальной работы по изучению деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……................................................................................................................49
3 Пути способствующие эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников
3.1 Взаимодействие родителей и дошкольного образовательного
учреждения …………………..……………………………………………………..………57
3.2 Включение дошкольников в совместную игровую деятельность …..……….……..68
3.3Повышение социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения ……...……………………..…………………….………..80
Заключение …………………………..………………………...………………….………94
Список литературы ………………………………………………..…...…….......…..101
Приложение
- предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
- изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
- отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов). При анализе результатов важным показателем является также взаимность выборов детей. Результаты выполнения данной методики представлены в Таблице № 1 и в Приложении № 3.
Таблица № 1 Социометрический статус детей старшего дошкольного возраста контрольной группы
Социометрический статус |
Количество детей (%) |
Популярные |
2 (10%) |
Предпочитаемые |
4 (40%) |
Изолированные |
1 (5%) |
Отвергаемые |
6 (45%) |
Проведение социометрической методики «Капитан корабля» выявил следующие результаты в контрольной группе: в обследуемой группе преобладали дети с социометрическим статусом «отверженного» 6 детей (45%), 1 ребенок (5%) - статус «изолированного». В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение. Популярных детей в коллективе дошкольников выявлено 2 ребенка (10%), сверстники характеризовали их следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает» и пр. (См. Рис. 5).
Таблица № 2 Социометрический статус детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы
Социометрический статус |
Количество детей (%) |
Популярные |
2 (10%) |
Предпочитаемые |
3 (35%) |
Изолированные |
2 (10%) |
Отвергаемые |
6 (45%) |
3.4. Анкета для родителей, разработанная нами для данного исследования.
Цель: Выявить уровень взаимодействия родителей и ДОУ
Испытуемым предлагался
Рис. 5 Диаграмма информированности родителей о воспитании детей лишь на родительских собраниях
90% родителей экспериментальной группы и 80% родителей контрольной группы не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. Вести кружок в детском саду изъявили желание только по одному родителю в каждой исследуемой нами группе. (Рис. 6)
Рис. 6 Диаграмма уровня нежелания родителей участвовать в работе с детьми в ДОУ
3.4. Опросник «Тип родительского отношения к ребенку», разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным.
Цель: выявить уровень сформированности педагогической культуры родителей.
Таблица 1. Уровни педагогической культуры родителей
Показатели |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Контрольная группа |
16 |
40 |
44 |
Экспериментальная группа |
18 |
34 |
48 |
Рис. 7 Диаграмма уровней педагогической культуры родителей (контрольной группы)
Рис. 8 Диаграмма уровней педагогической культуры родителей (Экспериментальной группы)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе превышает низкий уровень педагогической культуры родителей 44% и 48%. Этому уровню соответствует отсутствие у родителей знаний о психологических закономерностях того или иного возраста, отсутствие готовности к их использованию, в основном опора на знания народной педагогики. В процессе взаимодействия идет ориентация на свой прародительский опыт и опыт своих знакомых. Таким родителям присущ авторитаризм в процессе взаимодействия с ребенком. Родители такого типа могут прямо не выражать недовольства ребенка, подчеркнуто игнорировать его, порождая у ребенка чувство отчужденности, одиночества.
Подводя итог, можно отметить,
что исходной основой деятельности социального
педагога по формированию культуры взаимоотношений
дошкольников выступает работа по определению
социально-педагогического портрета ребенка,
включающая изучение: социального статуса
ребенка в семье; опыта его коллективной
жизни в детском саду или учреждениях
дополнительного образования; нравственных
основ взаимодействия с другими; степени
индивидуальности и оригинальности в
межличностных контактах; уровня произвольности
и самоконтроля. Деятельность социального
педагога по формированию культуры взаимоотношений
дошкольников является связующей, организующей
и ориентирующей в системе «воспитатель-психолог-
Выводы по I главе
Проведенный анализ научной литературы по проблеме, позволил определить состояние практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников. Сущностная характеристика развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, определяется успешностью формирования основ культуры взаимоотношений детей, которая предполагает обучение детей сотрудничеству, взаимопомощи, вниманию друг к другу, заботливости, преодолению агрессивных и деструктивных форм поведения, выработку навыков гуманных, неконфликтных способов разрешения межличностных противоречий. Суть практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников представляет собой процесс, в структуре которого можно выделить следующие этапы: Подготовительный, на котором осуществляется анализ состояния проблемы формирования основ культуры взаимоотношений дошкольников. Изучение методической литературы по данном вопросу, подбор методов и методик по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников, анализ психологических, социальных и личных особенностей воспитанников ДОУ, разработка программы деятельности по организации формирования основ культуры взаимоотношений детей.
Этап реализации, на котором происходит реализация программы деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
Этап анализа результатов, на котором выясняется, что было сделано, какие результаты были получены, что сделано не было, разработка рекомендаций к дальнейшей деятельности по проблеме формирования основ культуры взаимоотношений дошкольников.
2 Обоснование модели социально – педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
2.1 Характеристика модели социально – педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников
Приступая к проектированию модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников, необходимо сделать следующие пояснение относительно понятия «моделирование». Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в социальной педагогике. Моделирование – это один из теоретических методов научного исследования, который характеризуется как воспроизведение параметров некоторого объекта на другом объекте, специально созданным для его обучения. Этот второй объект называется моделью. В самом общем смысле модель – такой материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты [12, 40]. Потребность в моделировании, как известно, возникает во всех областях знаний и деятельности, в том числе и в педагогике. Моделирование процесса в нашем исследовании представляет собой процесс решения воспитательных задач путём обоснования соответствующих элементов. Социально-педагогическая модель, разными авторами, понимается по-разному.
Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) в широком смысле принято понимать аналог, "заместитель" оригинала (фрагмент действительности), который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала. К недостаткам термина "модель" следует отнести его многозначность. В словарях приводится до восьми различных значений, из которых в научной литературе наиболее распространены два: а) модель как аналог объекта; б) модель как образец.
Существенная роль в формировании культуры взаимоотношений дошкольников принадлежит социальному педагогу в силу его профессионального назначения и компетентности в организации социально-средовых условий культурного развития личности на основе организации взаимодействия основных воспитательных институтов и прежде всего семьи и ДОУ.
Социальный педагог – это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных, педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности разных специалистов детского сада. Он должен уметь построить педагогически правильную воспитательную, социально-педагогическую работу с отдельными воспитанниками, с группами воспитанников ДОУ, их родителями, воспитателями, специалистами.
Эффективность деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений дошкольников определяется его готовностью учитывать особенности семьи (благополучная, неблагополучная), и педагогически взаимодействовать с ней в логике изучения и необходимой коррекции инициируемых его целей и направленности социальных отношений ребенка, выстроенного семьей характера его взаимоотношений с окружающими.
Главными участниками процесса формирования основ культуры взаимоотношений дошкольников являются: сами дошкольники, воспитатели, родители детей. В некоторых случаях в него включаются смежные специалисты такие как: психологи, врачи, дефектологи, логопеды и др. Все участники педагогического процесса представляют собой в системе поддержки отдельные группы. При этом основной целью системы поддержки является создание условий для успешной организации формирования культуры взаимоотношений дошкольников, работа с которыми является главным всей этой системе.
Осуществление процесса моделирования включает несколько этапов:
В процессе опытно-экспериментальной работы нами были разработаны требования, которым должна отвечать данная модель:
- учет реальных возможностей
дошкольного образовательного
- содействие повышению
качества учебно-
Ниже представлена модель деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников. (см. Рис. 1)
Рассмотрим содержание каждого из компонентов модели.
Рисунок 1 – Модель деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
Рассмотрим каждый из вышеперечисленных компонентов модели.
1) Социальный заказ общества рассматривается нами как осуществление деятельности в соответствии с запросами и интересами общества, или иными словами общественный заказ.
2) Цель – формирование основ культуры взаимоотношений дошкольников в ДОУ.
3) Принципы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников ориентированы на: гуманистическую направленность, опору на ведущую деятельность, учет возрастных особенностей, психологическую комфортность, принцип развития.
а) Гуманистическая направленность системы педагогических мероприятий предполагает необходимость сочетания целей общества и личности ребенка, ориентированного на отношения, достоинства, так как ведущей ценностью любой культуры является ценность личности человека.
б) Опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста. В основу этого принципа положено мнение Л.С. Выготского о том, что именно игра учит разумному и сознательному поведению в различных ситуациях социально среды.
в) Учет возрастных особенностей. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития игровой деятельности дошкольников.
г) Принцип психологической комфортности предполагает создание доверительной, раскованной, стимулирующей активности ребенка атмосферы, с опорой на внутренние мотивы и, в частности на мотивацию успеха.
д) Принцип развития, направлен на целостное развитие личности ребенка, его готовность к дальнейшему совершенствованию. Содержание процесса формирования основ культуры взаимоотношений дошкольников нацелено на то, чтобы каждому ребенку были созданы такие условия, в которых он мог бы максимально реализовать свой интеллект, способности, активность, и прежде всего личность.