Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:31, дипломная работа
Цель данной работы теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
Объектом исследования является – деятельность социального педагога в условиях дошкольного учреждения, включающая в себя организацию социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, формирование у них основ культуры взаимоотношений, умение выстраивать систему межличностных отношений в образовательном пространстве.
Аннотация…………………………………………………………………………………...6
Введение…………………………………………………………………………..………....7
1 Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений, как проблема исследования.
1.1 Анализ научной литературы по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников………………….…12
1.2 Проблема деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников…………………………...……………………….…....18
1.3 Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……..……………….……………………………….…26
2 Обоснование модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
2.1 Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольник……………………………………....…36
2.2 Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников ……………………………...….…...43
2.3 Программа Опытно – экспериментальной работы по изучению деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……................................................................................................................49
3 Пути способствующие эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников
3.1 Взаимодействие родителей и дошкольного образовательного
учреждения …………………..……………………………………………………..………57
3.2 Включение дошкольников в совместную игровую деятельность …..……….……..68
3.3Повышение социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения ……...……………………..…………………….………..80
Заключение …………………………..………………………...………………….………94
Список литературы ………………………………………………..…...…….......…..101
Приложение
4) Этапы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников: а) диагностический, б) ознакомительный, в) практический.
В содержание деятельности социального педагога:
а.а.) Детский сад является новым периодом в жизни ребенка, и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка . Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном. Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
б.б.) Важной составляющей профилактики явления дезадоптации является психологическое обеспечение адаптационного процесса, а именно:
10) Результат: сформированность основ культуры взаимоотношений дошкольников в группе дошкольного образовательного учреждения. Личность ребенка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается ближайшего окружения ребенка (семья, сверстники, персонал работающий в ДОУ и т.д.), так как, опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
2.2 Критерии
эффективности деятельности
Рассматривая данный вопрос, необходимо подчеркнуть, что критерий в словаре русского языка определяется как мерило оценки, суждения, эффективность. В традиционном понимании критерии - это конкретные видимые показатели, благодаря которым производятся замеры, отслеживаются результаты деятельности, делаются выводы о достигнутых успехах, выявляются упущения и ошибки [50, 87].
Определение слова эффективность в словаре русского языка Ожегова рассматривается как эффект, действенность.
Эффект:
1.Впечатление, производимое кем-нибудь на кого-нибудь.
2.Средство, с помощью которого создается какое-нибудь впечатление.
3.Произвести эффект - действие как результат чего-нибудь, следствие чего-нибудь.
В толково – словообразовательном словаре русского языка эффективность рассматривается как: а) приводящая к нужным результатам, действенная; б) дающая наибольший эффект, предназначенная для выполнения полезной работы.
Оценивая особенности каждой из сторон социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников, социальный педагог, воспитатели и родители выделяют основные критерии данного вопроса.
Таким образом,
было выделено 5 компонентов, по которым
будет оцениваться
Эмоциональный компонент. Эмоции представляют собой
подсознательную структуру человеческой психики. Они влияют на поведение ребенка, его взаимоотношения с окружающими людьми, что определяет его адаптивные возможности.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Эмоциональный мир ребенка дошкольного возраста намного богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.
Критерий эмоциональной сферы мы условно подразделяем на три показателя - агрессивность, тревожность, эмоциональная отгороженность.
1) Агрессивность. Агрессивные проявления могут быть в виде аутоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружающей среды. Она может приобретать форму физической, вербальной или символической агрессии, носить эпизодический характер либо быть доминирующим способом реагирования, выглядеть как патологическое влечение [37].
2) Тревожность. Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.
3) Эмоциональная отгороженность. Ребенок стремиться уединиться, не замечает окружающих, не использует речь как средство общения, речь не обращена к собеседнику, не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную, избегает смотреть в лицо собеседнику, поглощен своим делом.
Результаты первичного
исследования трех показателей позволяют социальн
Познавательный компонент. Высшие психические функции - восприятие, память, мышление, речь, воображение и другие - составляют познавательную структуру личности ребенка. Необходимым направлением деятельности социального педагога является развитие адекватных способностей и максимальных возможностей ребенка во взаимоотношениях со сверстниками. Изучение познавательной сферы позволяет сделать вывод о познавательной активности ребенка и определить круг задач социального педагога по дальнейшему формированию и расширению познавательной активности; привлечению к новому, возбуждению и поддержанию любознательности; обучению навыкам преодоления трудностей.
Коммуникативный компонент.
Коммуникация представляет собой смысловой аспект социального взаимодействия, поскольку индивидуальное действие человека сознательно ориентируется на смысловое восприятие его (действия) другими людьми в процессе общения.[36] Общение понимается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной жизни и деятельности.
Поскольку общение является основой формирования культуры взаимоотношений детей и важным элементом социальной жизни необходимо развивать и совершенствовать коммуникативные навыки ребенка. Правильно сформированные коммуникативные навыки могут предотвратить ограничение возможностей, отдельные психические нарушения, девиантное поведение, правонарушения. Обучение детей с раннего возраста навыкам общения будет способствовать здоровым межличностным отношениям среди людей, своевременному предотвращению и разрешению конфликтов [63, 39].
Показателями развития коммуникативного компонента является контактность.
Контактность. Обладая этим качеством дети стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, не боятся выступать перед людьми в новой обстановке, свободно общаются с взрослыми, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Недостаточный опыт общения у ребенка выступает барьером для его контактности. Поэтому важно знать уровень развития данного показателя у ребенка. Методики по изучению взаимоотношений детей в группе позволяет социальному педагогу выявить уровень контактности детей со сверстниками
Коммуникативный компонент ставит задачи по развитию контактности ребенка с взрослыми и детьми, совершенствованию навыков владения вербальными и невербальными средствами общения.
Социальная активность. Под социальной активностью понимается реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека [8, 13-14].
У многих детей могут отмечаться избегание общения, замкнутость, отсутствие коммуникативных навыков, высокая конфликтность, а также социальная пассивность, сужение активного жизненного пространства, ощущение зависимости от окружающих, иждивенчество. Эгоцентрические наклонности проявляются в равнодушии к родителям, ближайшему окружению, желании быть в центре внимания.
Социальная активность проявляется таким показателем как социальная инициативность.
Социальная инициативность предполагает умение самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, творческий поиск, уметь выходить из ситуации выбора без стресса. Социальная инициативность выступает важным адаптационным механизмом, поскольку с помощью этого качества ребенок становится интересным партнером в деятельности и общении, а также ощущает себя самостоятельной и независимой личностью.
Изучить этот показатель в дошкольном возрасте возможно в процессе наблюдения. Принятие данного критерия обусловлено задачами социально-педагогической работы по активизации и поддержанию социальной инициативности ребенка в помощи и поддержке слабых, поднятию социального статуса ребенка отверженного ребенка в группе сверстников.
Поведенческий компонент. Поведенческие реакции группе детей дошкольного возраста могут приобретать вычурные формы - неадекватность реагирования на внешние воздействия, конфликтность, гиперактивность, негативизм, упрямство, неорганизованность поведения, неуправляемость. Критерий оценивается показателем - активность. Активность. В дошкольной группе могут находиться дети у которых доминирует пассивное поведение, проявлением которого можно назвать иждивенческие наклонности, отказ от участия в коллективном деле и прочее. Такая позиция лишает ребенка радости совместной деятельности, удовлетворения от собственной деятельности.
Работа с активностью состоит из побуждения ребенка к активности в общении, деятельности, творчестве, игровой деятельности.
Таким образом, описанные в данном параграфе критерии оценки эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников могут служить индикаторами результативности работы в дошкольном образовательном учреждении.