Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:31, дипломная работа
Цель данной работы теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
Объектом исследования является – деятельность социального педагога в условиях дошкольного учреждения, включающая в себя организацию социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, формирование у них основ культуры взаимоотношений, умение выстраивать систему межличностных отношений в образовательном пространстве.
Аннотация…………………………………………………………………………………...6
Введение…………………………………………………………………………..………....7
1 Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений, как проблема исследования.
1.1 Анализ научной литературы по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников………………….…12
1.2 Проблема деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников…………………………...……………………….…....18
1.3 Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……..……………….……………………………….…26
2 Обоснование модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
2.1 Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольник……………………………………....…36
2.2 Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников ……………………………...….…...43
2.3 Программа Опытно – экспериментальной работы по изучению деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……................................................................................................................49
3 Пути способствующие эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников
3.1 Взаимодействие родителей и дошкольного образовательного
учреждения …………………..……………………………………………………..………57
3.2 Включение дошкольников в совместную игровую деятельность …..……….……..68
3.3Повышение социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения ……...……………………..…………………….………..80
Заключение …………………………..………………………...………………….………94
Список литературы ………………………………………………..…...…….......…..101
Приложение
Взаимоотношения у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность. У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.
Взаимоотношение реализуется в
общении и через общение. В
то же время взаимоотношение
Принято различать деловые и личные взаимоотношения.
Деловые взаимоотношения создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением.
Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и т.д. Необходимым условием возникновения данных взаимоотношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.
По отношению к детям
Эффективность организации процесса формирования основ культуры взаимоотношений дошкольников во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.
Термин культура взаимоотношений говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг к другу. Под культурой взаимоотношений понимается такая деятельность во взаимодействии людей с целью обмена и обогащения информацией познавательного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.
Культура взаимоотношений, является специфической формой взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, создает условия для реализации социальных отношений. При этом во взаимоотношениях выделяют три взаимосвязанные стороны:
Формирование культуры взаимоотношений включает:
М.И. Лисина, изучая динамику развития основ культуры взаимоотношений ребенка детского сада со сверстниками у детей от рождения до 7 лет, выявила зависимость личный привязанностей между детьми, в первую очередь, от способности воспринимать субъектность сверстника, удовлетворять его потребность в общении. Интерес представляет показанная ею динамика развития потребности дошкольников в общении со сверстниками. Этот процесс движется от появления потребности в сенсомоторных впечатлениях (до 2-х лет), к потребности в соучастии, доброжелательном внимании сверстника, в самовыражении (до 5-ти лет), сотрудничестве, признании, уважении (к 6-ти годам), сопереживании и взаимопонимании (к 7-ми годам). [58,45]
На протяжении дошкольного периода развиваются, сменяя друг друга, несколько форм взаимоотношений со сверстниками. Причиной такой смены является изменение содержания коммуникативной потребности у детей. Собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце второго – начале третьего года жизни.
1. Основным фоном для
общения становится предметно-
2. Преобладающей формой
взаимоотношения в начале
Особое место в этом возрасте занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, настроением и потом чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение, не ограничивая никакими нормами; они принимают причудливые позы, кувыркаются, кривляются, визжат, хохочут, прыгают от восторга. По мнению психологов, такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Отражаясь в других, дети лучше выделяют самих себя, получают зримое подтверждение своей активности и уникальности.
Исследования возрастного развития отношения к сверстнику на протяжении дошкольного возраста позволили выделить три основных этапа, каждый из которых отражает особенности развивающейся личности дошкольника [22, 17].
Таким образом, проблема формирования культуры взаимоотношений детей решается в совместном труде и на занятиях где, создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков сверстников. Однако как подчеркивается в дошкольной педагогике, взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре.
1.3 Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников
Состояние социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений определялось по следующим направлениям:
1. Определение базы исследования.
2. Определение состава контрольной и экспериментальной группы.
3. Выбор методов и методик,
направленных на изучение деятельности
социального педагога по
Базой для проведения исследования является ГОУ Детский сад комбинированного вида № 281 г. Москвы. В исследовании участвовало 30 детей, воспитанников в возрасте от 5 - 6 лет. В контрольную и экспериментальную группы входило по 15 воспитанников.
В контрольную группу входят 15 воспитанников, где 7 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 5 до 6 лет, по национальному составу 1 англичанин, 1 татарин, 13 русских.
В экспериментальную группу входят 15 воспитанников, где 9 девочек и 6 мальчиков в возрасте от 5 – 6 лет, по национальному составу 1 армянин,
14 русских.
Совокупность методов и методик включает в себя:
1. Теоретические методы
2. Эмпирические методы: опрос, социометрия, метод вербальных выборов, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций, беседы.
3. Методики:
3.1. Социометрическая методика предложенная Т.А. Репиной игра «Секрет» (Приложение 1).
Цель: выявить положения ( социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его взаимоотношения со сверстниками, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. Проведение социометрической игры « Секрет » позволило выявить особенности эмоциональных связей среди сверстников и определить социальный статус каждого члена в группе. Были получены следующие результаты , отраженные на рис. 1,2.
В контрольной группе отметили социальный статус ребенка (Рис 1).
1. Высокий – 23%
2. Средний – 50%
3. Низкий - 12%
Рис. 1 Диаграмма оценки социального статуса ребенка
В экспериментальной группе отметили социальный статус ребенка (Рис 2).
1. Высокий – 28%
2. Средний – 64%
3. Низкий - 8%
Рис. 2 Диаграмма оценки социального статуса ребенка
3.2. Социометрическая методика по Т.Д. Марцинковской «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.
После проведения методики «Два домика» в контрольной группе, мы получили следующие данные: 43 % являются «предпочитаемыми»— дети, получившие один-два положительных выбора; 18 % «отвергаемые» — дети, получившие в основном отрицательные выборы; 21 % популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов, 18 % игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).
Рис.3 Диаграмма определения особенностей взаимоотношений в контрольной группе
Рис.4 Диаграмма определения особенностей взаимоотношений в экспериментальной группе
В экспериментальной группе, мы получили следующие данные: 42 % являются «предпочитаемыми»— дети, получившие один-два положительных выбора; 19 % «отвергаемые» — дети, получившие в основном отрицательные выборы; 19 % популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов, 20 % игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).
На основе проведенной нами методики можно сделать следующий вывод, что уровень культуры взаимоотношений детей в группе и их эмоциональное благополучие напрямую зависит от занимаемого ими статуса в группе сверстников. «Отверженные» дети, как правило, имеют заниженную самооценку, а лидеры завышенную.
3.3. Социометрическая методика «
Цель: Выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников.
Критерии и оценка результатов:
- популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);