Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:31, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
Объектом исследования является – деятельность социального педагога в условиях дошкольного учреждения, включающая в себя организацию социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, формирование у них основ культуры взаимоотношений, умение выстраивать систему межличностных отношений в образовательном пространстве.

Содержание работы

Аннотация…………………………………………………………………………………...6
Введение…………………………………………………………………………..………....7
1 Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений, как проблема исследования.
1.1 Анализ научной литературы по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников………………….…12
1.2 Проблема деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников…………………………...……………………….…....18
1.3 Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……..……………….……………………………….…26
2 Обоснование модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
2.1 Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольник……………………………………....…36
2.2 Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников ……………………………...….…...43
2.3 Программа Опытно – экспериментальной работы по изучению деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников……................................................................................................................49
3 Пути способствующие эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников
3.1 Взаимодействие родителей и дошкольного образовательного
учреждения …………………..……………………………………………………..………57
3.2 Включение дошкольников в совместную игровую деятельность …..……….……..68
3.3Повышение социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения ……...……………………..…………………….………..80
Заключение …………………………..………………………...………………….………94
Список литературы ………………………………………………..…...…….......…..101
Приложение

Файлы: 1 файл

пример диплома.doc

— 1.91 Мб (Скачать файл)

   Взаимоотношения у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность. У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Взаимоотношение реализуется в  общении и через общение. В  то же время взаимоотношение накладывает  печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Принято различать деловые и личные взаимоотношения.

Деловые взаимоотношения создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. 

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и т.д.  Необходимым условием возникновения данных взаимоотношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

По отношению к детям взаимоотношения  тоже проявляются. В возрастном плане формирование культуры взаимоотношений обретает особую значимость в младшем дошкольном возрасте, когда (с момента поступления в детский сад) происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, а логика психического развития требует активного освоения социально выработанных способов познания и поведения (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А Венгер, АК. Маркова, B.C. Мухина, В.В.Рубцов, Г.А. Цукерман, Л.Ф. Обухова и др.).

Эффективность организации процесса формирования основ культуры взаимоотношений  дошкольников во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.

Термин культура взаимоотношений говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг к другу. Под культурой взаимоотношений понимается такая деятельность во взаимодействии людей с целью обмена и обогащения информацией познавательного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.

Культура взаимоотношений, является специфической формой взаимодействия человека с другими людьми как  членами общества, создает условия для реализации социальных отношений. При этом во взаимоотношениях выделяют три взаимосвязанные стороны:

  • Коммуникативная – состоящая в обмене информацией между людьми;
  • Интерактивная, заключающаяся в организации взаимодействий между людьми (согласование действий, распределение функций и т.д.);
  • Перцептивная, включающая процесс восприятия друг друга при общении, установление на этой основе взаимопонимания.

Формирование культуры взаимоотношений включает:

  • Возраст от рождения до 2 – 3 месяцев. Является контактным общением, служащим как средство удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения – примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
  • От 2 – 3 до 8 – 10 месяцев. Первый этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях;
  • От 8 – 10 месяцев до 1,5 лет. Возникновение вербально - невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения;
  • 1,5 – 3 года. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
  • 3 – 7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или приобретенных средств общения; развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.

М.И. Лисина, изучая динамику развития основ культуры взаимоотношений  ребенка детского сада со сверстниками у детей от рождения до 7 лет, выявила  зависимость личный привязанностей между детьми, в первую очередь, от способности воспринимать субъектность сверстника, удовлетворять его потребность в общении.  Интерес представляет показанная ею динамика развития потребности дошкольников в общении со сверстниками. Этот процесс движется от появления потребности в сенсомоторных впечатлениях (до 2-х лет), к потребности в соучастии, доброжелательном внимании сверстника, в самовыражении (до 5-ти лет), сотрудничестве, признании, уважении (к 6-ти годам), сопереживании и взаимопонимании (к 7-ми годам). [58,45]

На протяжении дошкольного периода развиваются, сменяя друг друга, несколько форм взаимоотношений со сверстниками. Причиной такой смены является изменение содержания коммуникативной потребности у детей. Собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце второго – начале третьего года жизни.

1. Основным фоном для  общения становится предметно-процессуальная деятельность. В сверстниках детей привлекают внешность, поведенческие реакции. Однако  дети еще не могут согласовывать свои желания и не учитывают состояние партнеров. Способность понимать других развивается постепенно, и, как правило, связана с привлекательной игрушкой в руках другого ребенка.

2. Преобладающей формой  взаимоотношения в начале младшего  дошкольного возраста выступает эмоционально-практическая. К двум годам, у детей появляется интерес к другому ребенку, повышенное внимание к его действиям, а затем – стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать ответную реакцию (Л.Н. Галигудова).

Особое место в этом возрасте занимает подражание. Дети как  бы заражают друг друга общими движениями, настроением и потом чувствуют  взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его  внимание и завоевывает расположение, не ограничивая никакими нормами; они принимают причудливые позы, кувыркаются, кривляются, визжат, хохочут, прыгают от восторга. По мнению психологов, такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Отражаясь в других, дети лучше выделяют самих себя, получают зримое подтверждение своей активности и уникальности.

  • Стремление к сотрудничеству в конце четвертого года жизни вызывает развитие деловой формы взаимоотношений со сверстниками в процессе игры, занятий, выполнения обязанностей. Вопросы, ответы, разъяснения, реплики-диалоги свидетельствуют об интересе детей к умениям, поступкам сверстников, а также об огромном желании привлечь к себе их внимания, получить оценку себе.
  • К четырем годам складывается следующая форма взаимоотношений дошкольников – ситуативно-деловая. В этом возрасте у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. В этот период расцветает сюжетно-ролевая игра, которая становится коллективной: дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. 

Исследования возрастного  развития отношения к сверстнику на протяжении дошкольного возраста позволили выделить три основных этапа, каждый из которых отражает особенности развивающейся личности дошкольника [22, 17].

  • В младшем дошкольном возрасте сверстник еще не является значимым другим для ребенка. В то же время его присутствие повышает общую активность и эмоциональность малыша. С раннего возраста ребенок воспринимает ровесника не как физическое тело, а как похожее на себя существо. Дети радостно обнаруживают общие предметы или черты, охотно воспроизводят движения другого малыша, подражают его звукам, хотя самого сверстника как бы не замечают. «Смотрясь» в сверстника, как в зеркало, ребенок выделяет и объективирует свои отдельные качества.
  • В середине дошкольного возраста собственное Я ребенка конкретизируется в «предметных» проявлениях: его имущество, преимущества, умения, похвала взрослого начинают оцениваться посредством сверстника и «глазами сверстника».
  • К старшему дошкольному возрасту у многих (но не у всех) детей появляется новое, личностное начало в отношении к сверстнику, в котором он относит себя другому (т.е. относится к нему) во всей своей и его целостности. При этом взаимодействие детей становится значительно более мирным. Количество и острота детских конфликтов снижается. Зарождается интерес к сверстнику и желание что-то сделать для него. Это проявляется в вопросах («Во что ты играешь?», «Что хочешь делать?», «Тебе понравился мультик?» и пр.), в стремлении обрадовать или рассмешить сверстника, в способности помочь и уступить ему (сделать подарок, играть в его любимую игру, поделиться конфетой). В этом наивном стремлении сделать что-то для другого видны ростки новых отношений между детьми, в центре которых уже не Я, а ТЫ. Эти ростки взрослые должны бережно выращивать и поддерживать, чтобы они не зачахли. Чтобы примитивное и понятное «Смотри, какой Я хороший» не задушило интерес к другому и желание помочь ему.

Таким образом, проблема формирования культуры взаимоотношений детей решается в совместном труде  и на занятиях где, создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков сверстников.  Однако как подчеркивается в дошкольной педагогике, взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре.

 

1.3 Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников

 

Состояние социально-педагогической деятельности по формированию основ  культуры взаимоотношений определялось по следующим направлениям:

1. Определение базы исследования.

2. Определение состава контрольной и экспериментальной группы.

3. Выбор методов и методик,  направленных на  изучение деятельности  социального педагога по формированию  основ культуры взаимоотношений  дошкольников.

Базой для проведения исследования является ГОУ Детский сад  комбинированного  вида №  281 г. Москвы. В исследовании участвовало 30 детей, воспитанников в возрасте от 5 - 6 лет. В контрольную и экспериментальную группы входило по 15 воспитанников.

В контрольную группу входят 15 воспитанников, где  7 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 5 до 6 лет, по национальному составу 1 англичанин,  1 татарин, 13 русских.

 В экспериментальную группу  входят 15 воспитанников, где 9 девочек  и 6 мальчиков в возрасте от 5 – 6 лет, по национальному  составу  1 армянин, 

14 русских.

Совокупность  методов и методик включает в себя:

1. Теоретические методы исследования: анализ научной литературы по проблеме.

2. Эмпирические методы: опрос, социометрия, метод вербальных выборов, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций, беседы.

3. Методики:

3.1. Социометрическая  методика предложенная Т.А. Репиной  игра «Секрет» (Приложение 1).

Цель: выявить  положения ( социометрического  статуса) ребенка в группе детского сада, его взаимоотношения со сверстниками, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. Проведение  социометрической  игры « Секрет » позволило выявить особенности эмоциональных связей среди сверстников и определить социальный статус каждого члена в группе. Были получены следующие  результаты , отраженные на рис. 1,2.

В контрольной группе отметили социальный статус ребенка (Рис 1).

1. Высокий – 23%

2. Средний – 50%

3. Низкий  - 12%

Рис. 1 Диаграмма оценки социального статуса ребенка

В экспериментальной  группе отметили социальный статус ребенка (Рис 2).

1. Высокий – 28%

2. Средний – 64%

3. Низкий  - 8%

Рис. 2 Диаграмма оценки социального статуса ребенка

 

3.2. Социометрическая  методика  по Т.Д. Марцинковской «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

После проведения методики «Два домика» в контрольной группе, мы получили следующие данные: 43 % являются «предпочитаемыми»— дети, получившие один-два положительных выбора; 18 % «отвергаемые» — дети, получившие в основном отрицательные выборы; 21 % популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,  18 % игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).

Рис.3 Диаграмма определения особенностей взаимоотношений в контрольной группе

 

Рис.4 Диаграмма определения особенностей взаимоотношений в экспериментальной группе

 

В экспериментальной  группе, мы получили следующие данные: 42 % являются «предпочитаемыми»— дети, получившие один-два положительных выбора; 19 % «отвергаемые» — дети, получившие в основном отрицательные выборы; 19 % популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,  20 % игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).

На основе проведенной нами методики можно сделать следующий вывод, что уровень культуры взаимоотношений детей в группе и их эмоциональное благополучие напрямую зависит от занимаемого ими  статуса в группе сверстников. «Отверженные» дети, как правило, имеют заниженную самооценку, а лидеры завышенную.

3.3. Социометрическая методика «Капитан  корабля» А.А. Романов.

Цель: Выявить  социометрический  статус ребенка в группе сверстников.

Критерии и  оценка результатов:

- популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);

Информация о работе Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников