Деятельность социального педагога в социальных учреждениях и школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах.
Задачи данного исследования:
- определить актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях;
- изучить историю становления социально-педагогической деятельности в нашей стране;
- обобщить содержание работы социального педагога в образовательном учреждении;
- проследить взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся;
- проанализировать основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.89 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребенку.

Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный  педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что социальная помощь на Руси существовала всегда.

Но далеко не каждый человек, не каждый студент готов к столь  специфической работе. Недаром в  ряде зарубежных стран социальным педагогом  можно стать лишь по достижении двадцати семи лет, когда человек делает свой выбор уже осознанно, со знанием  дела. Главные качества, необходимые  социальному педагогу – это любовь и преданность, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Необходимо постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру.

Какое же оптимальное количество людей должно приходиться на одного социального педагога? Вряд ли можно  ответить на этот вопрос. Все зависит  от условий и возможностей того или  иного района, конкретного учреждения, наличия не только финансовых возможностей, но и квалифицированных специалистов. В Швеции, например, к 1994 году один социальных педагог приходился на 100 человек, в  Германии – один на 4 тысячи человек. В школе может быть более 20 социальных педагогов, а есть районы, где о  них пока и не слышали.

Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального  педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся воспитанников во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и других служб в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а так же попавшим в экстремальные ситуации.

Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных  программ учреждения, несет ответственность  за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Школьные социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотъемлемая часть их работы.

Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым  помощь требуется не в последнюю  очередь. Социальный педагог оказывает  помощь различным категориям детей  в различных учреждениях, в том  числе и в школе. Но актуальность данной проблемы широка, и более  детально этот вопрос будет рассматриваться  далее.

Объектом исследования является работа социального педагога в учреждениях  образования.

Предметом – формы, содержание, методы и технологии работы школьного социального педагога.

Цель работы – проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах.

Задачи данного исследования:

- определить актуальность  работы социального педагога  в школе в современных условиях;

- изучить историю становления  социально-педагогической деятельности  в нашей стране;

- обобщить содержание  работы социального педагога  в образовательном учреждении;

- проследить взаимодействие  школьного социального педагога  с другими работниками школы  и с семьями учащихся;

- проанализировать основные  формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного  социального педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

1.1 Актуальность  работы школьного социального  педагога в современных условиях

 

Ключевой фигурой данной работы является социальный педагог. Но не будем здесь говорить о понятии  «социальный педагог» в широком  смысле, а, в первую очередь, коснемся деятельности социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а точнее, в школах и социальных учреждениях.

Итак, школьный социальный педагог  – действует в общеобразовательной  или профессиональной школе, внешкольных  и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах интернатах, школах реабилитации и других образовательных  учреждениях. В организации своей  работы, дает приоритет созданию здорового  микроклимата в коллективе, гуманизации  межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации  досуга, включено в социальную полезную деятельность, изучает специальные  проблемы школьников и учителей, принимает  меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности1.

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку (подростку) в организации  себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений  в семье, в школе, в обществе2.

В современных условиях в  работе различных структур в области  социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой  занимается и социальный педагог, это:

- оказание материальной  помощи (денежная, патронат, пособия  и льготы, помощь в быту);

- организация социальной  заботы (работа с людьми, подбор  сотрудников, проверка, пропаганда  лучшего опыта);

- влияние на человека.

Процесс влияния на человека – это процесс педагогического  и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник и социальный педагог.

Выделим, что же является главным в работе социального  педагога, чем же она отличается от работы педагога школы, педагога –  предметника и даже классного  руководителя или воспитателя в  детском саду.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной  личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то здесь  с каждым в отдельности.

Социальный педагог работает в области защиты ребенка, подростка, оказывает ему социальную или  медицинскую помощь; он должен уметь  организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Сегодня образование, взяв в  своей деятельности, как первостепенное воспитание ребенка, формирование личности изменяет свое содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, это школа, и его работа в школе – особый вопрос.

В различных странах существуют два подхода к его работе. Или  социальный педагог сотрудничает со школой, или он является ее штатным  работником.

Сотрудничая со школой, прикрепленный  социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками  школы. Он выявляет семьи, где жестоко  обращаются с детьми, детей, отстающих  в физическом и умственном развитии. Чтобы помочь ребенку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача  он узнает о длительной болезни ребенка, ее причинах, и, чтобы предотвратить  отставание в учебе, помогает заниматься дома или в больнице.

В Германии социальный педагог  введен в штаты школы. Он работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создает детские объединения  для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые  в силу своих способностей не могут  усвоить школьного курса. Это  дети, которые переживают стрессы  или в коллективе сверстников  в школе или в семье. Это  больные дети, с теми или иными  недостатками, школьниками, которые  приобщились к наркотикам и спиртным напиткам. Чаще всего они состоят  на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Иногда помощь этим детям  может состоять только в том, чтобы  разобраться в их отношениях с  окружающими. В другом случае – научить  контролировать свои поступки, быть в  себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуется много усилий, чуткость и внимание.

Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных  трудовых, туристических и краеведческих  отрядов. То есть в настоящее время  мало занято в организационном плане  внеучебное время школьника. Социальный педагог становится организатором  внеучебного времени школьников, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями, проводя с  ними различные мероприятия (Приложение 1.).

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью  микрорайона, что также немаловажно  сегодня. Он периодически информирует  педагогический коллектив школы  о психологическом климате в  классах, о каждом трудном ученике  и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении  плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется  от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться  в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно  заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит очень  остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.

Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение  всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Опыт работы социального  педагога в школе широко распространяется. Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений  с различным укладом:

- изучает семью;

- помогает семьям в  кризисных ситуациях;

- помогает в оздоровлении  среды;

- помогает в улучшении  психологической обстановки и  педагогической культуры среды;

- защищает интересы ребенка;

- налаживает контакты.

Для решения всех вышеописанных  задач социальный педагог изучает  ребенка, его состояние, уровень  кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Работа с семьей также должна строиться у школьного социального педагога, так как многое ребенок выносит именно оттуда3. Поддержать ребенка в трудную минуту – дело не легкое. Как же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить  стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все  в жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые  способны помочь ребенку. Для этого  необходимо, чтобы он был профессионально  подготовлен, достаточно образован  для ведения воспитательной и  учебной работы.

Актуальным является наличие  у социального педагога организаторских способностей, умение быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное – быть добрым.

Итак, завершая тему о «нужности» деятельности социального педагога в современный период, можно перечислить  следующие организации и учреждения, где актуально присутствие социального  педагога:

- в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных  семей;

- в школах-интернатах, детских  домах, приютах;

- в детских санаториях, в социально-образовательных центрах, в летних лагерях труда и отдыха;

- в реабилитационных и  коррекционных центрах, в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;

Также нужно упомянуть  некоторые статистические данные по социальным проблемам и неблагополучным  ситуациям, касающимся детей России в современных условиях. Например, увеличение смертности детей, сокращение рождаемости, рост числа детей-инвалидов – все это результаты современного экономического и политического кризиса в стране.

Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом  здоровье. Дети и подростки оказались  наиболее незащищенными среди населения  страны. Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности. Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Информация о работе Деятельность социального педагога в социальных учреждениях и школе