Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа
Цель работы – проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах.
Задачи данного исследования:
- определить актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях;
- изучить историю становления социально-педагогической деятельности в нашей стране;
- обобщить содержание работы социального педагога в образовательном учреждении;
- проследить взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся;
- проанализировать основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога.
- Охранно-защитная, т.е. использование
имеющегося арсенала правовых
норм для защиты прав и
- Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
Сюда можно дополнить еще одну функцию – самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога.
Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога. Каковы же основные методы работы социального педагога с семьей учащегося? Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.
Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это может решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.
Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути, выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.
С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения, знаменательные даты в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.
«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы.
Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.
Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.
Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения Взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.
Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а так же консультаций с отдельными родителями в центрах.
По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье, дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.
Для социального педагога
важно выяснить отношения ребенка
и родителей и реагирование взрослых
членов семьи на степень неполноценности
ребенка. Для одних родителей
пятно на лице – трагедия, для
других – тяжелое осознание, что
ребенок будет всю жизнь
Здесь необходима чуткость социального педагога, сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок – это сверхтяжело.
Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.
Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.
Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.
Родителей следует связать
с другими родителями, у которых
также больной ребенок; это поможет
им легче переносить свои тяготы, побороть
чувство беспомощности и
Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.
Чаще всего социальный
педагог прибегает к методу беседы.
Важно, чтобы к беседе социальный
педагог готовился. В этом ему
поможет анкетирование, составленный
заранее вопросник или
Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.
Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка»16.
При работе с клиентами
в обязанности школьного
- обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
- изучение медико-психолого-
- организация социально-
- содействие детям и
взрослым в решении личных
и социальных проблем;
- представление и защита
интересов детей, их семей во
взаимоотношениях с различными
общественными инстанциями и
структурами оказывает
Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:
- представлять и защищать
интересы клиентов в органах
законодательной и
- вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;
- собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;
- делать официальные запросы
в общественные организации,
- информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
- вносить предложения
в организации, учреждения, предприятия,
коммерческие структуры о
- вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;
- возглавлять общественные,
инициативные движения, направленные
на решение конкретных
- способствовать правовому
регулированию взаимоотношений
детских организаций,
А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.
Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.
Социальный педагог должен
быть посредником, привлекая медиков
и юристов при физическом и
сексуальном насилии над
Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с приемными родителями.
Социальный педагог
Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.17.
Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:
- Тексты административных
документов по социально-
- Должностная инструкция;
- Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;
- Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;
- График тематических
групповых консультаций, график
индивидуальных консультаций
- Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;
- Документация: по учету
правонарушений, отклонений в развитии,
конфликтов в коллективе; по освоению
индивидуальных
- Документация по вопросам
опеки и попечительства, регистрации
по месту жительства и
- Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблемами;
- Данные по изучению
социального состава семей,
- Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;
- Методические рекомендации для родителей;
- Методические рекомендации
для классных руководителей,
- Систематизированная
Заключение
Итак, социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется.
Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты.
К сожалению, сегодня есть школы, в которых еще нет социальных педагогов. Но радует то, что его функции частично выполняет заместитель директора по воспитательной работе или некоторые классные руководители. Например, они могут посещать семьи учащихся, могут для себя вести учет неблагополучных семей, проводить собрания и беседы с такими семьями, но у них нет прав осуществлять официальную социальную помощь ученикам. Такие права есть у социальных педагогов. Поэтому их наличие в школе и социальных учреждениях просто незаменимо.
Информация о работе Деятельность социального педагога в социальных учреждениях и школе