Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа
Цель работы – проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах.
Задачи данного исследования:
- определить актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях;
- изучить историю становления социально-педагогической деятельности в нашей стране;
- обобщить содержание работы социального педагога в образовательном учреждении;
- проследить взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся;
- проанализировать основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога.
Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца. Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше из сельских.
Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5%временно бросили школу, 69% - учились, 1% - окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье.
Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили смертность детей. Почти в 3 раза выросло число инфекционных заболеваний, на 10% дизентерией, на 15% - туберкулезом, на 3% - гонореей, в 2,7 раза сифилисом, в 1,8 раза – чесоткой. Сократилось число детей-дошкольников, 17,3% из них имеют хронические заболевания, 67,7% - функциональные отклонения, и только 10% выпускников общеобразовательной школы здоровы. Число девушек, имеющих к окончанию школы хронические заболевания, составляет 75%, юношей 35,3%4 .
На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый разговор с подростками о здоровье, социальный педагог проводит на темы: курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни, в виде театрализованной игры (Приложение 2).
К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно отнести и современную систему образования. В детском саду наблюдается переуплотнение групп, отсутствие нужной мебели. В школе переход на пятидневную неделю привел к переутомлению и увеличению заболеваемости детей с 15% до 24%. Уменьшение числа санаторно-курортных школ (с 91% до 85%) сократила возможность лечения детей. Созданные школы интернаты для детей инвалидов требуют финансирования. Не хватает оборудования, средств, для проведения оздоровительных мероприятий.
Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% - родные родители. Из них 60% - женщины, 39,2% - мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%).
Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался, при этом он придерживается должностных инструкций (Приложение 3). Надо помнить, что такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку5.
1.2. Из истории
становления социально-
Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни.
Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.
Социально-педагогическое движение
активно развивалось в 20-30-е годы.
В 60-е годы появлялись работники, специально
ориентированные на воспитательную
деятельность в социуме (организатор
внеклассной и внешкольной
На рубеже 70-80-х годов
общественные потребности, достижения
практиков подняли задачи социальной
работы на качественно новый уровень.
Получили распространение социально-
Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов-специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей рабочих и служащих. Получила, таким образом, признание новая профессия. Вслед за тем принято решение «Об организации социальной службы помощи детям и молодежи».
В настоящее время в
высших и средних специальных
учебных заведениях введены новые
специальности «Социальная
Все эти меры принесли кое-какие
положительные результаты. С 1993 года
под руководством Центра социальной
педагогики Российской академии образования
реализуется комплексная
Социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 7.
Образовательные учреждения
обретают новую социальную роль, способствующую
формированию перспективных культурно-
Работа школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.
Благодаря сельским экспериментальным
школам, работающим как открытые социально-педагогические
системы, дети сближаются с взрослыми,
меняется к лучшему отношение
ребят к фундаментальным
Опыт, достойный распространения,
есть и в городах. Школа № 261 города
Ставрополя (2 тыс. учащихся) расположена
в отдаленном от центра города районе.
Там нет культурно-
В средней школе № 59 города
Ярославля – 20 социальных педагогов.
За 2 года позитивно изменилось отношение
ребят в школе, взрослым, друг к
другу. Здесь нет серьезных
Однако в социально-
Например, в Санкт-Петербурге много спецшкол с различной направленностью. Сотрудники таких учебно-воспитательных учреждений, к сожалению, плохо подготовлены. Нужны настоящие специалисты, в том числе и социальные педагоги, которые будут формировать микросреду, решать конкретные поведенческие проблемы ребенка10.
Чтобы организовать социально-педагогическую службу в школе, надо подготовить 600 – 700 социальных педагогов.
О работе петербургских социальных
педагогов в спецшколах написал
статью «Когда крепости пали» Лебедев
О. В этой статье освещаются проблемы
воспитания и социальной поддержки
учащихся спецшкол г. Санкт-Петербурга.
Более освещены вопросы, касающиеся
работы школьных социальных педагогов
с детьми девиантного поведения
и малолетними
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ
2.1 Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Однако сам выбор мероприятий
не произволен, а обусловлен предварительно
полученными данными, которые нуждаются
в анализе и социально-
Совершенно очевидно, что
диагностический инструментарий социального
педагога включает в себя как социологические,
так и психологические
В ситуации, когда «все всё
знают» и поэтому скептически
относятся к исследованиям
В процессе исследования социальный педагог может получить конфиденциальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.
Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявление проблемы и «выводит» на них решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Устанавливая контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для преодоления трудностей.
Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов – психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждения и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи. Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущества и ценных бумаг обучающихся – сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образовательного учреждения и того или иного обучающегося или сотрудника в судебных и административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную жизненную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.
Информация о работе Деятельность социального педагога в социальных учреждениях и школе