Деятельность социального педагога в социальных учреждениях и школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах.
Задачи данного исследования:
- определить актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях;
- изучить историю становления социально-педагогической деятельности в нашей стране;
- обобщить содержание работы социального педагога в образовательном учреждении;
- проследить взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся;
- проанализировать основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.89 Кб (Скачать файл)

Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца. Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше из сельских.

Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены  из школы, 5%временно бросили школу, 69% - учились, 1% - окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты  в семье.

Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили  смертность детей. Почти в 3 раза выросло  число инфекционных заболеваний, на 10% дизентерией, на 15% - туберкулезом, на 3% - гонореей, в 2,7 раза сифилисом, в 1,8 раза – чесоткой. Сократилось число детей-дошкольников, 17,3% из них имеют хронические заболевания, 67,7% - функциональные отклонения, и только 10% выпускников общеобразовательной школы здоровы. Число девушек, имеющих к окончанию школы хронические заболевания, составляет 75%, юношей 35,3%4 .

На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый разговор с подростками о здоровье, социальный педагог проводит на темы: курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни, в виде театрализованной игры (Приложение 2).

К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно  отнести и современную систему  образования. В детском саду наблюдается  переуплотнение групп, отсутствие нужной мебели. В школе переход на пятидневную  неделю привел к переутомлению и  увеличению заболеваемости детей с 15% до 24%. Уменьшение числа санаторно-курортных  школ (с 91% до 85%) сократила возможность лечения детей. Созданные школы интернаты для детей инвалидов требуют финансирования. Не хватает оборудования, средств, для проведения оздоровительных мероприятий.

Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения  к детям в семье. Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения являются следы  побоев на теле ребенка. Виновниками  плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% - родные родители. Из них 60% - женщины, 39,2%  - мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%).

Обобщая вышеописанное, можно  сделать вывод, что задача социального  педагога состоит в том, чтобы  создать такую ситуацию, которая  могла бы помочь ребенку выйти  из кризиса, в котором он оказался, при этом он придерживается должностных инструкций (Приложение 3). Надо помнить, что такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку5.

 

1.2. Из истории  становления социально-педагогической  деятельности в нашей стране

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни.

Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е годы. В 60-е годы появлялись работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор  внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т.п.).

На рубеже 70-80-х годов  общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы (Свердловская область, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др.). Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах  утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми (Московская, Костромская, Пензенская, Челябинская,  Тамбовская, Рязанская, Омская области и др.). А в педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам  социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.

Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием  такового. Назрела необходимость  учредить институт социальных педагогов-специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей рабочих и служащих. Получила, таким образом, признание новая профессия. Вслед за тем принято решение «Об организации социальной службы помощи детям и молодежи».

В настоящее время в  высших и средних специальных  учебных заведениях введены новые  специальности «Социальная педагогика»  и «Социальная работа». Более 50 ВУЗов  России приступили к подготовке соответствующих  специалистов (Уральский, Чувашский, Ставропольский, Тульский, Тамбовский институты и  университеты)6.

Все эти меры принесли кое-какие  положительные результаты. С 1993 года под руководством Центра социальной педагогики Российской академии образования  реализуется комплексная федерально-региональная программа «Социальная педагогика», в которой задействованы 34 региона. Интересный опыт накоплен в Олонецком  центре социальной педагогики и социальной работы (Республика Карелия) по развитию разнопрофильных детских объединений; в Волжском центре (Республика Марий-Эл) – по созданию медико-психолого-педагогической семейной службы, работе с детьми-инвалидами; в Мордовском центре Тамбовской области  – по реализации социальных программ «Милосердие», «Открытое сердце», «Семья», «Дети Тамбовщины», «Экология и туризм», «Юный социальный педагог».

Социальная педагогическая работа позволяет вносить такие  изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного  становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН  о правах ребенка 7.

Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных  моделей.

Работа школы как открытой социально-педагогической системы  предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.

Благодаря сельским экспериментальным  школам, работающим как открытые социально-педагогические системы, дети сближаются с взрослыми, меняется к лучшему отношение  ребят к фундаментальным социальным ценностям.

Опыт, достойный распространения, есть и в городах. Школа № 261 города Ставрополя (2 тыс. учащихся) расположена  в отдаленном от центра города районе. Там нет культурно-просветительных  учреждений, а это добавляет остроты  в проблему детей и молодежи. В  школе создана психолого-педагогическая служба, в нее вошли социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы и др. Школа превратилась в открытую социально-педагогическую систему, позволившую осуществить трехуровневый подход к образованию учащихся с учетом их интересов, пожеланий, возможностей8.

В средней школе № 59 города Ярославля – 20 социальных педагогов. За 2 года позитивно изменилось отношение  ребят в школе, взрослым, друг к  другу. Здесь нет серьезных правонарушений, в школе установилась атмосфера  доброжелательности и творчества, в  чем, по мнению коллектива, большая  заслуга социальных педагогов9.

Однако в социально-педагогической работе с детьми, их семьями немало противоречий, нерешенных проблем. У  многих социальных педагогов нет достаточной подготовки. Введение новой должности в штатное расписание образовательных учреждений сдерживается нехваткой ассигнований по фонду заработной платы. Там, где должность введена, для нее используются ставки классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, средства, выделяемые на опытно-эксперементальную работу, получаемые от спонсоров. Не перспективность такого метода выхода из положения очевидна. Количество ставок социальных педагогов определяется непотребностями и задачами образовательного учреждения, а их возможностями. Представление о заказе на кадры социальных педагогов приблизительно не опирается на четкие статистические данные. Потребности в практике и в подготовке специалистов не изучены. Слабо поощряются передовой опыт, старания энтузиастов, плохо пропагандируются их достижения. От практики отстает наука, и возникает опасность, что этот разрыв будет увеличиваться. Поэтому необходима поддержка социально-педагогических исследований. Остро стоит вопрос подготовки высоквалифицированных специалистов, готовящих кадры социальных педагогов. Такая должность сегодня очень нужна школе.

Например, в Санкт-Петербурге много спецшкол с различной направленностью. Сотрудники таких учебно-воспитательных учреждений, к сожалению, плохо подготовлены. Нужны настоящие специалисты, в том числе и социальные педагоги, которые будут формировать микросреду, решать конкретные поведенческие проблемы ребенка10.

Чтобы организовать социально-педагогическую службу в школе, надо подготовить 600 – 700 социальных педагогов.

О работе петербургских социальных педагогов в спецшколах написал  статью «Когда крепости пали» Лебедев  О. В этой статье освещаются проблемы воспитания и социальной поддержки  учащихся спецшкол г. Санкт-Петербурга. Более освещены вопросы, касающиеся работы школьных социальных педагогов  с детьми девиантного поведения  и малолетними правонарушителями.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ

2.1 Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении

 

Содержание работы социального  педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что  вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Однако сам выбор мероприятий  не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются  в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального  педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психо-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Совершенно очевидно, что  диагностический инструментарий социального  педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и  прочее, что всегда имеется в наличии  в любом образовательном учреждении. Используются также специфические  методы социальной работы, такие как  метод социальной биографии семьи, личности, а так же социальная история  микрорайона, диагностика социальной среды.

В ситуации, когда «все всё  знают» и поэтому скептически  относятся к исследованиям социального  педагога, оказывается необходимым  заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников правоохранительных органов, наконец, родителей и самих учащихся. Для этого любое исследование начинается с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначения исследования. Здесь уместно напомнить, что разъяснения и информирование о результатах  могут быть полными и неполными, но всегда должны быть правдивыми.

В процессе исследования социальный педагог может получить конфиденциальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот  и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявление проблемы и «выводит» на них решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Устанавливая контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для преодоления трудностей.

Социальный педагог выполняет  посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и  специалистов – психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и  общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждения и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями  и других видах социальной помощи. Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущества и ценных бумаг обучающихся – сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образовательного учреждения и того или иного обучающегося или сотрудника в судебных и административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную жизненную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.

Информация о работе Деятельность социального педагога в социальных учреждениях и школе