Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа
Цель работы – проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах.
Задачи данного исследования:
- определить актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях;
- изучить историю становления социально-педагогической деятельности в нашей стране;
- обобщить содержание работы социального педагога в образовательном учреждении;
- проследить взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся;
- проанализировать основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога.
Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социальной ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.
Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях являются насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что «во весь рост» встала проблема эффективности воспитания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским социокультурным традициям.
Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными группами населения, обществом11.
Социально значимая деятельность
детей – это забота о больных,
инвалидах и бедных. Также это
благотворительные мероприятия
для сверстников и пожилых
людей, работа в службах социальной
защиты, благоустройство города, поселка,
двора, охрана природы и памятников
культуры, проведение игр и творческих
занятий с детьми и другое, все,
что способствует личностному и
профессиональному
В качестве авторов социальной инициативы выступают отдельные личности, коллективы, учреждения и объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные органы управления, другие юридические лица всех форм собственности. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от простого приобщения к реализуемым социально ценным инициативам он проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей. Именно развитие социально активной личности и является той скрепляющей идей, которая позволяет объединить усилия разных людей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных будущим России.
Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание через создание в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений. Для этого социальный педагог проводит большую работу по:
- разъяснению государственной
политики в области детско-
- организации активного
сотрудничества общественных
- разработке и проведению
системы мероприятий,
- созданию эффективности
системы материально-
- установлению и развитию
контактов с детскими и
- решению вопросов занятости детей и молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений;
- созданию системы подготовки лидеров детских и молодежных общественных объединений;
- содействию молодежному предпринимательству;
- совершенствованию системы
эстетического воспитания
- поддержке талантливой
молодежи, творчески способных детей
в реализации их собственной
художественной и
Социальный педагог сам
разрабатывает и доводит до их
принятия и реализации социально-педагогические
проекты и программы и
Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприятия в инновационную деятельность, финансирование социально-педагогических проектов. Содействует развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных форм делового сотрудничества в интересах социального оздоровления и культурного обновления условий жизни.
Поиск финансовых средств для внедрения в жизнь проектов и программ также занимает много времени в деятельности социального педагога. Это достаточно трудный, специфический вид деятельности, называемый фандрайзингом. Неправильно полагать, что функция социального педагога – придумать что-то ценное и интересное и предложить идею начальству, которое должно изыскать средства в необходимом объеме. Кстати, многие социальные педагоги не умеют рассчитывать бюджет своего проекта и не считают необходимым это делать.
Ни один спонсор не будет
иметь дело с автором проекта,
не знающим, что, сколько стоит, и
не умеющим аккуратно и
Содержание профессиональной деятельности социального педагога необъятно, и мы сделали попытку лишь очертить ее контуры. Реальная же работа социального педагога, не вписывается ни в какие схемы. Вот почему такое большое значение придается личности социального педагога, его профессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам.
В конечном счете, вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Профессиональная успешность
социального педагога определяется
результативностью его
2.2 Взаимодействие
школьного социального
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность – на школу, семью и улицу и т.д.
Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру, которые выходят за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. Ее место действия не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. В центре всех общественных интересов стоит личность. Значит, и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общения этой личности.
Кому под силу пробудить
потребности, интеллект, эмоции, волю,
духовную сферу личности? Одной семье?
Она поглощена бытом, материальными
проблемами. Координировать условия
разностороннего развития личности
– вот главная функция
Социальный педагог –
это новая должность, предназначенная
для профессионала, компетентного
специалиста, конкретного субъекта
воспитательной системы. Он не похож
на школьного учителя или другого
работника образовательной
Как ни важны социум и микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, ни кем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество – взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия дрогой, творит свое дело, более никому не доступное. Методику такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать ученым и практикам. Но вовсе не кажется парадоксальной мысль, что судьба социального педагога во многом зависит от школы и, успех школы прямо связан с умелыми действиями социального педагога13.
Современные процессы изменений в школьной деятельности характеризуются усложнением позиционного отношения к ученику. Традиционная для прошлой педагогики схема: Учитель – Ученик постепенно заменяется гораздо более сложной позиционной схемой: Учитель – Психолог – Социальный педагог – Социальный работник.
Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.
Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности14.
2.3 Основные формы, методы работы, права и обязанности школьного социального педагога
Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:
- Образовательно-воспитательная,
т.е. обеспечение
- Диагностическая, т.е.
постановка «Социального
- Организаторская, т.е.
организация общественно-
- Прогностическая и экспертная,
т.е. участие в
- Организационно-
Информация о работе Деятельность социального педагога в социальных учреждениях и школе