Деятельность социального педагога в социальных учреждениях и школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах.
Задачи данного исследования:
- определить актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях;
- изучить историю становления социально-педагогической деятельности в нашей стране;
- обобщить содержание работы социального педагога в образовательном учреждении;
- проследить взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся;
- проанализировать основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.89 Кб (Скачать файл)

Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социальной ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

Педагогическая поддержка  социальных инициатив детей и  взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности  действовать на основе постоянного  творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в  современных условиях являются насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что «во  весь рост» встала проблема эффективности  воспитания, соответствия основных направлений  и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским социокультурным традициям.

Под социальной инициативой  понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной  среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая  историко-культурный опыт и современное  состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными группами населения, обществом11.

Социально значимая деятельность детей – это забота о больных, инвалидах и бедных. Также это  благотворительные мероприятия  для сверстников и пожилых  людей, работа в службах социальной защиты, благоустройство города, поселка, двора, охрана природы и памятников культуры, проведение игр и творческих занятий с детьми и другое, все, что способствует личностному и  профессиональному самоопределению  подростка, приобщает его к ценностям  волонтерского движения в социальной сфере.

 В качестве авторов социальной инициативы выступают отдельные личности, коллективы, учреждения и объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные органы управления, другие юридические лица всех форм собственности. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от простого приобщения к реализуемым социально ценным инициативам он проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей. Именно развитие социально активной личности и является той скрепляющей идей, которая позволяет объединить усилия разных людей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных будущим России.

Основной целью деятельности социального педагога в плане  поддержки социальных инициатив  детей и взрослых является гражданское  становление детей, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание через  создание в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне  интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений. Для этого  социальный педагог проводит большую  работу по:

- разъяснению государственной  политики в области детско-молодежного  движения, оказанию помощи в программировании  и проектировании деятельности  детско-молодежных общественных  объединений через регулярно  организуемые методические семинары, сборы и смены;

- организации активного  сотрудничества общественных объединений  с государственными структурами,  спонсорами, неправительственными  организациями, средствами массовой информации;

- разработке и проведению  системы мероприятий, обеспечивающих  новое наполнение внеурочной  воспитательной работы с учащимися  общеобразовательных школ и профессиональных  училищ;

- созданию эффективности  системы материально-финансовой, организационной,  юридической, научно-методической  и иной поддержки социально  значимой деятельности общественных  объединений в образовательных  учреждениях; обеспечение  бюджетного  финансирования организации и  координации детско-молодежного  движения;

- установлению и развитию  контактов с детскими и молодежными  общественными объединениями, в  том числе через организацию  международных и внутри российских  обменов представителями детско-молодежного  движения;

- решению вопросов занятости  детей и молодежи, оказанию помощи  в самостоятельной организации  досуга и развлечений;

- созданию системы подготовки  лидеров детских и молодежных  общественных объединений;

- содействию молодежному  предпринимательству;

- совершенствованию системы  эстетического воспитания детей,  развитию профессионального и  самодеятельного художественного  творчества молодежи;

- поддержке талантливой  молодежи, творчески способных детей  в реализации их собственной  художественной и созидательной  природы.

Социальный педагог сам  разрабатывает и доводит до их принятия и реализации социально-педагогические проекты и программы и оказывает  методическую и организационную  помощь инициативным группам общественности, детям и взрослым в этом сложном  деле. Следует отметить, что программирование – один из наиболее сложных видов  профессиональной деятельности любого специалиста, показатель его высшей квалификации и мастерства. Несмотря на то, что в учебных заведениях программированию специально не учат, владение этими специальными умениями и навыками совершенно необходимы, поэтому социальный педагог должен нарабатывать их сам непосредственно  в практической деятельности.

Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприятия в инновационную деятельность, финансирование социально-педагогических проектов. Содействует развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных форм делового сотрудничества в интересах социального оздоровления и культурного обновления условий жизни.

Поиск финансовых средств  для внедрения в жизнь проектов и программ также занимает много времени в деятельности социального педагога. Это достаточно трудный, специфический вид деятельности, называемый фандрайзингом.  Неправильно полагать, что функция социального педагога – придумать что-то ценное и интересное и предложить идею начальству, которое должно изыскать средства в необходимом объеме. Кстати, многие социальные педагоги не умеют рассчитывать бюджет своего проекта и не считают необходимым это делать.

Ни один спонсор не будет  иметь дело с автором проекта, не знающим, что, сколько стоит, и  не умеющим аккуратно и квалифицированно отчитаться по финансовым вопросам. Поэтому  на первых этапах работы социальному  педагогу нужен грамотный помощник – экономист или бухгалтер. Многочисленные конкурсы программ и проектов разного уровня, проводимые различными ведомствами и фондами, знаменуют собой наступление нового этапа – рынка социальных проектов, где социально-педагогические проекты и программы в отношении детей и молодежи особенно приоритетны. Овладение социальным педагогом навыками программирования, экономического обсчета и фандрайзинга существенно повышает его продукции на рынке социальных проектов и программ.

Содержание профессиональной деятельности социального педагога необъятно, и мы сделали попытку  лишь очертить ее контуры. Реальная же работа социального педагога, не вписывается  ни в какие схемы. Вот почему такое  большое значение придается личности социального педагога, его профессиональной компетентности, психологической закалке  и моральным качествам.

В конечном счете, вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием12.

2.2 Взаимодействие  школьного социального педагога  с другими работниками школы  и с семьями учащихся

 

Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность – на школу, семью и улицу и т.д.

Социальная педагогика имеет  свои цели, содержание, структуру, которые  выходят за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. Ее место действия не только школа, семья, двор, но в целом  социум или микросоциум. В центре всех общественных интересов стоит личность. Значит, и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общения этой личности.

Кому под силу пробудить  потребности, интеллект, эмоции, волю, духовную сферу личности? Одной семье? Она поглощена бытом, материальными  проблемами. Координировать условия  разностороннего развития личности – вот главная функция социального  педагога и социальной педагогики.

Социальный педагог –  это новая должность, предназначенная  для профессионала, компетентного  специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож  на школьного учителя или другого  работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность – общаться с семьей, «трудиться» на улице, где  нет привычной ситуации с привычным  и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д. Традиционно сложены взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. К сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то объяснить не всегда положительными традициями школы. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения с взрослыми, между взрослыми и т.д.

Как ни важны социум и  микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, ни кем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество – взаимодействие во имя интересов ребенка, когда  каждая сторона, уважая усилия дрогой, творит свое дело, более никому не доступное. Методику такого взаимодействия еще  предстоит совершенствовать ученым и практикам. Но вовсе не кажется  парадоксальной мысль, что судьба социального  педагога во многом зависит от школы  и, успех школы прямо связан с умелыми действиями социального педагога13.

Современные процессы изменений  в школьной деятельности характеризуются  усложнением позиционного отношения  к ученику. Традиционная для прошлой  педагогики схема: Учитель – Ученик постепенно заменяется гораздо более  сложной позиционной схемой: Учитель – Психолог – Социальный педагог – Социальный работник.

Деятельность социального  педагога обращена, прежде всего, к  личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено  вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит  не в адаптации учащегося, а в  создании условий для развития его  активного отношения к миру.

Социальный педагог, пользуясь  результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности14.

2.3 Основные формы,  методы работы, права и обязанности  школьного социального педагога

 

Социальный педагог выполняет  большой объем работы. Его клиентами  являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

- Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного  педагогического влияния на поведение  и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры  и спорта, средства массовой информации.

- Диагностическая, т.е.  постановка «Социального диагноза»,  для чего проводится изучение  личностных особенностей и социально-бытовых  условий жизни детей, семьи,  социального окружения; выявления  позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

- Организаторская, т.е.  организация общественно-ценной  деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении  задач социально-педагогической  помощи, поддержки воспитания и  развития реализации планов и  программ.

- Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании  процесса социального развития  конкретного микросоциума, в деятельности  различных институтов по социальной  работе.

- Организационно-коммуникативная,  т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую  работу. Организация совместного  труда и отдыха, налаживание взаимодействия  между различными институтами  в их работе с детьми, с семьями.

Информация о работе Деятельность социального педагога в социальных учреждениях и школе