Деятельность заместителя директора по воспитательной работе по развитию педагогического творчества в условиях школы – интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

цель исследования – разработать, обосновать содержание и технологию деятельности заместителя директора по воспитательной работе и проверить ее результативность в условиях школы – интерната.
В соответствие с поставленной целью, проблемой исследования задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. уточнить и конкретизировать понятия «педагогическое творчество», «творческая личность учителя»
2. рассмотреть этапы становления творческой личности учителя.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Сущность педагогического творчества в современных условиях
Педагогическое творчество как фактор развития личности
1.2. Педагог как субъект творческой деятельности
Педагогическое мастерство учителя в школе – интернате
Глава 2 Деятельность заместителя директора по воспитательной работе
2.1 Сущность работы заместителя директора по воспитательной работе
2.2 Система стимулирования и мотивации творческой деятельности участников образовательного процесса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

- временная спрессованность  творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

- сопряженность творчества  педагога с творчеством учащихся  и других педагогов;

- отсроченность результата  и необходимость его прогнозирования;

- атмосфера публичного  выступления;

- необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Педагогическая реальность представляет собой бесконечность  проблемных ситуаций, спонтанное развитие которых непредсказуемо. Современный  учитель чаще всего выступает  в роли технолога образовательного процесса. В рамках исполнения этой роли становится возможным говорить о педагогическом творчестве как о способности расчленять педагогическую реальность на проблемные ситуации с вычленением из них иерархии педагогических, методических и технологических задач.

Есть основания утверждать, что эта способность является основой творческого мышления педагога-профессионала, которое в своем высшем проявлении выступает как мышление педагога-новатора. Включая в состав педагогического  мышления звенья самостоятельного обнаружения задачи и возвращения в педагогическую ситуацию, педагог получает ключ к диагностике характера каждой ситуации, а, следовательно и способы её решения.

В этой связи педагогическое творчество можно понимать как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога[12, c.91].

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно  сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Таким образом, профессионализм  педагога находится в тесной связи  с творчеством. Однако данные понятия  не синонимичны: профессионально грамотные действия не являются непременно результатом творчества педагога. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Профессиональная деятельность требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др.

В тоже время творческую личность педагога характеризуют такие  черты, как готовность к риску, независимость  суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др. Данные качества, раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности.

Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность Учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. Это, в свою очередь, ведет к расширению его функционального поля.

Если к внутренним предпосылкам творчества педагога относится  взаимодействие целого ряда важнейших  психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиции, воображения, осознаваемого и неосознаваемого, настойчивости, самокритичности, трудолюбия, высокой языковой культуры), то к компонентам творчества — знания, мировоззрение, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция. Компоненты творчества являются и содержательными элементами личности педагога, и продуктами отражения педагогической действительности в его чувствах, сознании, памяти, и результатами творческих сил и возможностей учителя[12, C.100].

Основными характеристиками педагогов-мастеров считают также  умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим преподаванием  увлечь каждого, направить активную деятельность на творческий поиск знаний: умение наблюдать, анализировать жизнь учащихся, причины того или иного поведения, факты и явления, влияющие на их формирование; способность преобразовывать теоретические и прикладные психолого-педагогические знания, достижения передового педагогического опыта применительно к конкретным условиям организации образовательного пространства с учетом особенностей собственного стиля деятельности.

    1. 3 Педагогическое мастерство учителя в школе – интернате

Педагог представляет собой личность профессионала – носителя культуры межличностного общения, обладающего высоким уровнем методологической, методической, технологической, менеджерской, психологической подготовки.

Педагог:

  • заинтересован в личностном развитии ребенка и самого себя;
  • принимает множественность субъективных реальностей (точек зрения, ценностей)
  • умеет слушать ребенка и адекватно его воспринимать;
  • не ограничивает личностную свободу ребенка
  • организует условия для саморазвития личности ученика
  • умеет сотрудничать с ним;
  • готов к пересмотру своих ценностей;
  • стремится к конгруэнтному (естественному) поведению;
  • владеет педагогической рефлексией и постоянно совершенствует свое мастерство;
  • заинтересован в развитии школы–интерната и умеет работать «в команде» учителей.

Педагогическая  деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая  способствует установлению диалогических  отношений между участниками  образовательного процесса и накоплению опыта решения личностью гуманитарных проблем (установление договоренностей, согласование степеней свободы, соотнесение ценностей и т. д.). Отношения между педагогами характеризуются наличием созидающих, взаимообогощающих связей между личностями[15].

Все это  имеет большое значение в работе педагога в школе – интернате, поскольку такая школа имеет свои специфические особенности.

Принципы построения учебно-воспитательной работы в школе - интернате:

Принцип прородосообразности

Суть  данного принципа заключается в  том, чтобы ведущим звеном любых  воспитательных отношений и педагогических процессов сделать воспитанника с его конкретными особенностями  и уровнем развития.

Принцип целостности

Означает достижение единства и хотя бы относительной завершенности всех входящих в него компонентов и факторов, т.е. условий, обеспечивающих его эффективность.

Принцип демократизации

Сущность его  состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Принцип выбора

Суть данного  принципа педагогически целесообразно  заключается в том, чтобы воспитанник  мог жить, учиться и воспитываться  в условиях постоянного выбора, обладать субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса жизнедеятельности в школе-интернате.

Принцип творчества и успеха

Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей  личности. Это позволяет достичь  успеха в том или ином виде деятельности, способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Принцип доверия и поддержки

Вера в ребенка, доверие, поддержка его устремлений  к самореализации и самоутверждению. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Принцип толерантности

Терпимость предполагает учитывать мнения других людей, учет их интересов, традиций, культуры.

Педагоги школы-интерната  участвует наравне с другими  образовательными учреждениями в различных районных акциях, конкурсах, смотрах. Творческое внедрение воспитательной программы — условие стабильного развития школы-интерната.

Исходя из понимания  положения детей в условиях школы-интерната и современного общества, учитывая особенности их  развития, существует потребность в реализации программы воспитания по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Содержание программы должно разрабатываться на основе принципов: гуманистической направленности( понимание человека как уникальной, открытой системы, способной к изменению и развитию, взаимодействие с воспитанниками должно базироваться на субъектных  отношениях, ребенок - самостоятельный и ответственный субъект собственного развития); природосообразности (воспитание детей согласно их полу, возрасту, формирование ответственного отношения к себе и своей жизни); культуросообразности (воспитание на общечеловеческих ценностях); результативности (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков).

Глава 2 Деятельность заместителя директора по воспитательной работе

2.1 Сущность  работы заместителя директора  по воспитательной работе

     Опыт работы  с заместителями директоров образовательных  учреждений по воспитательной работе дает основание говорить о серьезных затруднениях, которые имеются в образовательных учреждениях в области методической работы по вопросам воспитательной работы. При этом следует отметить, что эти затруднения касаются как работы с классными руководителями, которые, по сложившейся традиции, являются нередко единственно ответственными за весь процесс воспитания детей, так и в целом с педагогическим коллективом, который призван обеспечивать образовательно-воспитательную среду.

     Существуют различные подходы к реализации этой важнейшей проблемы.   В первую очередь необходимо рассмотреть примерную схему анализа воспитательной работы за прошедший учебный год. Схема может включать следующие параметры:

  • оценка общешкольных дел и мероприятий в решении поставленных задач и проблем школы, их результативность, влияние на изменение качества внеурочных дел и уровня воспитанности учащихся; новые подходы в организации и проведении общешкольных дел;
  • оценка роли ученических объединений в организации разнообразной деятельности учащихся, в развитии творческого потенциала и самовыражения школьников; результативность дополнительного образования детей;
  • оценка детского движения и ученического самоуправления в развитии самостоятельной личности, активной гражданской позиции;
  • выявление причинно-следственных связей недостатков в воспитательной работе школы, в уровне воспитанности учащихся;
  • оценка деятельности классных руководителей и их профессиональной компетенции;
  • в организации воспитательной работы с учащимися класса;
  • в овладении современными технологиями и формами организации внеурочной деятельности учащихся;
  • в умении диагностировать уровень воспитанности учащихся и корректировать реальный рост их развития;
  • оценка позитивных результатов в деятельности классных руководителей, в динамике развития классного ученического коллектива.

Главная идея воспитательной системы школы:

Приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности,  ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.

Воспитательная  система школы решает следующие  задачи:

•         Формирование у детей картины мира - целостной и научно-обоснованной

•         Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины.

•         Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

•         Формирование у подрастающего человека креативности, "творчества" как черты личности.

•         Формирование самосознания, осознания собственного "я", помощь ребенку в самореализации.

 

2.2 Система стимулирования и мотивации творческой деятельности участников образовательного процесса

Данное исследование проводилось на базе МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда».

В функии и обязанности заместителя директора входит следующее:

Информация о работе Деятельность заместителя директора по воспитательной работе по развитию педагогического творчества в условиях школы – интерната