Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:33, курсовая работа
цель исследования – разработать, обосновать содержание и технологию деятельности заместителя директора по воспитательной работе и проверить ее результативность в условиях школы – интерната.
В соответствие с поставленной целью, проблемой исследования задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. уточнить и конкретизировать понятия «педагогическое творчество», «творческая личность учителя»
2. рассмотреть этапы становления творческой личности учителя.
Введение
Глава 1 Сущность педагогического творчества в современных условиях
Педагогическое творчество как фактор развития личности
1.2. Педагог как субъект творческой деятельности
Педагогическое мастерство учителя в школе – интернате
Глава 2 Деятельность заместителя директора по воспитательной работе
2.1 Сущность работы заместителя директора по воспитательной работе
2.2 Система стимулирования и мотивации творческой деятельности участников образовательного процесса
Заключение
Список литературы
- временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
- сопряженность творчества
педагога с творчеством
- отсроченность результата
и необходимость его
- атмосфера публичного выступления;
- необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Педагогическая реальность представляет собой бесконечность проблемных ситуаций, спонтанное развитие которых непредсказуемо. Современный учитель чаще всего выступает в роли технолога образовательного процесса. В рамках исполнения этой роли становится возможным говорить о педагогическом творчестве как о способности расчленять педагогическую реальность на проблемные ситуации с вычленением из них иерархии педагогических, методических и технологических задач.
Есть основания утверждать, что эта способность является основой творческого мышления педагога-профессионала, которое в своем высшем проявлении выступает как мышление педагога-новатора. Включая в состав педагогического мышления звенья самостоятельного обнаружения задачи и возвращения в педагогическую ситуацию, педагог получает ключ к диагностике характера каждой ситуации, а, следовательно и способы её решения.
В этой связи педагогическое творчество можно понимать как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога[12, c.91].
Часто сферу проявления
творчества педагога непроизвольно
сужают, сводя ее к нестандартному,
оригинальному решению
Таким образом, профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством. Однако данные понятия не синонимичны: профессионально грамотные действия не являются непременно результатом творчества педагога. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Профессиональная деятельность требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др.
В тоже время творческую личность педагога характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др. Данные качества, раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности.
Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность Учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. Это, в свою очередь, ведет к расширению его функционального поля.
Если к внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиции, воображения, осознаваемого и неосознаваемого, настойчивости, самокритичности, трудолюбия, высокой языковой культуры), то к компонентам творчества — знания, мировоззрение, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция. Компоненты творчества являются и содержательными элементами личности педагога, и продуктами отражения педагогической действительности в его чувствах, сознании, памяти, и результатами творческих сил и возможностей учителя[12, C.100].
Основными характеристиками педагогов-мастеров считают также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим преподаванием увлечь каждого, направить активную деятельность на творческий поиск знаний: умение наблюдать, анализировать жизнь учащихся, причины того или иного поведения, факты и явления, влияющие на их формирование; способность преобразовывать теоретические и прикладные психолого-педагогические знания, достижения передового педагогического опыта применительно к конкретным условиям организации образовательного пространства с учетом особенностей собственного стиля деятельности.
Педагог представляет собой личность профессионала – носителя культуры межличностного общения, обладающего высоким уровнем методологической, методической, технологической, менеджерской, психологической подготовки.
Педагог:
Педагогическая
деятельность направлена на создание
педагогом такой среды, которая
способствует установлению диалогических
отношений между участниками
образовательного процесса и накоплению
опыта решения личностью
Все это имеет большое значение в работе педагога в школе – интернате, поскольку такая школа имеет свои специфические особенности.
Принципы построения учебно-воспитательной работы в школе - интернате:
Принцип прородосообразности
Суть
данного принципа заключается в
том, чтобы ведущим звеном любых
воспитательных отношений и педагогических
процессов сделать воспитанника
с его конкретными
Принцип целостности
Означает достижение единства и хотя бы относительной завершенности всех входящих в него компонентов и факторов, т.е. условий, обеспечивающих его эффективность.
Принцип демократизации
Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
Принцип выбора
Суть данного принципа педагогически целесообразно заключается в том, чтобы воспитанник мог жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора, обладать субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса жизнедеятельности в школе-интернате.
Принцип творчества и успеха
Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Это позволяет достичь успеха в том или ином виде деятельности, способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принцип доверия и поддержки
Вера в ребенка, доверие, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Принцип толерантности
Терпимость предполагает учитывать мнения других людей, учет их интересов, традиций, культуры.
Педагоги школы-интерната участвует наравне с другими образовательными учреждениями в различных районных акциях, конкурсах, смотрах. Творческое внедрение воспитательной программы — условие стабильного развития школы-интерната.
Исходя из понимания положения детей в условиях школы-интерната и современного общества, учитывая особенности их развития, существует потребность в реализации программы воспитания по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Содержание программы должно разрабатываться на основе принципов: гуманистической направленности( понимание человека как уникальной, открытой системы, способной к изменению и развитию, взаимодействие с воспитанниками должно базироваться на субъектных отношениях, ребенок - самостоятельный и ответственный субъект собственного развития); природосообразности (воспитание детей согласно их полу, возрасту, формирование ответственного отношения к себе и своей жизни); культуросообразности (воспитание на общечеловеческих ценностях); результативности (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков).
Глава 2 Деятельность заместителя директора по воспитательной работе
2.1 Сущность работы заместителя директора по воспитательной работе
Опыт работы
с заместителями директоров
Существуют различные подходы к реализации этой важнейшей проблемы. В первую очередь необходимо рассмотреть примерную схему анализа воспитательной работы за прошедший учебный год. Схема может включать следующие параметры:
Главная идея воспитательной системы школы:
Приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.
Воспитательная система школы решает следующие задачи:
• Формирование у детей картины мира - целостной и научно-обоснованной
• Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины.
• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
• Формирование у подрастающего человека креативности, "творчества" как черты личности.
• Формирование самосознания, осознания собственного "я", помощь ребенку в самореализации.
2.2 Система стимулирования и мотивации творческой деятельности участников образовательного процесса
Данное исследование проводилось на базе МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда».
В функии и обязанности заместителя директора входит следующее: