Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:33, курсовая работа
цель исследования – разработать, обосновать содержание и технологию деятельности заместителя директора по воспитательной работе и проверить ее результативность в условиях школы – интерната.
В соответствие с поставленной целью, проблемой исследования задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. уточнить и конкретизировать понятия «педагогическое творчество», «творческая личность учителя»
2. рассмотреть этапы становления творческой личности учителя.
Введение
Глава 1 Сущность педагогического творчества в современных условиях
Педагогическое творчество как фактор развития личности
1.2. Педагог как субъект творческой деятельности
Педагогическое мастерство учителя в школе – интернате
Глава 2 Деятельность заместителя директора по воспитательной работе
2.1 Сущность работы заместителя директора по воспитательной работе
2.2 Система стимулирования и мотивации творческой деятельности участников образовательного процесса
Заключение
Список литературы
Методы вовлечения работников (партисипативные методы).
Среди этой группы методов в школьном учреждении используются следующие:
Предоставление работнику права голоса при решении проблем, например, при анализе работы школы; при планировании деятельности учреждения (составление программы развития школы); при выборе образовательных программ.
Совместное принятие решений происходит на педагогических советах, на советах трудового коллектива, например распределение путевок в дома отдыха и в санатории.
Делегирование прав и полномочий происходит только на административном уровне (старший воспитатель, старшая медсестра, заместитель заведующей по хозяйственной части). Эти сотрудники могут брать на себя полную ответственность за принятие некоторых решений, не ставя в известность руководителя.
Мы считаем необходимым
Таким образом, включенные в план – программу мероприятия способствуют привлечению сотрудников к коллективной постановке целей и задач деятельности организации, что одновременно направлено на развитие навыков групповой работы, сплочение коллектива и расширение (обогащение) содержания труда, а также к повышению творчества педагогов. По нашему мнению, использование данных мероприятий будет способствовать оптимизации методов мотивационного воздействия на персонал организации, и, в конечном итоге, повышению заинтересованности и удовлетворенности педагогов своим трудом.
В настоящее время не существует универсальной теории мотивации. Все работники обладают различными свойствами, в силу чего руководителям не всегда удается мотивировать сотрудников. Однако в силах любого руководителя создать среду и изыскать возможности, которые помогут достичь работникам высокого уровня мотивации.
Так или иначе все факторы мотивации возможно свести к нескольким:
- признание и одобрение;
- личностное развитие;
-безопасные
и комфортные условия для
-значимость деятельности;
- справедливость в оценке результатов в работе;
-заработная
плата, включающая
- социальный
пакет (например, медицинский осмотр,
организация отдыха для детей,
другие виды социальной
Система мотивации работников образовательного учреждения должна включать комплекс мер как материального, так и нематериального стимулирования, предполагающих ясную и четкую связанность деятельности работника с легально закрепленными результатами деятельности учреждения в целом.
Методики исследования творческой деятельности
На первом этапе нами было проведено широкое анкетирование среди учителей . Собранные материалы, дополненные фиксированными наблюдениями и подвергнутые теоретическому анализу, позволили нам составить «круг» основных групп профессионально-творческих способностей.
Центральной (ведущей по результатам эмпирических экспертных оценок) среди педагогических способностей, вокруг которой «вращаются» все остальные – «основные» и «вспомогательные», является педагогическая проницательность. К основным способностям были отнесены экспрессивные, организаторские, воспитательные, дидактические, научно-познавательные, и творческие способности.
Психологи в качестве общей творческой способности выделяют креативность. Для диагностирования креативности нами использовались карты-схемы, разработанные Л.С. Подымовой, В.Н. Харькиным. В нашем варианте карта-схема, состоящая из опросных листов, представляла собой пятибалльную шкалу степени проявления частных свойств и характеристик, желательных, обязательных и необходимых для успешной инновационной педагогической деятельности учителя.
Баллы соответствовали следующим: показателям значимости: Балл «5» - «очень значимо», балл «4» - «значимо», балл «3» - «скорее значимо, чем не значимо», балл «2» - «малозначимо», балл «1» - «незначимо».
После заполнения и математической обработки карт-схем подсчитывалась арифметическая оценка. Нами была выбрана процедура вычисления, предложенная В.А. Сластёниным: число «пятёрок», полученных за определённую совокупность свойств и характеристик (творческих способностей), умножали на 5; число «четвёрок» - на 4; число «троек» - на 3;
число «двоек» - на 2; число «единиц» - на 1; результаты складывались и
делились на общее количество оценок. Полученное число округлялось до ближайшего целого и принималось за комплексную экспертную оценку, которая давала достаточно объективную характеристику наиболее существенных требований к личности и творческой готовности будущего учителя. Дополнительно нами использовалась тестовая методика оценки уровня творческого потенциала личности, разработанная В.И. Андреевым с использованием 9-ти балльной шкалой самооценки личностных качеств, либо частоты их проявления, которые и характеризуют уровень развития креативности. По результатам самооценки студенты строили свой личный профиль творческой готовности и определялось, к какому типу творческой личности тот или иной учитель относится.
Диагностика уровня
сформированности креативности
осуществлялась нами посредством
оценки невербальной креативности
«Фигурная форма теста
Эм + Дс + Ув + Ан + Мн + Ф + О+ Эв + И
Cr ПП = ------------------------------
где «CrПП» – среднее арифметическое профессионально-педагогической креативности; «Эм» - способность к эмпатии; «Дс» - духовные способности; «У» - увлечённость педагогической деятельностью; «Ан» - надситуативная активность учителя; «Мн» - нестандартность мышления; «Ф» фантазийность; «О» - оригинальность; «Эв» - эвристичность; «И» - импровизационносить.
Сначала нами высчитывался индекс каждой способности, а затем всех девяти показателей креативности испытуемого.
Диагностику «сенсорного интеллекта» мы осуществляли посредством теста на зрительное восприятие и вопросника «Как вы себя оцениваете?».
Дополнительное исследование восприятия проводилось посредством анализа педагогических ситуаций по методике А.А. Реана.
Педагогическую диагностику
исследовательских умений мы
осуществляли посредством анализа
квалификационных работ; диагностического
практикума по решению психолого-
Педагогический мониторинг в период методической работы осуществлялся по специально разработанной нами карте наблюдений, в которой среди прочих «ключевыми» критериями оценки исследовательских умений выступали: умения исследовательского наблюдения, умения вдумчивой оценки педагогических ситуаций, умения выдвигать идею, планировать и реализовывать свою деятельность в соответствии с гипотезой.
Педагогическую диагностику творческого стиля деятельности учителя мы осуществляли посредством деловых 39 диагностических игр; анализа конспектов уроков, а также путём разрешения педагогических ситуаций и непосредственного наблюдения за педагогической деятельностью учителя.
Основными диагностическими параметрами сформированности творческого стиля деятельности учителя в нашем исследовании стали: умение стимулировать свою творческую активность, восприимчивость, чувствительность к новому; умение видеть «веер» вариантов решения одной и той же ситуации в нестандартных условиях, найти оптимальный вариант решения педагогической задачи; умение осуществлять педагогическую рефлексию и импровизацию.
Как известно, творческий потенциал игры состоит в том, что она представляет в силу своей условности, максимальные возможности для импровизационных действий и, в целом, «раскручивать» профессиональную креативность. В предложенных нами диагностических педагогических играх (например, в игре «Театрализованный парафраз на школьную тему»), мы выявили у педагогов достаточно высокой – эвристический уровень вариативности и импровизационности, при стойкой увлечённости разработками «версий» решения педагогических ситуаций.
Диагностика «потенциального творческого развития» у педагогов осуществлялась нами посредством теста на оценку уровня творческого потенциала личности учителя (В.А. Андреев). В тесте использовалась 9-ти балльная шкала самооценки личностных качеств, либо частоты их проявления, которые характеризуют степень развития творческого потенциала лично.
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы.
В психологии педагогическая деятельность рассматривается как длительно существующий комплекс профессиональных требований, которые предъявляются к тому, кто выбирает данный вид деятельности. Совокупность взаимосвязанных заданий, типичных для него, составляет ее пoлифyнкциoнaльную структуру.
Поэтому нужны новые подходы к проектированию содержания педагогического образования и разработке инновационных технологий творческого саморазвития будущего учителя.
Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста. Этот вопрос нашёл отражение в работах отечественных исследователей.
Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого.
Если к внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиции, воображения, осознаваемого и неосознаваемого, настойчивости, самокритичности, трудолюбия, высокой языковой культуры), то к компонентам творчества — знания, мировоззрение, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция.
При рассмотрении педагогической деятельности как творческого процесса, естественно, возникает вопрос об уровнях проявления творчества у начинающих педагогов, профессионалов, мастеров и новаторов в преподавании конкретной учебной дисциплины.
Педагогическое мастерство определяют и как поиск новых методов и форм решения бесчисленного ряда педагогических задач с высокой степенью успешности. Вместе с тем научный уровень самого учителя, рассматриваемый вне органического единства и взаимопроникновения научных и педагогических сторон деятельности, приобретающий в некоторых школах статус единственного и главного критерия оценки деятельности преподавательского состава, не может обеспечить должной эффективности учебного процесса.