Деятельность заместителя директора по воспитательной работе по развитию педагогического творчества в условиях школы – интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

цель исследования – разработать, обосновать содержание и технологию деятельности заместителя директора по воспитательной работе и проверить ее результативность в условиях школы – интерната.
В соответствие с поставленной целью, проблемой исследования задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. уточнить и конкретизировать понятия «педагогическое творчество», «творческая личность учителя»
2. рассмотреть этапы становления творческой личности учителя.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Сущность педагогического творчества в современных условиях
Педагогическое творчество как фактор развития личности
1.2. Педагог как субъект творческой деятельности
Педагогическое мастерство учителя в школе – интернате
Глава 2 Деятельность заместителя директора по воспитательной работе
2.1 Сущность работы заместителя директора по воспитательной работе
2.2 Система стимулирования и мотивации творческой деятельности участников образовательного процесса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Методы вовлечения работников (партисипативные методы).     

 Среди этой группы методов  в школьном учреждении используются следующие:

Предоставление работнику  права голоса при решении проблем, например, при анализе работы школы; при планировании деятельности учреждения (составление программы развития школы); при выборе образовательных программ.

Совместное принятие решений происходит на педагогических советах, на советах трудового коллектива, например распределение путевок в дома отдыха и в санатории.

Делегирование прав и полномочий происходит только на административном уровне (старший воспитатель, старшая медсестра, заместитель заведующей по хозяйственной части). Эти сотрудники могут брать на себя полную ответственность за принятие некоторых решений, не ставя в известность руководителя.

Мы считаем необходимым разработать перспективный план-программу мероприятий, предполагающую привлечение сотрудников к постановке целей организации и включающий в себя мероприятия, предусматривающие использование всех методов мотивирования персонала. Для привлечения работников к постановке целей организации и решению насущных проблем могут быть использованы следующие мероприятия:

  1. Определение целей школьного учреждения методом мозгового штурма
  2. Общая характеристика аналитической деятельности. Ее содержание предполагает информирование сотрудников о видах анализа профессиональной деятельности педагогов (понятие анализа, характеристика анализа, метод анализа документов). Целью данной является уточнение представлений педагогов о видах анализа (системный анализ) и развитие способностей к аналитической деятельности, в т.ч. самоанализа.
  3. Семинары-практикумы по теме: «Психологические основы оценки профессиональной деятельности сотрудников», целью которых является ознакомление педагогов с основами оценочной деятельности и разработка методов оценки профессиональной деятельности сотрудников.
  4. Коллективные просмотры педагогического процесса (открытые занятия) с последующим обучающим анализом.

Таким образом, включенные в план – программу мероприятия способствуют привлечению сотрудников к коллективной постановке целей и задач деятельности организации, что одновременно направлено на развитие навыков групповой работы, сплочение коллектива и расширение (обогащение) содержания труда, а также к повышению творчества педагогов.  По нашему мнению, использование данных мероприятий будет способствовать оптимизации методов мотивационного воздействия на персонал организации, и, в конечном итоге, повышению заинтересованности и удовлетворенности педагогов своим трудом.

В настоящее  время не существует универсальной  теории мотивации. Все работники  обладают различными свойствами, в  силу чего руководителям  не всегда удается мотивировать сотрудников. Однако в силах любого  руководителя создать среду и изыскать возможности, которые помогут достичь работникам высокого уровня мотивации.

Так или  иначе все факторы мотивации  возможно свести к нескольким:

- признание  и одобрение;

- личностное  развитие;

-безопасные  и комфортные условия для работы;

-значимость  деятельности;

- справедливость  в оценке результатов в работе;

-заработная  плата, включающая стимулирующие  выплаты;

- социальный  пакет (например, медицинский осмотр, организация отдыха для детей,  другие виды социальной поддержки  и т.д.).

Система мотивации работников образовательного учреждения должна включать комплекс мер как материального, так и нематериального  стимулирования, предполагающих  ясную и четкую связанность деятельности работника с легально закрепленными результатами деятельности учреждения в целом.

 

Методики исследования  творческой деятельности

На  первом  этапе  нами  было  проведено  широкое  анкетирование  среди учителей  .  Собранные материалы,  дополненные  фиксированными  наблюдениями  и  подвергнутые теоретическому  анализу,  позволили  нам  составить «круг»  основных  групп профессионально-творческих способностей. 

  Центральной (ведущей  по результатам  эмпирических  экспертных оценок) среди педагогических  способностей, вокруг которой «вращаются»  все остальные  – «основные»  и «вспомогательные»,  является  педагогическая проницательность.  К  основным  способностям  были  отнесены  экспрессивные, организаторские,  воспитательные,  дидактические,  научно-познавательные,  и творческие способности.

  Психологи  в   качестве  общей  творческой  способности  выделяют креативность.  Для  диагностирования  креативности  нами  использовались карты-схемы,  разработанные  Л.С.  Подымовой,  В.Н.  Харькиным.  В  нашем варианте  карта-схема,  состоящая  из  опросных  листов,  представляла  собой пятибалльную шкалу степени проявления  частных свойств и характеристик, желательных,  обязательных  и необходимых для успешной  инновационной педагогической  деятельности  учителя.

Баллы  соответствовали  следующим: показателям значимости: Балл «5» - «очень значимо», балл «4» - «значимо», балл «3» - «скорее  значимо, чем не  значимо», балл «2» - «малозначимо», балл «1» - «незначимо».

После  заполнения  и  математической  обработки  карт-схем подсчитывалась  арифметическая  оценка.  Нами  была  выбрана  процедура вычисления, предложенная В.А. Сластёниным: число «пятёрок», полученных за определённую  совокупность  свойств  и характеристик (творческих способностей), умножали на 5; число «четвёрок» - на 4; число «троек»  - на 3;

число  «двоек» -  на 2;  число  «единиц» -  на 1;  результаты  складывались  и

делились  на  общее  количество  оценок.  Полученное  число  округлялось  до ближайшего целого и принималось за комплексную  экспертную оценку, которая давала  достаточно  объективную  характеристику  наиболее  существенных требований  к  личности  и  творческой  готовности  будущего  учителя. Дополнительно  нами  использовалась  тестовая  методика  оценки  уровня творческого  потенциала  личности,  разработанная  В.И.  Андреевым  с использованием 9-ти  балльной  шкалой  самооценки  личностных  качеств,  либо частоты  их  проявления,  которые  и  характеризуют  уровень  развития креативности.  По  результатам  самооценки  студенты  строили  свой  личный профиль  творческой  готовности  и  определялось,  к  какому  типу  творческой личности тот или иной учитель относится.

Диагностика  уровня  сформированности  креативности  осуществлялась  нами  посредством  оценки  невербальной креативности «Фигурная форма теста творческого  мышления» Торренса (Figural forms),адаптированный  вариант  которого  нацеливал  на  выявление  некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта, а также оценки вербальной  креативности (адаптированный  вариант  С.  Медника RAT – «тест отдалённых  ассоциаций»),  акцентированный  на  оригинальность,  возможность выразить  себя  в непривычной ситуации.  Кроме этого нами  использовался «метод креативного поля» Д.Б. Богоявленской для выявления «интеллектуальной инициативы» или «умственной энергии» личности. Обработку материалов  мы  производили путём расчёта интегральной оценки уровня  креативности по формуле:

Эм + Дс + Ув + Ан + Мн + Ф + О+ Эв + И 

                  Cr ПП = -------------------------------------------------------  ;

                                                             9                                   

 

где «CrПП» –  среднее  арифметическое  профессионально-педагогической креативности;  «Эм» -  способность  к  эмпатии; «Дс» -  духовные  способности;  «У» -  увлечённость  педагогической  деятельностью; «Ан» -  надситуативная активность учителя;  «Мн» - нестандартность мышления;  «Ф» фантазийность;  «О» - оригинальность;  «Эв» - эвристичность; «И» - импровизационносить.

  Сначала  нами  высчитывался  индекс  каждой  способности,  а  затем   всех  девяти показателей креативности испытуемого. 

Диагностику  «сенсорного  интеллекта»   мы  осуществляли  посредством   теста на  зрительное  восприятие  и вопросника  «Как  вы  себя  оцениваете?».

Дополнительное  исследование  восприятия  проводилось  посредством  анализа  педагогических  ситуаций  по  методике  А.А. Реана.

Педагогическую  диагностику  исследовательских  умений  мы  осуществляли  посредством  анализа  квалификационных  работ;  диагностического  практикума  по  решению психолого-педагогических  задач и заданий,  а также путём непосредственного педагогического мониторинга  в  процессе     педагогического процесса.

Педагогический  мониторинг  в  период  методической  работы осуществлялся по специально  разработанной  нами  карте  наблюдений,  в  которой  среди  прочих «ключевыми» критериями оценки исследовательских умений выступали: умения исследовательского  наблюдения,  умения  вдумчивой  оценки  педагогических ситуаций,  умения  выдвигать  идею,  планировать  и  реализовывать  свою деятельность в соответствии с гипотезой.

Педагогическую диагностику  творческого стиля деятельности учителя  мы  осуществляли  посредством  деловых   39 диагностических  игр;  анализа конспектов    уроков,  а также путём разрешения  педагогических  ситуаций и непосредственного наблюдения за педагогической деятельностью учителя.

Основными  диагностическими  параметрами  сформированности творческого  стиля  деятельности учителя в нашем исследовании стали: умение стимулировать свою творческую активность,  восприимчивость,  чувствительность  к  новому;  умение  видеть «веер»  вариантов  решения  одной  и  той  же  ситуации  в  нестандартных условиях, найти оптимальный вариант решения педагогической задачи; умение осуществлять педагогическую рефлексию и импровизацию.

  Как  известно,  творческий  потенциал  игры  состоит  в  том,  что   она представляет в  силу  своей  условности,  максимальные  возможности  для импровизационных действий и, в целом, «раскручивать» профессиональную креативность.  В  предложенных  нами    диагностических педагогических  играх (например,  в  игре «Театрализованный  парафраз  на школьную тему»), мы выявили у педагогов достаточно высокой – эвристический уровень   вариативности и импровизационности,  при стойкой увлечённости   разработками «версий»  решения  педагогических  ситуаций.

Диагностика «потенциального  творческого  развития»  у  педагогов  осуществлялась  нами  посредством  теста  на  оценку  уровня творческого  потенциала  личности  учителя (В.А.  Андреев).  В  тесте использовалась 9-ти  балльная  шкала  самооценки  личностных  качеств,  либо частоты  их  проявления,  которые  характеризуют  степень  развития  творческого потенциала лично.

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на основании  вышеизложенного мы можем сделать  следующие выводы.

В психологии педагогическая деятельность рассматривается как  длительно существующий комплекс профессиональных требований, которые предъявляются  к тому, кто выбирает данный вид  деятельности. Совокупность взаимосвязанных  заданий, типичных для него, составляет ее пoлифyнкциoнaльную структуру.

Поэтому  нужны  новые  подходы  к  проектированию  содержания педагогического  образования  и  разработке  инновационных  технологий творческого саморазвития будущего учителя.

Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста. Этот вопрос нашёл отражение в работах отечественных исследователей.

Сущность педагогического  творчества чаще всего видят в  сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого.

Если к внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиции, воображения, осознаваемого и неосознаваемого, настойчивости, самокритичности, трудолюбия, высокой языковой культуры), то к компонентам творчества — знания, мировоззрение, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция.

При рассмотрении педагогической деятельности как творческого процесса, естественно, возникает вопрос об уровнях проявления творчества у начинающих педагогов, профессионалов, мастеров и новаторов в преподавании конкретной учебной дисциплины.

Педагогическое мастерство определяют и как поиск новых  методов и форм решения бесчисленного  ряда педагогических задач с высокой степенью успешности. Вместе с тем научный уровень самого учителя, рассматриваемый вне органического единства и взаимопроникновения научных и педагогических сторон деятельности, приобретающий в некоторых школах статус единственного и главного критерия оценки деятельности преподавательского состава, не может обеспечить должной эффективности учебного процесса.

Информация о работе Деятельность заместителя директора по воспитательной работе по развитию педагогического творчества в условиях школы – интерната