Диагностика музыкально эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Экономические и социальные преобразования последних десятилетий 20 – начала 19 века, в России, повлекшие серьёзные изменения в структуре и содержательном наполнении её культурно – образовательного пространства, не могли отразиться на отечественной педагогике и психологии, её теории и практике. В условиях развития отечественного музыкального образования необходима адаптация образования к условиям конкретного региона. Необходимо вводить в практику учебных заведений музыкальный материал региона (фольклор, произведения композиторов), но во многих регионах отсутствуют программы, учебные пособия, сборники, содержащие музыкальный материал родного края.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.
Психолого – педагогические и музыковедческие аспекты категории « Музыкально – эстетическое восприятие».
1.1 Понятийный аппарат исследования
Восприятие
Музыкальное восприятие
Музыкально – эстетическое восприятие
Музыкально – краеведческий материал
1.2 Сущность понятия « музыкальное восприятие» в различные исторические эпохи.
1.3 Психолого – физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.4 Особенности развития музыкально – эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Глава 2.
Диагностика уровня развития музыкально – эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
2.1 Определения исходного уровня развития музыкально – эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Федеральное агенство по образованию.docx

— 23.91 Кб (Скачать файл)

 Федеральное  агентство по образованию

                                       Государственное образовательное учреждение

  Высшего профессионального образования

« Тверской государственный университет»

              Педагогический  факультет 

 

 Кафедра  музыкального образования

  Специальность        05 06 01  

  «  Музыкальное образование» 

 

 

 Курсовая работа по теме: Диагностика музыкально эстетического восприятия  

 У детей младшего школьного возраста.

 

 

  Выполнила студентка  25 

  Группы  педагогического 

  Факультета ОЗО

   Жаркова  Тамара

        Научный руководитель 

          Романюк Елена Альбертовна

 

 

 Тверь 2013 год.

 

 

 

 

 

 Введение.

  Глава 1.

 Психолого – педагогические и музыковедческие аспекты категории « Музыкально – эстетическое восприятие».

1.1 Понятийный аппарат  исследования 

Восприятие 

Музыкальное восприятие

Музыкально – эстетическое восприятие

 Музыкально – краеведческий  материал 

1.2 Сущность понятия «  музыкальное восприятие» в различные  исторические эпохи.

 1.3 Психолого – физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

 1.4 Особенности развития музыкально – эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.

    Глава 2.

Диагностика уровня развития музыкально – эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.

2.1  Определения исходного  уровня развития музыкально –  эстетического восприятия у детей  младшего школьного возраста.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Введение

Актуальность исследования.

Экономические и социальные преобразования последних десятилетий  20 – начала 19 века, в России, повлекшие серьёзные изменения в структуре и содержательном наполнении её культурно – образовательного пространства, не могли отразиться на отечественной педагогике и психологии, её теории и практике. В условиях развития отечественного музыкального образования необходима адаптация образования к условиям конкретного региона. Необходимо вводить в практику учебных заведений музыкальный материал региона (фольклор, произведения композиторов), но во многих регионах отсутствуют программы, учебные пособия, сборники, содержащие музыкальный материал  родного края. А создавать эти пособия очень важно, хотя бы потому, что краевой музыкальный материал в силу своей доступности, наглядности, локальной закреплённости является действенным средством развития музыкально -  эстетического восприятия у учащихся. Как известно, музыкально – эстетическое восприятие является важным условием формирования музыкальной культуры человека в целом. Тема, которой мы занимаемся в курсовой неизменно актуальна. Процесс развития музыкально – эстетического восприятия музыки у детей младшего школьного возраста требует дальнейшего рассмотрения. А наше исследования должно привлечь молодых специалистов, учителей музыки к этому рассмотрению и изучению музыкально – эстетического восприятия у школьников. Так же в нашей курсовой  мы даём определение понятию музыкально – эстетическое восприятие. Рассматриваем, что оно в себя включает. И как находит применение в различных научных исследованиях.

Музыкально – эстетическое восприятие – это способность  человека вычленять в явлениях действительности  и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.

Для музыкально – эстетического  восприятия характерно глубокое проникновение в действительность, отличающееся особой утончённостью.

 По мнению А. Бергсона, « Художника не интересует  практическая выгода, его занимает  человеческая личность, её индивидуальные  качества, а так же свойства  отдельных предметов в природе».

Человечество долго предпочитало научный подход, элиминируя простоту и отзывчивость.

И только тогда, когда художественное восприятие жизни займёт должное  место в повседневных делах человека, простота, отзывчивость, и здравый  смысл войдут в нашу жизнь.

Таким образом,  музыкально – эстетическое восприятие включает в себя следующие признаки:

  -  Целостность – отражение свойства предмета в целом.

-  Структурность музыкально  – эстетического восприятия –  это процесс,  имеющий определённую  структуру; контактность, то есть  направленность  восприятия на  музыкальное произведение;

-   Осмысленность –  создание художественного образа  в условиях определённой установки,  влияние прошлого опыта и личностных  ориентаций.

А.Н. Сохор «противопоставляет музыкально – эстетическое восприятие, как художественный вид деятельности обыденному, предметному. Все виды музыкально – эстетического восприятия строятся на основе ощущений и завершаются построением образа. Все  учёные выделяют разные уровни единого психического процесса, определяемого целью деятельности и её установкой.

Психологи видят пути развития восприятия музыки в активной деятельности, направленной на усвоение музыкального словаря, в результате которого развивается  и удовлетворяется эстетическая потребность, развиваются музыкальные способности, и  индивид приобщается к музыкальной культуре края.

Музыкант – учёный рассматривает  4 стадии музыкально – эстетического  восприятия музыки:

1) стадия сенсомоторного на учения;

2) стадия активных перспективных действий;

3) стадия образования эстетических моделей;

4) эвристическая творческая стадия.

Исследованием музыкально –  эстетического восприятия в целом, занимаются большое количество психологов, музыковедов, и педагогов.

А следовательно музыкально – эстетическое восприятие включает в себя такие дисциплины как эстетика, музыковедение, психология, история музыки, музыкальное краеведение.

А. А. Готсдинер – выделяет наиболее значимые, по его мнению, аспекты проведения исследований:

1) Психология восприятия  музыки, содержащая разнообразные  «сложные процессы от сенсорного  уровня и разрастающиеся до  осознанного, эстетического и  философского восприятия содержания  музыкального произведения.

2) Логика музыкально –  эстетического восприятия как  предмет изучения музыковедов  и историков музыки, исследующих  строение, структуру, форму, правила  и ограничения, законы и традиции  сочинения и исполнения.

Вопросами изучения музыкально – эстетического  восприятия занимались Э.Б.Абдуллин, В.И.Петрушин, Л.Л.Бочкарёв, Л.Е.Ежова, А.Н.Леонтьев, Тарасова Л.А. Теплов, Ф.В. Малухова, Г.М. Цыпин,  В.С. Цуккерман В.С. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

  3. 

Проблема исследования – недостаточное количество диагностических методик по изучению музыкально – эстетического восприятия младших школьников.

 Объект – музыкально – эстетическое восприятие младших школьников.

 Предмет -  Диагностические методики, направленные на выявления уровня развития музыкально – эстетического восприятия младших школьников.

 Цель – подобрать диагностические методики по выявлению уровня развития музыкально – эстетического восприятия у младших школьников.

 Гипотеза - мы предполагаем, что музыкально – эстетическое восприятие у детей младшего школьного возраста развито недостаточно.

  Задачи исследования

1)Выяснить содержание понятий  « музыкальное восприятие», «музыкально  – эстетическое восприятие». 

2) Провести диагностические исследования  по выявлению уровня развития  музыкально – эстетического восприятия  у младших школьников.

3)Проанализировать результаты  и сформировать выводы.

Методами  нашего исследования были: анализ методической литературы, наблюдение, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

Глава 1. Психолого – педагогические и музыкальные аспекты категории « Музыкальное восприятие»

 Понятийный  аппарат исследования.

1.Восприятие  – это способность воспринимать  явления окружающего мира. Философская  и психологическая категории  – это форма чувственного отражения  действительности в сознании, включающая  в себя понимание, «осмысление её на основе предшествующего опыта» . [  

Восприятие  в философии – процесс отражения  действительности в форме чувственного образа объекта.  В отличие от ощущения, отражающего отдельные  свойства вещей, восприятие даёт информацию об объекте в его целостности  при непосредственном воздействии  объекта на органы чувств.

Объективной  основой восприятия как целостного образа является единство различных сторон и свойств  объекта существующего независимо от сознания человека. Музыкальное восприятие – восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен.

Включает  в себя следующие структурные  компоненты: образно – эмоциональный, интеллектуально – логический, и  сенсорно – творческий.

Музыкально  – эстетическое восприятие – процесс  эмоционально – оценочного переживания красоты музыкального произведения, восприятие его нравственно – эстетического содержания, отражение и становление музыкального образа в эстетическом сознании ребёнка. Способность человека вычленять в явлении действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Музыкально  – краеведческий материал -  является средством повторения, закрепления, углубления и расширения знаний учащихся по истории русской музыки родного  края. Он обладает, поли функциональностью, несёт в себе потенциальные возможности обеспечивающие осуществление ряда функций: образовательной, воспитывающей, развивающей, и профессионально – ориентирующей.

Образовательная функция музыкально краеведческого материала состоит в том, что  он расширяет и углубляет знания учебного материала, формирует практические умения и навыки, развивает познавательные способности и интересы, умение самостоятельно  и творчески работать, а так  же развивает мировоззрение школьников.

Воспитывающая функция музыкально – краеведческого материала заключается в том, что он воспитывает у младших  школьников высокие нравственные качества личности, патриотизм, дружелюбие, трудолюбие, гуманизм, а так же черты характера, решительность, целеустремлённость, постоянство, настойчивость в достижении цели, активность, инициативность, чувство ответственности, дисциплинированность.  

 Развивающая  функция музыкально – краеведческого  материала состоит  в том,  что он способствует ускорению  протекания у детей младшего  возраста психических процессов,  это ощущение , внимание, восприятие, воображение, мышление, память и речь. Музыкально – краеведческий материал формирует музыкально  – эстетическую культуру учащихся, такие компоненты внутренней музыкальной культуры, как художественно – эстетическое сознание ( эстетические чувства, художественные эмоции, музыкально – эстетические взгляды, интересы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6.

 - материалы об истории музыкальных учебных заведений и учреждений культуры края;

- материалы о видных местных  музыкантах  родного  края;

- материалы по музыкальной культуре  родного края различных исторических  эпох.

Научно –  теоретические и педагогические основы музыкального краеведения, а  так же практика музыкально – краеведческой  работы опираются на достижения музыкальной  педагогики, комплексного краеведения, исторической науки.

Включение музыкально – краеведческого материала в  музыкальное обучение и воспитание младших школьников способствует решению  общих задач обучения и воспитания учащихся.

Музыкальному  материалу родного края придавали  важное значение  в изучении музыкальной культуры государства Б.В. Асафьев, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер, Л.А. Тарасова, и другие.

Изложения учебного материала по музыкальному краеведению  возможно наглядными, практическими  методами, при сочетании репродуктивного  и проблемно – поискового характера  презентации учащимися этого  материала.

Репродуктивный  характер – предполагает активное восприятие, и запоминание школьниками  готовой информации о музыкальной  культуре края.

Проблемно –  поисковый характер – означает проблемное изложение местного музыкального материала, пробуждающее большую, по сравнению с репродуктивным, теоретическую активность младших школьников.

Музыкально  – краеведческий материал, является одним из средств - связи музыкального воспитания с жизнью, активизации  познавательной деятельности учащихся, формирования  музыкально – эстетической культуры младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. 

  

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

     

 


Информация о работе Диагностика музыкально эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста