Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:13, курсовая работа
Экономические и социальные преобразования последних десятилетий 20 – начала 19 века, в России, повлекшие серьёзные изменения в структуре и содержательном наполнении её культурно – образовательного пространства, не могли отразиться на отечественной педагогике и психологии, её теории и практике. В условиях развития отечественного музыкального образования необходима адаптация образования к условиям конкретного региона. Необходимо вводить в практику учебных заведений музыкальный материал региона (фольклор, произведения композиторов), но во многих регионах отсутствуют программы, учебные пособия, сборники, содержащие музыкальный материал родного края.
Введение.
Глава 1.
Психолого – педагогические и музыковедческие аспекты категории « Музыкально – эстетическое восприятие».
1.1 Понятийный аппарат исследования
Восприятие
Музыкальное восприятие
Музыкально – эстетическое восприятие
Музыкально – краеведческий материал
1.2 Сущность понятия « музыкальное восприятие» в различные исторические эпохи.
1.3 Психолого – физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.4 Особенности развития музыкально – эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Глава 2.
Диагностика уровня развития музыкально – эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
2.1 Определения исходного уровня развития музыкально – эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Федеральное агентство по образованию
Высшего профессионального образования
« Тверской государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра музыкального образования
Специальность 05 06 01
« Музыкальное образование»
Курсовая работа по теме: Диагностика музыкально эстетического восприятия
У детей младшего школьного возраста.
Выполнила студентка 25
Группы педагогического
Факультета ОЗО
Жаркова Тамара
Научный руководитель
Романюк Елена Альбертовна
Тверь 2013 год.
Введение.
Глава 1.
Психолого – педагогические и музыковедческие аспекты категории « Музыкально – эстетическое восприятие».
1.1 Понятийный аппарат исследования
Восприятие
Музыкальное восприятие
Музыкально – эстетическое восприятие
Музыкально – краеведческий материал
1.2 Сущность понятия «
музыкальное восприятие» в
1.3 Психолого – физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.4 Особенности развития музыкально – эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Глава 2.
Диагностика уровня развития музыкально – эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
2.1 Определения исходного
уровня развития музыкально –
эстетического восприятия у
2. Введение
Актуальность исследования.
Экономические и социальные преобразования последних десятилетий 20 – начала 19 века, в России, повлекшие серьёзные изменения в структуре и содержательном наполнении её культурно – образовательного пространства, не могли отразиться на отечественной педагогике и психологии, её теории и практике. В условиях развития отечественного музыкального образования необходима адаптация образования к условиям конкретного региона. Необходимо вводить в практику учебных заведений музыкальный материал региона (фольклор, произведения композиторов), но во многих регионах отсутствуют программы, учебные пособия, сборники, содержащие музыкальный материал родного края. А создавать эти пособия очень важно, хотя бы потому, что краевой музыкальный материал в силу своей доступности, наглядности, локальной закреплённости является действенным средством развития музыкально - эстетического восприятия у учащихся. Как известно, музыкально – эстетическое восприятие является важным условием формирования музыкальной культуры человека в целом. Тема, которой мы занимаемся в курсовой неизменно актуальна. Процесс развития музыкально – эстетического восприятия музыки у детей младшего школьного возраста требует дальнейшего рассмотрения. А наше исследования должно привлечь молодых специалистов, учителей музыки к этому рассмотрению и изучению музыкально – эстетического восприятия у школьников. Так же в нашей курсовой мы даём определение понятию музыкально – эстетическое восприятие. Рассматриваем, что оно в себя включает. И как находит применение в различных научных исследованиях.
Музыкально – эстетическое восприятие – это способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.
Для музыкально – эстетического восприятия характерно глубокое проникновение в действительность, отличающееся особой утончённостью.
По мнению А. Бергсона,
« Художника не интересует
практическая выгода, его занимает
человеческая личность, её индивидуальные
качества, а так же свойства
отдельных предметов в природе»
Человечество долго
И только тогда, когда художественное восприятие жизни займёт должное место в повседневных делах человека, простота, отзывчивость, и здравый смысл войдут в нашу жизнь.
Таким образом, музыкально – эстетическое восприятие включает в себя следующие признаки:
- Целостность – отражение свойства предмета в целом.
- Структурность музыкально – эстетического восприятия – это процесс, имеющий определённую структуру; контактность, то есть направленность восприятия на музыкальное произведение;
- Осмысленность –
создание художественного
А.Н. Сохор «противопоставляет музыкально – эстетическое восприятие, как художественный вид деятельности обыденному, предметному. Все виды музыкально – эстетического восприятия строятся на основе ощущений и завершаются построением образа. Все учёные выделяют разные уровни единого психического процесса, определяемого целью деятельности и её установкой.
Психологи видят пути развития восприятия музыки в активной деятельности, направленной на усвоение музыкального словаря, в результате которого развивается и удовлетворяется эстетическая потребность, развиваются музыкальные способности, и индивид приобщается к музыкальной культуре края.
Музыкант – учёный рассматривает 4 стадии музыкально – эстетического восприятия музыки:
1) стадия сенсомоторного на учения;
2) стадия активных перспективных действий;
3) стадия образования эстетических моделей;
4) эвристическая творческая стадия.
Исследованием музыкально – эстетического восприятия в целом, занимаются большое количество психологов, музыковедов, и педагогов.
А следовательно музыкально – эстетическое восприятие включает в себя такие дисциплины как эстетика, музыковедение, психология, история музыки, музыкальное краеведение.
А. А. Готсдинер – выделяет наиболее значимые, по его мнению, аспекты проведения исследований:
1) Психология восприятия
музыки, содержащая разнообразные
«сложные процессы от
2) Логика музыкально –
эстетического восприятия как
предмет изучения музыковедов
и историков музыки, исследующих
строение, структуру, форму, правила
и ограничения, законы и
Вопросами изучения музыкально – эстетического восприятия занимались Э.Б.Абдуллин, В.И.Петрушин, Л.Л.Бочкарёв, Л.Е.Ежова, А.Н.Леонтьев, Тарасова Л.А. Теплов, Ф.В. Малухова, Г.М. Цыпин, В.С. Цуккерман В.С. и другие.
3.
Проблема исследования – недостаточное количество диагностических методик по изучению музыкально – эстетического восприятия младших школьников.
Объект – музыкально – эстетическое восприятие младших школьников.
Предмет - Диагностические методики, направленные на выявления уровня развития музыкально – эстетического восприятия младших школьников.
Цель – подобрать диагностические методики по выявлению уровня развития музыкально – эстетического восприятия у младших школьников.
Гипотеза - мы предполагаем, что музыкально – эстетическое восприятие у детей младшего школьного возраста развито недостаточно.
Задачи исследования
1)Выяснить содержание понятий
« музыкальное восприятие», «
2) Провести диагностические
3)Проанализировать результаты и сформировать выводы.
Методами нашего исследования были: анализ методической литературы, наблюдение, беседа.
4.
Глава 1. Психолого – педагогические и музыкальные аспекты категории « Музыкальное восприятие»
Понятийный аппарат исследования.
1.Восприятие
– это способность
Восприятие
в философии – процесс
Объективной основой восприятия как целостного образа является единство различных сторон и свойств объекта существующего независимо от сознания человека. Музыкальное восприятие – восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен.
Включает в себя следующие структурные компоненты: образно – эмоциональный, интеллектуально – логический, и сенсорно – творческий.
Музыкально – эстетическое восприятие – процесс эмоционально – оценочного переживания красоты музыкального произведения, восприятие его нравственно – эстетического содержания, отражение и становление музыкального образа в эстетическом сознании ребёнка. Способность человека вычленять в явлении действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.
5.
Музыкально – краеведческий материал - является средством повторения, закрепления, углубления и расширения знаний учащихся по истории русской музыки родного края. Он обладает, поли функциональностью, несёт в себе потенциальные возможности обеспечивающие осуществление ряда функций: образовательной, воспитывающей, развивающей, и профессионально – ориентирующей.
Образовательная
функция музыкально краеведческого
материала состоит в том, что
он расширяет и углубляет знания
учебного материала, формирует практические
умения и навыки, развивает познавательные
способности и интересы, умение самостоятельно
и творчески работать, а так
же развивает мировоззрение
Воспитывающая функция музыкально – краеведческого материала заключается в том, что он воспитывает у младших школьников высокие нравственные качества личности, патриотизм, дружелюбие, трудолюбие, гуманизм, а так же черты характера, решительность, целеустремлённость, постоянство, настойчивость в достижении цели, активность, инициативность, чувство ответственности, дисциплинированность.
Развивающая
функция музыкально –
6.
- материалы об истории музыкальных учебных заведений и учреждений культуры края;
- материалы о видных местных музыкантах родного края;
- материалы по музыкальной
Научно – теоретические и педагогические основы музыкального краеведения, а так же практика музыкально – краеведческой работы опираются на достижения музыкальной педагогики, комплексного краеведения, исторической науки.
Включение музыкально – краеведческого материала в музыкальное обучение и воспитание младших школьников способствует решению общих задач обучения и воспитания учащихся.
Музыкальному материалу родного края придавали важное значение в изучении музыкальной культуры государства Б.В. Асафьев, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер, Л.А. Тарасова, и другие.
Изложения учебного материала по музыкальному краеведению возможно наглядными, практическими методами, при сочетании репродуктивного и проблемно – поискового характера презентации учащимися этого материала.
Репродуктивный характер – предполагает активное восприятие, и запоминание школьниками готовой информации о музыкальной культуре края.
Проблемно – поисковый характер – означает проблемное изложение местного музыкального материала, пробуждающее большую, по сравнению с репродуктивным, теоретическую активность младших школьников.
Музыкально – краеведческий материал, является одним из средств - связи музыкального воспитания с жизнью, активизации познавательной деятельности учащихся, формирования музыкально – эстетической культуры младших школьников.
7.