Диагностика психологических причин неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 01:39, курсовая работа

Описание работы

В наши дни проблема школьной неуспеваемости и ее причины - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. С каждым годом успеваемость падает все больше. Основываясь на результатах современных исследований Института возрастной физиологии РАО, можно утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Учёный М.М.Безруких отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. И это не только внутрисемейная, внутришкольная проблема, но и проблема общественная. От нее зависит будущее каждого из граждан нашей страны в целом.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………….5
§1. Понятие неуспеваемости…………………………………………………….5
§2. Различные подходы ученых к проблеме неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………….8
§3. Общая характеристика детей младшего школьного возраста……………17
Глава 2. Экспериментальное исследование. Диагностика
психологических причин неуспеваемости младших школьников…………...21
2.1. Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления…….21
2.2. Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти………...23
2.3. Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания……..24
2.4.Выводы……………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография……………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………….5

§1. Понятие неуспеваемости…………………………………………………….5

§2. Различные подходы ученых к проблеме неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………….8

§3. Общая характеристика детей младшего школьного возраста……………17

Глава 2.  Экспериментальное исследование. Диагностика

психологических причин неуспеваемости младших школьников…………...21

2.1. Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления…….21

2.2. Методики диагностики  индивидуальных особенностей памяти………...23

2.3. Методики диагностики  индивидуальных особенностей внимания……..24

2.4.Выводы……………………………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….27

Библиография……………………………………………………………………29

Приложения……………………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наши дни проблема школьной неуспеваемости и ее причины - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. С каждым годом успеваемость падает все больше. Основываясь на результатах современных исследований Института возрастной физиологии РАО, можно утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Учёный М.М.Безруких отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. И это не только внутрисемейная, внутришкольная проблема, но и проблема общественная. От нее зависит будущее каждого из граждан нашей страны в целом. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе.

Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

Если вовремя выявить конкретные и в первую очередь психологические  причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником, и провести необходимую, с точки зрения специалистов, коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые ребёнок почувствует уверенность в своих силах. Если же не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в стойкую общую неуспеваемость.

Целью данной работы является определение психологических причин неуспеваемости младших школьников.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: 
а) проведение теоретического анализа психологических причин неуспеваемости младших школьников;

б) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы; 
в) выявление взаимосвязи школьной неуспеваемости с уровнем развития психических,  познавательных процессов младших школьников;

г) определение методов изучения трудностей;

д) проведение обследования в группах детей.

Гипотеза данного исследования заключается в том, что педагог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающие работы на этой основе.

Объектом исследования является неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.

Предмет исследования - причины неуспеваемости учащихся младших классов. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 § 1. Понятие  неуспеваемости

 

Чтобы говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость, школьная дезадаптация.

Под школьными трудностями Дубровинская Н.В. имеет в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с началом систематического обучения в школе1. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному  напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.

По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.

В свою очередь, школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями2.

Среди учеников любого класса обычной общеобразовательной школы всегда есть дети, которые не усваивают материал программы по какому-то предмету, и выделяется группа неуспевающих школьников.

____________________

1 Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М., 2000

2 Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. СПб, «Знание», 1998. С.216

При оценке успеваемости учитель ориентируется на формальные показатели усвоения знаний – воспроизведение определений, правил, умение решать типовые задачи и т.д. и на достигнутый уровень умственного развития, от которого зависит фонд действенных знаний, т.е. возможность самостоятельно, творчески оперировать ими. Именно невозможность самостоятельного оперирования информацией отличает неуспевающих школьников.

Так что же такое школьная неуспеваемость и каковы её основные проблемы? На первый взгляд, проблема одна – ребёнок трудно усваивает программные знания и получает низкие отметки. Это, естественно, волнует и огорчает родителей, учителей и самого ребёнка. Однако, если приглядеться пристальнее, неуспеваемость – это сложнейшая социально-психологическая ситуация, в которую включён сам ребёнок и все его ближайшее окружение. Без должной коррекционной работы эта ситуация неразрешима. Помимо субъектов ситуации неуспеваемости, в неё включена также сама технология обучения.

В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы3.

Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений4.

По мнению Л.А.Регуш, «в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как

_____________________

3 Блонский П.П. Школьная неуспеваемость// Избранные педагогические произведения. М., 1961. С.13

4 Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова М.Е. Рабочая книга школьного психолога. М., Просвещение, 1991. С. 23

правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т.д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом»5.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой  поведение  и  результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям  школы.

Неуспеваемость выражается в том, что  ученик  имеет  слабые  навыки  чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями  анализа,  обобщения  и  др. систематическая неуспеваемость  ведет  к  педагогической  запущенности,  под которой понимается  комплекс  негативных  качеств  личности,  противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное  и  опасное  с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные  дети часто бросают школу, пополняют группы  риска.  Неуспеваемость  —  сложное  и многогранное явление  школьной  действительности,  требующее  разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не

_______________

5 Регуш Л.А. Учить учиться//Психологическая газета. 1999, № 9

устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности. К основным причинам неуспеваемости психологи относят, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности, во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих её причин.

 

§ 2. Различные подходы ученых к проблеме школьной  неуспеваемости.

 

В зависимости от причин, которые вызывают неуспеваемость, существует несколько подходов к классификации типов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Так, А.А.Бударный выделяет два типа неуспеваемости – абсолютную и относительную6.

Абсолютная неуспеваемость, по мнению автора, выражена оценками “ 2 ” и “ 1 ” и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.

Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.

Более развернутую классификацию неуспеваемости представляет в

__________________

6 Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость. М., Народное образование. 1963. С. 37

своей работе А. М. Гельмонт, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным  предметам длительное время;

2 - частичная, но относительно стойкая  неуспеваемость - по одному - трем  наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

  1. 3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая7.

Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».

Н.П.Локалова8 выделяет два типа школьной неуспеваемости:

- общее отставание в  учении 

- отставание по отдельным  предметам.

Для того чтобы добиться эффективной работы по преодолению школьной неуспеваемости, необходимо,  прежде всего,  определить вызывающие её причины. Среди специалистов, уделяющих внимание этой проблеме, не существует единой точки зрения на причины неуспеваемости, но анализ соответствующей литературы позволил выделить несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:

 - физиологический фактор;

- социальный фактор;

- психологический фактор.

Исследования Л.С.Славиной посвящены выявлению сугубо психологических причин и стали основанием для выделения отдельных

____________________

7 Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления. М., 1954. С.102

8 Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., Ось-89. 2007. С. 144

типов неуспевающего ученика.

Подробную классификацию причин неуспеваемости предлагает П.П.Борисов9, объединяя все возможные причины в четыре крупных блока.

- Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных  предметов, пробелы в знаниях  за предыдущие годы, неправильный  перевод в следующий класс.

Информация о работе Диагностика психологических причин неуспеваемости младших школьников