Диагностика психологических причин неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 01:39, курсовая работа

Описание работы

В наши дни проблема школьной неуспеваемости и ее причины - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. С каждым годом успеваемость падает все больше. Основываясь на результатах современных исследований Института возрастной физиологии РАО, можно утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Учёный М.М.Безруких отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. И это не только внутрисемейная, внутришкольная проблема, но и проблема общественная. От нее зависит будущее каждого из граждан нашей страны в целом.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………….5
§1. Понятие неуспеваемости…………………………………………………….5
§2. Различные подходы ученых к проблеме неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………….8
§3. Общая характеристика детей младшего школьного возраста……………17
Глава 2. Экспериментальное исследование. Диагностика
психологических причин неуспеваемости младших школьников…………...21
2.1. Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления…….21
2.2. Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти………...23
2.3. Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания……..24
2.4.Выводы……………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография……………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения в центр сознательной деятельности ребенка выдвигается мышление. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим»19.

По концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными.

По мнению Даниловой Е.Е., младший школьный возраст является сензитивным: 
- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, "умения учиться"; 
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; 
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; 
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

-усвоения социальных норм, нравственного развития; 
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных

дружеских контактов.

Согласно Ермолаеву О.Ю., на протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в развитии внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость,

___________________

19 Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., 1974

развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

По мнению Даниловой Е.Е., в младшем школьном возрасте, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения память. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, способ "просто запомнить" позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в этом возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной. Таким образом, процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению. 
Согласно Л.С. Выготскому, с началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально логические рассуждения детям еще не доступны. Также с развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Эти новообразования формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последних лет обучения, к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Неуспеваемость возникает как следствие отсутствия индивидуального подхода к учащемуся. Психологическое решение проблемы успеваемости заключается в анализе причин неуспеваемости и предотвращение или ликвидации этих причин в учебно-воспитательном процессе.

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Для решения поставленных в курсовой работе задач было проведено психодиагностическое обследование  детей  третьего класса МОБУСОШ № 1  им. А.С.Пушкина пос.Колышлей Пензенской области.

 Психодиагностическое  обследование включало оценку  внимания, памяти, мышления учащихся данного класса. Методики подбирались с учетом возрастных особенностей.

Среди всех компонентов, характеризующих развитие личности ребёнка, мы выделили мышление, память, внимание. Именно эти индивидуальные особенности позволяют определить способности к усвоению школьной программы.

2.1.  Методики  диагностики индивидуальных особенностей мышления.

Использование  методики «противоположности»  даёт возможность наблюдать ребёнка в процессе решения им достаточно сложной  мыслительной задачи. Здесь наряду с выявлением существенных признаков, объединяющих предметы и явления, ребёнку предлагается выделить предмет (слово), отличающийся по существенному признаку.

Методика даёт возможность оценить сформированность у ребёнка мыслительных операций отвлечения, обобщения, абстрагирования, систематизации и т.д.

Бланк с напечатанными словами, к которым можно подобрать антонимы. (Приложение 1).

Итоги  диагностики индивидуальных особенностей мышления учеников 3 класса:

25 % - высокий уровень

50 % - средний уровень

25 % - низкий уровень

У 25 % детей этого класса,  недостаточная сформированность понятийного мышления. Часто с трудом они выделяют существенные признаки предметов и явлений, наблюдается ограниченность выражения понятий в речевых формулировках (бедность речи). Операционная сфера мышления развита слабо. Суждения единичные, частые, навык самостоятельного умозаключения не развит. Преобладает наглядно образное и действительное мышление.

Методика «Выделение существенных признаков» позволяет исследовать такие особенности мышления, как дифференциация существенных и несущественных признаков предметов и явлений. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления, например, конкретного или абстрактного. Методику можно применить при обследовании детей начальной школы, умеющих достаточно бегло читать.

Бланк с сериями заданий. В каждой серии одно основное слово и в скобках пять слов для подбора по существенным признакам. (Приложение 2).

Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Выделение существенных признаков»:

33 % - высокий уровень

42 % - средний уровень

25 % - низкий уровень

У 25% детей этого класса операционная сфера мышления развита слабо, у них преобладает наглядно образное и действенное мышление, суждения единичные, навык самостоятельного умозаключения не развит, недостаточная сформированность понятийного мышления.

Методика «Исключения понятий» позволяет исследовать течение мыслительных процессов – обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков и др.

Методика позволяет оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков, выявить приоритетный для ребёнка вид мышления, получить представление об индивидуальном темпе мыслительной деятельности, оценить сформированность умения ребёнка высказывать суждения и делать умозаключение.

Методика состоит из 12 заданий. В каждом задании по четыре слова. Все 12 заданий напечатаны на одном бланке. Обследование проводится индивидуально.

Бланк, на котором напечатаны 12 серий слов по пять в каждой серии.

( Приложение 3 ).

Итоги диагностики детей 3 класса по методике  «Исключение понятий»:

25 % - высокий уровень

59 % - средний уровень

16 % - низкий уровень

Из  детей 3 класса  16 % имеют низкий уровень. Суждения у этих детей единичные, навык самостоятельного умозаключения не развит. Преобладает наглядно образное и действенное мышление. Операционная сфера мышления развита слабо.  Недостаточная сформированность понятийного мышления.

2.2. Методики диагностики  индивидуальных особенностей памяти.

В настоящее время практическая психология располагает большим количеством методик исследования, позволяющих определять эффективность памяти в разных аспектах: в зависимости от содержания запоминаемого материала, времени хранения, степени произвольности при запоминании и воспроизведении.

Методика Проба на запоминание 10 слов. ( А.Р.Лурия. 1962 ) направлена на исследование особенностей оперативной памяти, выявления степени её тренированности. Кроме того, методика позволяет судить об индивидуальных качествах внимания (устойчивость, концентрация), о способности к длительному сосредоточению, а также о сформированности качеств волевой регуляции запоминания. (Приложение 4).

Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Проба на запоминание 10 слов»:

У большинства детей 3 класса объём памяти достаточный. Прочность памяти зависит от мотивации. Но есть также  дети (16 %), у которых выявлена недостаточная четкость и яркость общих представлений, неумение актуализировать их в речевой деятельности и свободно оперировать ими. Объём ассоциативных связей невелик и в основном связан с конкретными представлениями, нет опыта самостоятельного установления ассоциативных связей.

2.3. Методики диагностики  индивидуальных особенностей внимания.

С помощью  методики «Заполнение фигур» (по методике Пьерона-Рузера) можно судить об особенностях произвольного внимания, о его объёме, устойчивости и переключаемости.

Бланк с геометрическими фигурами (10 рядов по 10 фигур). (Приложение 5).

В верхней строчке бланка образец – четыре фигуры, внутри которых ставятся различные знаки (+, -, =, * , могут быть и другие).

Испытуемому предлагается в остальных фигурах бланка расставить соответственно такие же знаки. Свои действия испытуемый может сверять с образцом.

Для исследования переключаемости внимания, способности к длительной, интеллектуальной работоспособности применяется модифицированный вариант методики.

После заполнения первого бланка ребёнку предлагается второй с изменением инструкции по его заполнению: необходимо те же значки проставить  в другие геометрические фигуры.

Затем предлагается третий бланк, в котором нечётные ряды необходимо заполнить по образцу первого бланка, а чётные – по образцу второго.

Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Заполнение фигур.

У детей 3 класса 44 % учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33 % учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16 % учащихся несформированность внутренней волевой регуляции внимания.

Результаты  методик можно отразить в таблице:

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Мышление

25%

50%

25%

Выделение существенных признаков

33%

42%

25%

Исключение понятий

25%

59%

16%

Память

33%

42%

25%

Внимание

44%

33%

16%


 

 

 

 

2.4.Выводы.

Целью выше описанных методик явилось выявление психологических причин неуспеваемости младших школьников.

Проводился констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня логического мышления, внимания и памяти.

Из результатов проведенных тестов можно сделать вывод, что основными причинами неуспеваемости младших школьников является несформированность важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений, умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы рассмотрели психологические причины неуспеваемости учащихся, связанные с недостатками их познавательной деятельности. Нельзя не учитывать, что трудности в учебе очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Испытывая эти трудности и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания, он, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Вера в свои силы постепенно угасает. Если такому ученику своевременно не оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать устойчивой характеристикой его личности.

Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:

1)   отсутствие существенных недостатков умственного развития;

2)   достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;

3)   материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;

Информация о работе Диагностика психологических причин неуспеваемости младших школьников