Диагностика психологических причин неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 01:39, курсовая работа

Описание работы

В наши дни проблема школьной неуспеваемости и ее причины - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. С каждым годом успеваемость падает все больше. Основываясь на результатах современных исследований Института возрастной физиологии РАО, можно утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Учёный М.М.Безруких отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. И это не только внутрисемейная, внутришкольная проблема, но и проблема общественная. От нее зависит будущее каждого из граждан нашей страны в целом.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………….5
§1. Понятие неуспеваемости…………………………………………………….5
§2. Различные подходы ученых к проблеме неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………….8
§3. Общая характеристика детей младшего школьного возраста……………17
Глава 2. Экспериментальное исследование. Диагностика
психологических причин неуспеваемости младших школьников…………...21
2.1. Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления…….21
2.2. Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти………...23
2.3. Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания……..24
2.4.Выводы……………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография……………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

- Социально – бытовые  причины: неблагополучные условия  жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка.

- Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.

- Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медлительность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Специалисты считают, что на разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быт различными. В критические периоды (начало обучения в школе, период половой зрелости) будут преобладать физиологические, психофизиологические причины, в остальные периоды более значимыми могут оказаться социальные причины10.

 Некоторые специалисты отмечают, что в разных случаях школьная неуспеваемость может быть вызвана различными психологическими причинами. Н.П.Локалова  признаёт, что существует насущная потребность

_______________

9 Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. Якутск, 1980

10 Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка. М., 2000

в оказании помощи учителям, которые работают со слабоуспевающими учениками. Однако она считает, что помощь окажется эффективной только при усвоении знания психологических причин неуспеваемости. Между внешними проявлениями трудностей и их психологическими причинами может не быть прямого и однозначного соответствия11.

В основе какой-либо одной трудности в учебной деятельности, отмечает Н.П.Локалова, могут лежать разные психологические причины, но одна и та же психологическая причина может вызывать различные внешние проявления. Например, ученик может быть невнимателен по причине несформированности собственно процессов внимания и вследствие недостаточной нагрузки на мыслительную деятельность, а также из-за отсутствия интереса к учению, наличия личных проблем, трудностей дыхания, мыслительной деятельности (например, процессов памяти, внимания и др.).

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можно объединить в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй - недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех случаях, когда школьник плохо понимает, не способен усвоить качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Среди психологических причин первой группы выделяют следующие три:

- несформированность приемов  учебной деятельности;

- недостатки развития  психологических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

- неадекватное использование  ребенком своих индивидуальных  типологических особенностей, проявляемых  в познавательной деятельности.

_______________

11 Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., Ось-89, 2007. С.144

Если рассмотреть особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности, об этих учащихся можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специальным необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы. К числу наиболее распространенных неправильных и малоэффективных способов учебной деятельности можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил. Если специально не обратить внимание на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Постепенно закреплению их в учебной деятельности способствуют такие ее особенности, как, во-первых, относительная легкость учебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.

Неуспеваемость учащихся характеризуется также недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способам работы, а так же к особенностям памяти и внимания. Мышление является важнейшим среди психологических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе, является распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников. Психолог И.И. Мурачковский проводил опыты с целью исследования памяти и внимания неуспевающих учащихся. Он установил, что слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приемов запоминания: но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох.

К третьей группе психологических причин относится неадекватное использование учениками своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей. Согласно современным представлениям свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменяемые, стабильные характеристики человека. Этот факт следует особо подчеркнуть, так как он означает, что нельзя не считаться с индивидуально типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом процессе12.

Для успешного овладения школьниками каждым предметом необходимо формировать у них определенные качества познавательных процессов, считают Л.Б.Ермолаева-Томина, И.А.Акопянц, В.К.Воеводкина. Так, при изучении русского языка в первую очередь надо развивать зрительную и двигательную память, точность, объём запоминаемого материала, дифференцированность, аналитичность, конкретность

восприятия, операции анализа и обобщения; при изучении математики –

__________________

12 Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.// Издательство «Знание», 1982, №3

конкретность, аналитичность, прогностичность восприятия, точность, прочность памяти, аналитические способности, умение делать умозаключения13.

Многие специалисты, в частности Дембеле Бабой, доказали в процессе исследований, что существует определённая взаимосвязь между уровнем проявления некоторых особенностей внимания, памяти, мышления и успеваемостью в школе14.

Д.Б.Эльконин утверждает, что в настоящее время экспериментально доказана возможность формирования (в случае создания определённых условий обучения) значительно более высокого уровня психического развития в младшем школьном возрасте15.

Однако недостатки развития мыслительных процессов в ряде случаев могут быть вызваны возрастными особенностями мыслительной деятельности, и тогда нам, взрослым, не стоит торопиться, подгонять ребёнка, надо лишь использовать имеющиеся ресурсы, а главное учитывать его возможности.

Так, конкретность мышления младших школьников затрудняет понимание переносного значения слов и словосочетаний, синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных) приводит к неправильным умозаключениям, инертность – к образованию шаблонов, однолинейность (прикованность к только к одной стороне рассматриваемого предмета, явления) – к неумению оперировать одновременно всеми  нужными для решения проблемы данными и т.д16.

___________________

13 Монина Г., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. С-П, Речь, 2006. С.200

14 Дембеле Бабой. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат. СПб, 1994

15 Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., 1974

16 Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., Ось-89, 2007. С.144

Обучение должно проходить параллельно физическому и психическому развитию ребёнка, а не противоречить ему.

Признавая необходимость развития познавательных процессов с целью повышения успеваемости, ряд учёных придерживается следующей точки зрения: для успешного освоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти, так как память – это важнейший познавательный процесс, который лежит в основе обучения.

К сожалению, в школе для заучивания чаще всего используется метод повторения, хотя существует множество более эффективных приёмов, которые вместе с повторением могут быть очень полезными. Но для этого необходимо знать особенности функционирования памяти.

В младшем школьном возрасте идёт интенсивное формирование приёмов запоминания, поэтому именно в этот период целесообразно знакомить детей с приёмами мнемотехники, помогающими структурировать и запомнить материал. Для детей начальной школы характерно словесно-логическое мышление.

Многие авторы считают, что некоторые особенности развития мышления могут стать причиной неуспеваемости. Недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения обнаруживается, когда полученные знания нужно применять на практике. Л.С.Выготский полагает, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития понятийного мышления. Формирование научных понятий в этом возрасте только начинается. В зависимости от восприятия и типа мышления всех детей можно условно разделить на “ мыслителей ”, “ практиков ”, и “ художников ”. Учитель при построении урока должен ориентироваться на эту особенность ребёнка. Например: при обучении “ художников ” урок лучше строить так, чтоб заинтересовать учеников, “ мыслителям ” необходимо предоставить схемы, таблицы, алгоритмы, “ практикам ” лучше конкретно расписать материал.

По мнению многих авторов, недостаточный уровень развития внимания также может стать причиной трудностей при освоении учебной программы. У первоклассников произвольное внимание развито слабо, неустойчиво, объём внимания невелик, одним и тем же делом они могут заниматься 10-20 минут, подростки – 40-45 минут, старшеклассники – 45-50 минут. Однако опыт показывает, что во многих школах подобные ограничения не учитываются, в связи с чем возникают перегрузки детей, которые могут привести к эмоциональному срыву.

Одним из факторов успешности обучения является поведение детей на уроке, которое педагоги часто рассматривают с точки зрения эффективности функции внимания. Нарушение внимания может быть следствием физиологических изменений или результатом ситуативного психологического состояния ребёнка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, с родителями, сверстниками). Чем больше симптомов нарушения внимания, тем ниже отметки по всем предметам.

Эту точку зрения разделяет Г.М.Пономарёва, которая утверждает, что почти все школьники, не успевающие вследствие ЗПР, - дети без отклонений в развитии, но не успевающие по русскому языку и математике, а также большинство учащихся, устойчиво успевающих на  “ три ”, имеют дефекты организованности внимания, что, безусловно, может быть одной из причин трудностей в обучении17.

Из всех изучаемых свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределение, объём ) самая большая связь обнаружена между успеваемостью и переключаемостью внимания18.

__________________

17 Пономарёва Г.М. О динамике организованности внимания неуспевающих школьников 1-4 классов// К вопросу о динамике мотивации учения у первоклассников. М., 1978

18 Дембеле Бабой. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат. СПб, 1994

 

§ 3. Общая характеристика детей младшего школьного возраста

 

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Информация о работе Диагностика психологических причин неуспеваемости младших школьников