Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 01:39, курсовая работа
В наши дни проблема школьной неуспеваемости и ее причины - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. С каждым годом успеваемость падает все больше. Основываясь на результатах современных исследований Института возрастной физиологии РАО, можно утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Учёный М.М.Безруких отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. И это не только внутрисемейная, внутришкольная проблема, но и проблема общественная. От нее зависит будущее каждого из граждан нашей страны в целом.
1. Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………….5
§1. Понятие неуспеваемости…………………………………………………….5
§2. Различные подходы ученых к проблеме неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………….8
§3. Общая характеристика детей младшего школьного возраста……………17
Глава 2. Экспериментальное исследование. Диагностика
психологических причин неуспеваемости младших школьников…………...21
2.1. Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления…….21
2.2. Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти………...23
2.3. Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания……..24
2.4.Выводы……………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография……………………………………………………………………29
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
Неуспевающему учащемуся нужно помочь найти наиболее подходящие именно для него приемы и способы организации своей деятельности, показать, как самому ученику преодолеть собственные трудности и развить свои преимущества и дарования.
БИБЛИОГРАФИЯ
Книга 1. 320 с.
Книга 2. 338 с.
3. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения. - М.: 1961. – 13 с.
4. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. Якутск 1980.
5. Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость – М.: Народное образование, 1963. – 37 с
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
7. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
8. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: 1954. – 102 с.
9. Дембеле Бабой Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат. СПб., 1994.
10. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991. – 23 с.
11. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка. М., 2000
12. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.// Издательство Знание №3, 1982г.
13. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., Ось – 89 , 2007, 144с.
14. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить её причины. СПб “ Знание ” 1998 – 216с.
15. Монина Г., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. С-П. Речь 2006 – 200с.
16. Пономарёва Г.М. О динамике организованности внимания неуспевающих школьников 1-4-го классов // К вопросу о динамике мотивации учения у первоклассников. М., 1978.
17. Регуш Л.А. Учить учиться // Психологическая газета 1999 № 9.
18. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., 1974
Противоположности. ( Вербальный вариант )
подбор слов-антонимов
1. |
Тупой |
1. |
|
2. |
Тонкий |
2. |
|
3. |
Грязный |
3. |
|
4. |
Чужой |
4. |
|
5. |
Низ |
5. |
|
6. |
Крупный |
6. |
|
7. |
Враг |
7. |
|
8. |
Высокий |
8. |
|
9. |
Младший |
9. |
|
10. |
Сухой |
10. |
|
11. |
Красивый |
11. |
|
12. |
Твёрдый |
12. |
|
13. |
Горький |
13. |
|
14. |
Меньшинство |
14. |
|
15. |
Поднимать |
15. |
|
16. |
Беречь |
16. |
|
17. |
Легко |
17. |
|
18. |
Победа |
18. |
|
19. |
Бодрость |
19. |
|
20. |
Истина |
20. |
Инструкция испытуемому.
«Подбери и напиши слова, противоположные по значению к приведенным здесь словам».
Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.
Во время проведения тестирования необходимо оценивать скорость и качество понимания и принятия ребёнком задания, точность и правильность его выполнения, логичность и обоснованность пояснений, степень самостоятельности в выполнении заданий, скорость выполнения заданий, частоту отвлечений.
Наблюдая за ребёнком во время выполнения заданий, можно выявить:
- сформированность понятий;
- способность вычленять основные, существенные признаки, устанавливать связи между предметами и их функциональным назначением;
- умение понимать значение противоположного, подбирать антонимы, что даёт представление об уровне развития у ребёнка способности к обобщению, отвлечению, абстрагированию;
- умение обосновать свой выбор ( суждения, умозаключение );
- умение предлагать и
обосновывать различные
- сформированность операций мышления (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).
Выделение существенных признаков понятий.
Бланк заданий |
1. Сад ( растения, садовник, собака, забор, земля ) |
2. Река ( берег, рыба, рыболов, тина, вода) |
3. Книга ( рисунки, фантастика, бумага, любовь, текст ) |
4. Игра ( карты, игроки, штрафы, наказания, правила ) |
5. Пение ( звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия ) |
6. Чтение ( глаза, печать, книга, картина, слово ) |
7. Больница ( помещение, сад, врач, радио, больные ) |
8. Деление ( класс, делимое, карандаш, делитель, бумага ) |
Инструкция испытуемому.
«На бланке напечатаны ряды слов. В каждой строчке приводится одно основное слово и в скобках пять слов, относящихся к нему. Необходимо из слов, приведенных в скобках, выбрать и подчеркнуть два, наиболее связанные по существенным признакам с основным словом».
Например: Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов).
Река, берег, вода – слова, которые надо подчеркнуть, они обозначают понятия, наиболее связанные между собой.
Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.
Наблюдая ребёнка в процессе выполнения задания, необходимо убедиться в том, что он правильно понимает смысл инструкции.
Если смысл задания ребёнку непонятен, можно выполнить вместе в ним два-три задания-примера, демонстрируя образцы рассуждений, приводящих к правильному решению.
Необходимо стимулировать ребёнка к рассуждениям по поводу принимаемых им решений. («Объясни, почему ты выбрал эти слова»).
В ходе обследования необходимо анализировать причины допускаемых ребёнком ошибок. Так, например, ребёнок 7-8 лет может в процессе работы «забыть» задание. В этом случае можно попросить его повторить задание и ещё раз самостоятельно объяснить правильно решённый пример. Далее предложить ребёнку исправить неверно решённые задания.
На основании обследования можно делать выводы:
- о качествах мыслительной деятельности ребёнка;
- о способе решения мыслительной задачи;
- индивидуальном темпе мыслительной деятельности;
- некоторых качествах внимания;
- сформированности понятийной сферы.
Приложение 3.
Исключение понятий.
( Вербальный вариант )
Бланк заданий |
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. |
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. |
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. |
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. |
5. Сладкий, горячий, горький, кислый, солёный. |
6. Берёза, сосна, дерево, дуб, ель. |
7. Самолёт, телега, человек, корабль, велосипед. |
8. Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр. |
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр. |
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт. |
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. |
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево. |
Инструкция испытуемому.
«Три из четырёх слов в каждой строчке – однородные понятия, они могут быть объединены по общему признаку. Одно же слово не соответствует этим требованиям и может быть исключено. Зачеркни слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду, а для оставшихся трёх придумай обобщающее слово. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок».
Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.
Наблюдая за ребёнком, выполняющим задание, необходимо обратить внимание на темп выполнения, количество ошибок и самостоятельных исправлений. После выполнения всех целесообразно указать ребёнку на строчки, в которых есть ошибки, и попросить ещё раз подумать над этим заданием. Стимулировать ребёнка к рассуждению вслух. Например: «Объясни, почему ты сначала вычеркнул это слово, а потом решил его оставить, и вычеркнуть другое».
На основе наблюдения ребёнка в процессе выполнения им заданий, а также исходя из количества правильно выполненных заданий и объёма времени, затраченного на выполнение, можно сделать выводы о следующих характеристиках вербально-логического мышления:
- сформированность понятий (вычленение основных, существенных признаков предметов и явлений);
- яркость и чёткость образов представлений;
- способность к решению
мыслительной задачи на
- индивидуальный темп мыслительного действия;
- способность к пониманию задания на вербальном уровне.
Приложение 4.
методика проведения.
Экспериментатор зачитывает ребёнку 10 слов. Затем ребёнок повторяет слова, которые он запомнил. Названные ребёнком слова фиксируются в бланке. Записываются также «лишние» слова. Проводится 4 – 5 повторений предъявления слов и их воспроизведения до тех пор, пока испытуемый не запомнит все слова. Через 30 минут производится отсроченное воспроизведение.
Подбирать слова нужно так, чтобы между ними трудно было установить смысловые связи. Например: гора, пила, роза, мыло, нога, булка, перо, очки, диван, река.
Необходимо предусмотреть несколько вариантов проб для проведения повторного обследования.
Для регистрации результатов обследования используется бланк с напечатанными в столбик словами. На бланке регистрируются результаты всех предъявлений.
Инструкция испытуемому.
«Сейчас я зачитаю тебе слова, а ты должен их запомнить и повторить».
Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.
В процессе обследования анализируются особенности деятельности и поведения ребёнка. Важно пронаблюдать, как он сосредоточивается (быстро, медленно), насколько активно и произвольно его внимание, как часто и по каким причинам происходят отвлечения, как меняется стиль деятельности ребёнка при повторных воспроизведениях, при отсроченном воспроизведении.
По результатам наблюдения даётся характеристика:
- скоростных качеств памяти ребёнка (темп запоминания);
- объём кратковременной и долговременной памяти (при отсроченном воспроизведении);
- особенностей внимания (частота, количество, причины отвлечений);
- особенностей формирования волевой сферы
Приложение 5.
Инструкция испытуемому.
«В верхней строчке листа изображены четыре фигуры – круг, квадрат, треугольник, ромб. В центре каждой фигуры изображены значки, соответственно: +, -, =, *. Во всех следующих строчках фигуры не заполнены значками. Твоя задача проставить в пустые фигуры значки так, как они стоят в верхней строчке».
«Я поменяю значки в фигурах верхней строчки, ты опять заполнишь таблицу, но уже по измененному образцу».
«Следующую таблицу заполняешь так: первую строчку – по образцу первой таблицы, вторую – по образцу второй таблицы, и так, чередуя строчки, заполняешь до конца».
Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.
Во время выполнения ребёнком задания необходимо оценить скорость выполнения, частоту отвлечений, количество допущенных ошибок, наличие исправлений.
Индивидуальная характеристика устойчивости и концентрации внимания даётся на основании сопоставительного анализа перечисленных выше параметров.
В процессе выполнения ребёнком заданий анализируются возможности целенаправленного приобретения навыков, усвоения нового способа действий. Можно также делать выводы о степени произвольности внимания и интеллектуальной деятельности.
Информация о работе Диагностика психологических причин неуспеваемости младших школьников