Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования - изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей с нарушением речи.
Задачи исследования:
1. Изучение психологических исследований проблемы психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
2. Выявление особенностей психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с речевыми нарушениями;
3. Отбор форм и методов диагностики готовности к школе дошкольников с нарушениями речи
4. Проведение диагностической работы с детьми с речевыми нарушениями;
5 Анализ эффективности диагностической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Л.С. Выготский однозначно отвечал на вопрос о созревших функциях к моменту обучения в школе, но все же у него есть замечание о низшем пороге обучения, то есть пройденных циклах развития, необходимых для дальнейшего обучения. Именно это замечание и позволяет понять противоречия, существующие между экспериментальными работами, подтверждающими принцип развивающего обучения, и теориями психологической готовности к школе. Все дело в том, что обучение, соответствующее «зоне ближайшего развития», все равно опирается на некоторый уровень актуального развития, который для нового этапа обучения будет являться низшим порогом обучения, а затем уже можно определить высший порог обучения, или» зону ближайшего развития». В пределах между этими порогами обучение будет плодотворным.
Работы отечественных ученых как раз и были посвящены выявлению того низшего уровня актуального развития первоклассника, без которого невозможно успешное обучение в школе.
Обобщая сказанное, можно выделить центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:
- новая внутренняя позиция
школьника, проявляющаяся в
- в познавательной сфере
знаково-символическая функция
- в личностной сфере
произвольность поведения,
- в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
1.2. Характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной
речи нужно устранить все, что
мешает свободному общению ребенка
с коллективом. Ведь в семье малыша
понимают с полуслова и он не испытывает
особых затруднений, если его речь несовершенна.
Однако постепенно круг связей ребенка
с окружающим миром расширяется;
и очень важно, чтобы его речь
хорошо понимали и сверстники и взрослые.
Еще острее встает вопрос о значении
фонетически правильной речи при
поступлении в школу, когда ребенку
нужно отвечать и задавать вопросы
в присутствии всего класса, читать
вслух (недостатки речи обнаруживаются
очень скоро). Особенно необходимым
становится правильное произношение звуков
и слов при овладении грамотой.
Младшие школьники пишут
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Школьники с несформированной
звуковой стороной речи (произношение,
фонематические процессы), как правило,
заменяют и смешивают фонемы, сходные
по звучанию или артикуляции (шипящих
- свистящих; звонких - глухих; твердых
- мягких, р - л). Они испытывают трудности
в восприятии на слух близких звуков,
не учитывают
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детей произношение
звуков чаще бывает смазанным, невнятным,
у них наблюдается ярко выраженная
недостаточность фонематических процессов,
их словарь ограничен, грамматическое
оформление устных высказываний изобилует
специфическими ошибками; самостоятельное
высказывание в пределах обиходно бытовой
тематики характеризуется
Таким образом, важнейшей составной частью коррекционно-педагогической работы с детьми с речевыми нарушениями является преодоление трудностей общения с взрослыми и сверстниками. Дети с нарушениями речи нуждаются в коррекции недостатков психического развития и логопедическом воздействии, в связи с чем особую значимость приобретают специально организованные занятия по развитию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста с ОНР, которые помогут повысить их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным, а также дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция, которая приведет к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми. Методы и средства достижения обозначенных целей – широкое использование коррекционных возможностей, которыми обладают ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры, различные виды упражнений.
1.3. Психологическая
готовность к школьному
Одним из важнейших итогов
психического развития в период дошкольного
детства является психологическая
готовность к школьному обучению.
По мнению Н.И.Гуткиной, под психологической
готовностью к школьному
Подготовка к школе- задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе- только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
- личностную
-интеллектуальную
-социально-психологическую
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции- внутренней позиции школьника, имеющего определенный круг прав и обязанностей. Новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции», образующейся в результате обобщения внешних воздействий и формирования особого центрального личностного новообразования, характеризующего личность ребенка в целом.
Личностная готовность представляет
собой способность соотносить собственное
поведение, деятельность, успехи и неудачи
с социальными нормами и
Вторым компонентом в структуре готовности к школьному обучению является интеллектуальная готовность, которая предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, логическое запоминание, интерес к занятиям, процессу их получения, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию, применению символов. Но здесь важен не столько объём знаний, сколько их качество- степень их правильности, четкости, обобщенности сложившихся представлений. Интеллектуальная готовность в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Необходимо отдельно сказать о тех качествах личности ребенка, которые помогают ему войти в коллектив, найти в нем свое место, включиться в общую деятельность. Таким образом, важен еще один компонент готовности ребенка к школе -социально-психологическая готовность. Ребенку необходимо уметь проявлять гибкость при установлении взаимоотношений с другими детьми, учителем. Необходимо развивать у него потребность в общении и умение подчиняться интересам и обычаям детской группы. Именно в совместных игровых видах деятельности дошкольника развиваются социальные навыки взаимоотношений.
Итак, проблема готовности детей к школе- одно из важнейших в педагогике и психологии. Особую актуальность она приобретает по отношению к детям с нарушениями в развитии, в том числе, имеющим речевые нарушения. От её решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями.
Система обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями в специализированных ДУ включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению в школе.
Исследования в области логопсихологии показывают, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы. Для детей с речевыми нарушениями характерен пониженный уровень общей осведомленности об окружающем мире. Наблюдается недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности: неустойчивость внимания; при относительно сохранной смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания: дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий; обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, они отстают в развитии словесно-логического мышления. У детей с речевой патологией обнаруживаются недостаточная гибкость и динамичность мыслительных процессов, замедленный темп интериоризации умственных действий, повышенная психическая истощаемость, недостаточная оперативность мышления.[20]
Важным компонентом готовности к школе является речевая готовность. Результаты исследований ученых позволяют сделать вывод о том, что несформированность речевой деятельности в дошкольном возрасте закономерно приводит к нарушениям чтения и письма. Недостаточный уровень речевой готовности обусловливает стойкие и выраженные затруднения при усвоении учебного материала, а также недоразвитие регулирующей и коммуникативной функций речи. Комплексное диагностическое обследование детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, проведенное Л.С.Волковой и С.Р.Исмаиловой, позволило выделить и описать уровни речевой готовности данной категории детей к школе.
Первую группу составили дети с очень низким уровнем речевой готовности, не обеспечивающим возможность обучения в массовой школе.
Вторую группу- дошкольники, уровень речевой готовности которых был оценен как низкий. Дети этой группы могут освоить школьную программу, но только при условии дополнительной коррекционно-педагогической помощи.
В третью группу вошли дошкольники со средним уровнем речевой готовности, у которых выраженных и стойких затруднений в процессе усвоения дошкольной и школьной программы не отмечено.
Дети с высоким уровнем речевой готовности составили четвертую группу. Они успешно обучаются и усваивают программу школы.
Особенности развития высших психических функций, в том числе речи, у детей с речевыми нарушениями приводят к недостаточному уровню сформированности интеллектуальной готовности к школьному обучению.
У детей с речевой патологией отмечается своеобразие личностной сферы: заниженная самооценка, нестабильность уровня притязаний, повышенный индекс тревожности, нарушения волевой регуляции поведения. Речевые нарушения отражаются на уровне сформированности общения и сотрудничества: дети не умеют обращаться с просьбами, задавать вопросы по ходу объяснения. Вхождение в школьную жизнь часто сопровождается возникновением у ребенка эмоциональных и поведенческих проблем, связанных с резкой сменой деятельности и изменения социальной роли.[7]
Итак, у детей с речевыми
нарушениями наблюдается