Диагностика психологической готовности к обучению в школе у дошкольников с речевыми нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей с нарушением речи.
Задачи исследования:
1. Изучение психологических исследований проблемы психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
2. Выявление особенностей психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с речевыми нарушениями;
3. Отбор форм и методов диагностики готовности к школе дошкольников с нарушениями речи
4. Проведение диагностической работы с детьми с речевыми нарушениями;
5 Анализ эффективности диагностической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 69.88 Кб (Скачать файл)

Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

1. Установление наличия  у человека того или иного  психологического свойства или  особенности поведения.

2. Определение степени  развитости данного свойства, ее  выражение в определенных количественных  и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых  психологических и поведенческих  особенностей человека в тех  случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости  изучаемых свойств у разных  людей.

Все чётыре перечисленные  задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости  от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа, в частности  математической статистикой.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями  психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и  др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень  развития, они могут также выступать  как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания  индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический (измерение  индивидуально-психологических особенностей, требующие соотнесения с нормой) и идеографический (распознавание индивидуально- психологических особенностей и их описание).

 

Основание 

Номотетический подход

Идеографический подход

Понимание объекта измерения

Понимание личности как набора свойств

Понимание личности как целостной  системы

 

Направленность измерения

Выявление и измерение  общих для всех людей свойств  личности

Распознавание индивидуальных особенностей личности

Методы измерения

Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой

Проективные методики и идеографические  техники


 

Итак, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая  специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть психолог-диагност, настолько обширна,  а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается  как особая специализация в работе профессионального психолога. [18]

В данном случае нам необходимо тщательно изучить те методы психодиагностики, которые дадут нам возможность  исследовать психологическую готовность к обучению ребенка с речевыми нарушениями в школе, и особенности личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, идущего в первый класс.

 

 

2.2. Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе

 

К моменту поступления  детей в школу существенно  возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти  различия, прежде всего, проявляются  в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут  по-разному реагировать на одни и  те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим  учиться в школу, практически  вполне доступны тесты, предназначенные  для психодиагностики взрослых людей, другим – менее развитым – только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды.

Поэтому прежде, чем применять  ту или иную психодиагностическую методику необходимо удостовериться в том, что  она интеллектуально доступна и  не слишком проста для того, чтобы  оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Процедура определения психологической  готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия – это  обследование детей в детском  саду в апреле-мае.. Эти задания  в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь:

1) Воспроизводить образец; 

2) Работать по правилу; 

3) Выкладывать последовательность  сюжетных картинок и составлять  по ним рассказ; 

4) Различать отдельные  звуки в словах.

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости  родителям даются рекомендации, как  лучше за оставшееся время подготовить  их ребенка к школе.

Во время собеседования  с ребенком необходимо установить дружелюбный  непринужденный контакт. Все задания  должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам  расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом  выразить уверенность, что он очень  хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно  давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта.

Для предотвращения утечки информации карту целесообразно  зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке  хранится отдельно. На нем, также как  и на остальной части психологической  карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там  данными только по согласованию с  психологом.

При переходе ученика в  новое учебное заведение карта  может передаваться психологу этого  учреждения. [7]

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу - выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся  в специальной развивающей работе, то в психологической карте заполняются  все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Психологическая диагностика  — наука о конструировании  методов оценки, измерения, классификации  психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании  этих методов в практических целях.

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью диагностики эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в дальнейшее развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи

 

Теоретический анализ проблемы психологической готовности к школьному  обучению у детей с речевыми нарушениями показал, что она освещается обычно авторами неоднозначно. Изучить более подробно влияние этого фактора позволит экспериментальное исследование.

Цель практической части исследования – исследовать особенности психологической готовности к школьному обучению у детей с нарушениями речи

Исследование проводилось  с детьми старшего дошкольного возраста ГУО «Ясли-сад №35 г.Новополоцка»

 

 В нем принимали  участие дети имеющие речевые нарушения:

 

№п/п

И.Ф. ребенка

Возраст

Диагноз

1.

Станислава Д.

5 лет

Дислалия

2.

   Сергей П.

6 лет

Дислалия

3.

Алина К.

6 лет

Дислалия

4.

Дмитрий У.

5 лет

Дислалия

5.

Яна О.

6 лет

Дислалия

6.

Игорь А.

6 лет

Дислалия


 

А также дети с нормальным речевым развитием:

 

№п/п

И.Ф. ребенка

Возраст

1.

Маргарита  В.

6 лет

2.

Иван С.

6лет

3.

Полина Х.

5 лет

4.

Милана К.

6 лет

5.

Влад Л.

6лет

6.

Егор Я.

5 лет


 

Задачи исследования:

Изучить уровень и особенности  психологической готовности к школьному  обучению у детей с речевыми нарушениями.

Изучить уровень и особенности  психологической готовности к школьному  обучению у детей с нормальным речевым развитием.

Обобщить и проанализировать результаты .

Сравнить уровень психологической  готовности у детей с нормальным речевым развитием с уровнем психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями речи .

 

 Методики  исследования:

Для успешного обучения в  средней массовой школе ребенок  к моменту поступления в школу  должен иметь определенный уровень  личностного, умственного, социально-психологического и физического развития.

Уровень физического развития определяет медицинская комиссия, а  определение уровня личностного  и умственного и социально-психологического развития - задача дошкольного учреждения и школы.

Для этого из огромного  количества методик были отобраны те, которые наиболее информативны, прогностичны, и вместе с тем достаточно удобны и просты для использования в  ситуации тестового испытания. Методики подбирались таким образом, чтобы  их выполнение не занимало много времени, чтобы материал заданий был наглядным  и интересным для ребенка.

 Личностная готовность и социально-психологическая готовность .

 Из всех характеристик  и особенностей личности ребенка  выделяю три основных параметра, которые нам кажутся наиболее важной для школьного обучения. Это:

-умение строить в адекватных системах обучения отношения с

взрослыми;

-умение общаться со сверстниками;

-отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

Отношения со взрослыми.

К концу дошкольного возраста поведение ребенка становиться  все более произвольным.

Наша цель – выявить  уровень развития произвольности в  общении с взрослыми. Например, использовать игру типа «Запрещенные слова», где  дети отвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких - то заранее оговоренных  слов. Ответы детей и их поведение  во время подобной игры показывает, как ребенок воспринимает такой  ситуации позиции взрослого, как  понимает его «нелепые» вопросы, пытается ли ответить так, чтобы не нарушить правила игры. Дети, психологически не готовые к школе, обычно «честно» отвечают на любые вопросы взрослого  и соответственно, нарушают правила  игры. Они не удерживают во внимании то обстоятельство, что вопросы взрослого  носят условный характер и отвечать на них надо соответствующим образом. Для них важно «правильность» ответов, а не соблюдение игровых  правил.

В предлагаемом наборе функцию  оценки уровня произвольности в общении со взрослым выполняет тест «Запрещенные слова» (Приложение А № 1).

Отношения со сверстниками.

Информация о работе Диагностика психологической готовности к обучению в школе у дошкольников с речевыми нарушениями