Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования - изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей с нарушением речи.
Задачи исследования:
1. Изучение психологических исследований проблемы психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
2. Выявление особенностей психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с речевыми нарушениями;
3. Отбор форм и методов диагностики готовности к школе дошкольников с нарушениями речи
4. Проведение диагностической работы с детьми с речевыми нарушениями;
5 Анализ эффективности диагностической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Следует отметить, что психологическая
и речевая готовность к школьному
обучению дошкольников с речевыми нарушениями
является комплексной психолого-
1.4. Особенности
адаптации детей с речевыми
нарушениями к школьному
Для успешной адаптации указанной категории детей в школе, необходима специально организованная коррекционная работа. Значимым компонентом готовности детей с нарушениями речи к школе является социально-психологическая составляющая.
Основы формирования всесторонне
развитой личности закладываются в
дошкольном детстве. Воспитание ребенка
в первые годы жизни во многом предопределяет
успех его дальнейшего
Детский сад - первая и очень
ответственная ступень общей
системы народного образования.
Перед педагогическими
Понимание педагогами значимости
и сущности целенаправленной подготовки
детей к школе играет особую роль.
Поступление ребенка в школу
является переломным моментом в его
жизни: он вступает в новый тип
отношений с окружающими
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе – один из важных и значимых аспектов этой задачи.
Психологическая готовность ребенка к школе состоит из:
-мотивационной готовности (наличие у детей стремления, желания учиться)
интеллектуальной готовности (развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления; представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.)
-волевой готовности (развитие самоконтроля, умения слушать, умение подчиняться;
-социально-психологической готовности.
Социальная готовность к
обучению в школе представляет собой
готовность ребенка к новым формам
общения, новому отношению к окружающему
миру и самому себе, обусловленным
ситуацией школьного обучения. Этот
компонент готовности включает в
себя формирование у детей качеств,
благодаря которым они могли
бы общаться с другими детьми, взрослыми.
Ребенок приходит в школу, класс,
где дети заняты общим делом, и
ему необходимо обладать достаточно
гибкими способами установления
взаимоотношений с другими
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Сложилось определенное противоречие
между требованиями школы и готовностью
детей их принять. Сегодня значительное
количество детей, несмотря на соответствующий
возраст и имеющиеся у них
навыки и умения, испытывают большие
трудности в адаптации к
У детей, поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения речи: ее недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание [20]. Для речевых нарушений характерными признакам и являются: нарушение фонетико-фонематической стороны речи, лексико- грамматического строя и смысловой стороны речи. Это, в свою очередь, осложняет процесс подготовки дошкольников с речевыми нарушениями к школе. Нередко речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами, страдают вегетативные функции. Поэтому проблемы обучения для них в новых условиях значительно возрастают. У таких детей отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в том числе и способность к произвольному общению со взрослым, т.е. способность действовать в рамках задания.
Дети, имеющие нарушения
речи, не способны к длительной игровой
деятельности, они упрямы, в отдельных
случаях проявляется
В целом коммуникативные возможности детей с речевыми нарушениями отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, приобретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности [15].
Большую роль в общении
детей с окружающими, играет - самооценка
ребенка. Самооценка является ядром
самосознания, так же как и связанный
с самооценкой уровень
У детей с тяжелыми нарушениями
речи обычно заниженная самооценка. Дети
с заниженной самооценкой нерешительны,
малообщительны, недоверчивы, молчаливы,
скованны в движениях. Они очень
чувствительны, готовы расплакаться в
любой момент, не стремятся к сотрудничеству
и не способны постоять за себя. Эти
дети тревожны, неуверенны в себе, трудно
включаются в деятельность. Они заранее
отказываются от решения задач, которые
кажутся им сложными, но при эмоциональной
поддержке взрослого легко
У большинства старших
дошкольников с нарушениями в
речевом развитии преобладает ситуативно-
У некоторых детей с нарушениями речи преобладает внеситуативно познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение взрослого почитать книги, внимательно слушают несложные тексты, но по окончании чтения организовать с ними беседу трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5-7 мин. Значительная часть детей данной категории старается изолироваться от взрослых. Они замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними.
Очень важной для формирования личности ребенка с речевой патологией является проблема осознания своего дефекта. Расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.
Таким образом, комплекс нарушений
речевого и когнитивного развития у
детей с тяжелой речевой
Выводы
Готовность к обучению можно квалифицировать как особое состояние при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связанное с системными качественными преобразованиями в сфере деятельности, психических процессах, сознании, социальных отношениях.
Большинство исследователей
понимают под психологической
Психологическая готовность
к школьному обучению — это
сложное образование, в основе которого
лежит коммуникативная
Глава 2. Понятие диагностики психологической готовности детей к обучению в школе
2.1.Термин «диагностика». Её практический и теоретический компоненты
Слово «диагностика» в
переводе с греческого языка означает
учение о методах и принципах
распознавания болезней и постановки
диагноза, процесс постановки диагноза.
Слово «психодиагностика» означает
буквально «постановка
Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:
1. Какова природа
2. Каковы сложившиеся
на данный момент времени
3. В какой мере применяемые
в настоящее время средства
психодиагностики
4. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?
5. Каковы основания
6. Каковы основные процедуры
конструирования и проверки
Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:
1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.
2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.
3. Выяснение минимума
практических условий,
4. Разработка программ, средств
и методов практической
Оба комплекса вопросов –
теоретические и практические –
тесным образом взаимосвязаны. Практически
психодиагностика используется в самых
разных областях деятельности психолога:
и тогда, когда он выступает как
автор или участник прикладных психолого-педагогических
экспериментов, и тогда, когда он
занят психологическим