Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 16:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования.
Проблема сформированности учебной деятельности дошкольников – на сегодняшний день одна из самых актуальных. Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Утвержденные ФГОС ДО указывают, что «программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей».
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ диагностирования СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……….
7
1.1.
Проблема сформированности учебной деятельности ………
7
1.2.
Особенности сформированности учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте ………….…………….............
13
1.3.
Критерии сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………
17
ГЛАВА II.
Опытно-экспериментальное исследование проблемы дагностирования сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………
23
2.1.
Констатирующий этап эксперимента по сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..............................
23
2.2.
Система работы по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста …….............................
34
2.3.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования ………………………………………………………….........
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
Высокий уровень – 5 человек, что соответствует 33%;
Средний уровень – 8 человек, что соответствует 53%;
Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 13%.
Наглядно результаты отражены на Рис. 2.1.
Рис. 2.1. Уровни сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (срисовывание письменных букв)
В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.
Первую группу, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Алина Р., Кирилл Н., Катя У., Полина Б., Юля Р.
Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 8 человек: Руслан Ч., Влад А., Кристина Н., Фёдор С., Настя Д., Арсений К., Вика Я., Даша К.
Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл З. и Ангелина К.
После первого задания было проведено второе – срисовывание группы точек. Мы выдали детям бланки с изображениями группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр – 2мм. Детям даётся инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуйте сами нарисовать такие же вот здесь» (показываем, где). Результат обработки данных, полученных при проведении второго задания теста, наглядно представлен в Таблице 2.3.
Таблица 2.3
Результаты определения уровня сформированности учебной деятельности по заданию срисовывания группы точек, теста Керна-Иерасека (на констатирующем этапе эксперимента)
№ |
Ф.И. ребёнка |
Критерии оценки |
Уровень сформированнности учебной деятельности | ||||
Точное воспроизведение образца |
Число и расположение точек соответствует заданному образцу |
Рисунок в целом соответст- вует образцу |
Контур рисунка не соответ- ствует образцу |
Каракули | |||
1 |
Руслан Ч. |
+ |
высокий | ||||
2 |
Влад А. |
+ |
средний | ||||
3 |
Алина Р. |
+ |
высокий | ||||
4 |
Кристина Н. |
+ |
высокий | ||||
5 |
Фёдор С. |
+ |
средний | ||||
6 |
Кирилл Н. |
+ |
средний | ||||
7 |
Настя Д. |
+ |
средний | ||||
8 |
Арсений К. |
+ |
средний | ||||
9 |
Катя У. |
+ |
высокий | ||||
10 |
Полина Б. |
+ |
высокий | ||||
11 |
Юля Р. |
+ |
высокий | ||||
12 |
Вика Я. |
+ |
средний | ||||
13 |
Даша К. |
+ |
средний | ||||
14 |
Кирилл З. |
+ |
низкий | ||||
15 |
Ангелина К. |
+ |
низкий |
Высокий уровень – 6 человек, что соответствует 40%;
Средний уровень – 7 человек, что соответствует 47%;
Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 13%.
Наглядно результаты отражены на Рис. 2.2.
Рис. 2.2. Уровни сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (срисовывание группы точек)
В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.
Первую, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Руслан Ч., Алина Р., Кристина Н., Катя У., Полина Б., Юля Р.
Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 7 человек: Влад А., Фёдор С. Кирилл Н., Настя Д., Арсений К., Вика Я., Даша К.
Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл З. и Ангелина К.
В заключение теста, детям было предложено третье задание – рисование мужской фигуры.
Детям предложили нарисовать в определённом месте какого-нибудь мужчину (папу, дядю). Никаких пояснений или указаний при этом не даётся, на вопрос детей мы отвечали: «Рисуй так, как умеешь».
Результат обработки данных, полученных при проведении третьего задания теста, наглядно представлен в Таблице 2.4.
Таблица 2.4
Результаты определения уровня сформированности учебной деятельности по заданию «рисунок человека», теста Керна-Иерасека (рисование мужской фигуры) (на констатирующем этапе эксперимента)
№ |
Ф.И. ребёнка |
Критерии оценки |
Уровень сформиро- ваннности учебной деятель- ности | ||||
Есть голова, туло-вище, конеч- ности, шея |
Отсутствуют шея, волосы |
Есть голова, туловище, конечности, отсутствуют шея, волосы |
Примитивный рисунок |
Каракули | |||
1 |
Руслан Ч. |
+ |
средний | ||||
2 |
Влад А. |
+ |
средний | ||||
3 |
Алина Р. |
+ |
высокий | ||||
4 |
Кристина Н. |
+ |
высокий | ||||
5 |
Фёдор С. |
+ |
средний | ||||
6 |
Кирилл Н. |
+ |
средний | ||||
7 |
Настя Д. |
+ |
высокий | ||||
8 |
Арсений К. |
+ |
средний | ||||
9 |
Катя У. |
+ |
высокий | ||||
10 |
Полина Б. |
+ |
высокий | ||||
11 |
Юля Р. |
+ |
высокий | ||||
12 |
Вика Я. |
+ |
средний | ||||
13 |
Даша К. |
+ |
средний | ||||
14 |
Кирилл З. |
+ |
низкий | ||||
15 |
Ангелина К. |
+ |
низкий |
Высокий уровень – 6 человек, что соответствует 40%;
Средний уровень – 7 человек, что соответствует 47%;
Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 13%.
Наглядно результаты отражены на Рис. 2.3.
Рис. 2.3. Уровни сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (рисование мужской фигуры)
В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.
Первую, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Алина Р., Кристина Н., Настя Д., Катя У., Полина Б., Юля Р.
Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 7 человек: Руслан Ч., Влад А., Фёдор С., Кирилл Н., Арсений К., Вика Я., Даша К.
Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл З. и Ангелина К.
Уровни развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной группы по тесту Керна-Иерасека по всем трём заданиям, целесообразно, по нашему мнению представить в сводной таблице (Приложение 3).
Наглядно результаты отражены на Рис. 2.4.
Рис. 2.4. Уровни сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (рисование мужской фигуры)
Высокий уровень – 5 человек, что соответствует 33%;
Средний уровень – 8 человек, что соответствует 53%;
Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 13%.
В зависимости от скорости и качества выполнения всех заданий в тесте Керна-Иерасека, согласно приведённой таблице, вся совокупность детей была разделена на три группы.
Первую, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Алина Р., Кристина Н., Катя У., Полина Б., Юля Р.
Вторую группу, со средним уровнем предпосылок учебной деятельности составили такие дети как: Руслан Ч., Влад А., Фёдор С., Кирилл Н., Настя Д., Арсений К., Вика Я., Даша К.
Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл З. и Ангелина К.
Следующей, для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности, была использована методика «Бусы». При помощи этой методики мы выявили количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Мы раздали детям отдельные листы с рисунком кривой, изображающей нитку, а также по 6 фломастеров разного цвета и сказали: «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя». Инструкцию мы повторили для детей дважды, затем они начали рисовать. После того, как дети справились с заданием, мы ещё раз повторили, какие бусы нужно было нарисовать, и попросили детей проверить свои рисунки. Тем, кто заметил неточности в своих рисунках, было предложено рядом нарисовать верный вариант. После проведения данной методики, нами были получены данные по каждому испытуемому. Результат обработки данных, полученных при проведении методики «Бусы», наглядно представлен в Приложении 4.
Наглядно результаты отражены на Рис. 2.5.
Рис. 2.5. Уровни сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (методика «Бусы»)
Высокий уровень – 3 человека, что соответствует 20%;
Средний уровень – 9 человек, что соответствует 60%;
Низкий уровень – 3 человека, что соответствует 20%.
В зависимости от качества и скорости выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.
Первую, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Алина Р., Катя У., Юля Р.
Вторую группу, со средним уровнем предпосылок учебной деятельности составили такие дети как: Руслан Ч., Влад А., Кристина Н., Фёдор С., Кирилл Н., Настя Д., Полина Б., Вика Я., Даша К.
Общая диагностика представлена в Таблице 2.6.
Таблица 2.6
Уровни сформированности учебной деятельности у детей старшей группы на этапе констатирующего эксперимента
№ |
Ф.И. ребёнка |
Методика, диагностики |
Уровень сформированности учебной деятельности | |
Тест Керна-Иерасика |
Методика «Бусы» | |||
1 |
Руслан Ч. |
средний |
средний |
средний |
2 |
Влад А. |
средний |
средний |
средний |
3 |
Алина Р. |
высокий |
высокий |
высокий |
4 |
Кристина Н. |
высокий |
средний |
средний |
5 |
Фёдор С. |
средний |
средний |
средний |
6 |
Кирилл Н. |
средний |
средний |
средний |
7 |
Настя Д. |
средний |
средний |
средний |
8 |
Арсений К. |
средний |
низкий |
низкий |
9 |
Катя У. |
высокий |
высокий |
высокий |
10 |
Полина Б. |
высокий |
средний |
средний |
11 |
Юля Р. |
высокий |
высокий |
высокий |
12 |
Вика Я. |
средний |
средний |
средний |
13 |
Даша Д. |
средний |
средний |
средний |
14 |
Кирилл З. |
низкий |
низкий |
низкий |
15 |
Ангелина К. |
низкий |
низкий |
низкий |
Таким образом, результаты обследования детей старшей группы показали, что, по результатам проведённой диагностики, у детей преобладает средний уровень сформированности учебной деятельности. Средний уровень присутствует у 60%, высокий у 20% детей. Низкий уровень сформированности учебной деятельности выявлен у 20%. Данные результаты диагностики послужили ориентиром для стартовой оценки уровня сформированности учебной деятельности у старших дошкольников. Анализ полученных результатов показал разную степень сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты убедили нас в необходимости последовательной и целенаправленной работы по формированию учебной деятельности, в целесообразности использование различных методик обучения дошкольников для развития у них данных предпосылок.
2.2 Система работы по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель формирующего этапа эксперимента – реализовать систему работы по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе эксперимента для реализации поставленной цели нами были подобраны и реализованы игры и игровые упражнения, с целью формирования учебной деятельности у детей старшей группы.
Игры были направлены на реализацию следующих задач:
Для достижения намеченных задач, нами были разработаны задания и НОД, в которых использовались заранее подобранные нами игры: игра «Фотоаппараты», игра «Что изменилось?», игры-шнуровки М. Монтессори. Данные игры проводились с детьми 3 раза в неделю, при этом игры повторялись, варьировались их условия и правила (Приложение 5).
Первой нами проводилась игра «Фотоаппараты». Мы раздали всем детям по три карточки с 8 различными изображениями на каждой и по 24 отдельных картинок, имеющихся на этих карточках. По команде дети смотрели на карточку в течение 30 секунд, а затем откладывали её в сторону и выбирали из предложенных отдельных картинок те, которые, по их мнению, были на предложенной карточке.
Воспитатель следил за ходом игры, чтобы дети не мешали друг другу и не подсказывали. Ребята были очень сосредоточены во время проведения игры, некоторые из них повторяли названия картинок вслух, каждый старался за отведённое ему время (30 секунд) вспомнить как можно больше изображений, находившихся на карточке. Такое же задание было и к двум другим карточкам.