Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 11:23, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – раскрыть потенциал дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
● определить сущность и содержание процесса формирования интеллектуальной готовности детей к школе;
● изучить виды и структуру дидактической игры;
● реализовать методику интеллектуальной готовности детей к школе и оценить её эффективность;
● оценить результат практического использования дидактических игр в дошкольном учреждении.
ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………..2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРИМИНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………...6
Интеллектуальная готовность детей к школе как психолого-педагогическая проблема………………………………………...6
Понятие дидактической игры, ее виды и структура…………...11
1.3. Роль дидактической игры как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе……………………………….17
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………..20
2.1. Состояние проблемы формирования интеллектуальной готовности детей к школе в практике работы дошкольных учреждений……………….20
2.2. Реализация методики использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе…...23
2.3. Оценка эффективности методики использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе……………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРИМИНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………...6
1.3. Роль дидактической игры как
средства формирования
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………..20
2.1. Состояние проблемы
2.2. Реализация методики
2.3. Оценка эффективности методики
использования дидактических
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Установка современного общества на реализацию непрерывного образования и воспитания подрастающего поколения определяет дошкольное учреждение в качестве первоначальной ступени этого процесса. В условиях педагогического процесса дошкольного учреждения должны быть созданы возможности для наиболее полного раскрытия своеобразного потенциала личного развития ребенка-дошкольника, что составит фундамент для его последующего воспитания и обучения в школьные годы. Говоря другими словами, закономерность развёртывания непрерывного образования личности содержит идею формирования готовности ребенка в дошкольном учреждении к школьному образованию.
Однако многие родители, а также некоторые педагоги неправильно трактуют понятие «подготовка к школе». Они считают, что интеллектуальная готовность к школе является главной составляющей психологической готовности, а ее основа - обучение детей навыкам письма, чтения и счета.
Такое ошибочное убеждение приводит к тому, что родители будущих первоклассников требуют от специалистов обратить особое внимание на формирование каких-то определенных знаний или умений у ребенка, а дома превращают занятия в мини-уроки с прописями и букварем.
При таком подходе не учитывается, что интеллектуальная готовность предполагает не только получение определенного количества знаний, но, главным образом, развитие психических познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображенияи др.), способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Только так дети смогут самостоятельно усваивать новые знания и использовать их на практике.
Задача педагога – не только помочь детям усвоить новый материал, но в то же время сохранить им детство. Проведение развивающих занятий с использованием дидактических игр, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, развитию инициативы; с другой - решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Важной в игре является и воспитательная сторона. Именно такие занятия позволят интересно и занимательно подготовить детей к школе и безболезненно войти в новые условия жизнедеятельности.
Игра стимулирует познавательную активность, вызывая у детей положительные эмоции.
Вспоминая слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому педагогу необходимо обучиться умело использовать дидактические игры на занятиях.
Все вышесказанное определило тему исследования: «Дидактическая игра как средство формирования интеллектуальной готовности детей к школе» и подтверждает ее актуальность.
В современной методике ребенок – не объект, на который направлены все усилия педагога, а субъект. Он сам с помощью педагога добывает знания. Задача воспитателя – активизировать познавательную деятельность, развить интерес к учению, стать помощником и другом в нелегком процессе обучения. Ребенок должен захотеть учиться, добывать знания, а не механически заучивать какие-то предлагаемые истины.
Именно поэтому педагогу важно сделать процесс обучения увлекательным. Уже В.А. Сухомлинский отмечал, что для ребенка самое серьезное дело – игра, в которой перед ним раскрывается мир; игра – искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Использование нетрадиционных форм обучения, игровых методик, творческих заданий, занимательных упражнений считают просто необходимым такие ученые как академик Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина, Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова.
К сожалению, в большинстве пособий дается либо определение понятия «дидактическая игра» либо просто перечень возможных игр. Сама методика использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе не разработана.
Цель написания данной курсовой работы – раскрыть потенциал дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
● определить сущность и содержание процесса формирования интеллектуальной готовности детей к школе;
● изучить виды и структуру дидактической игры;
● реализовать методику интеллектуальной готовности детей к школе и оценить её эффективность;
● оценить результат практического использования дидактических игр в дошкольном учреждении.
Объект работы - интеллектуальная готовность детей к школе.
Предмет работы – формирование интеллектуальной готовности детей к школе с помощью дидактической игры.
Методы исследования:
● анализ психолого-педагогической литературы;
● анализ понятий «интеллектуальная готовность к школе», «дидактические игры»;
● беседа с педагогами, детьми;
● наблюдение;
● тестирование.
Важнейшими источниками исследования являются: научная литература; журналы «Дошкольное воспитание», «Вопросы психологии», «Программа дошкольного образования», «Праблемы выхавання», «Педагогика».
Курсовая работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, которая включает две главы: «Теоретический аспект использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе» и «Методика использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе», заключения, списка использованных источников (32 источника) и приложений.
Полный объем курсовой работы составляет 30 страниц.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРИМИНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.
1.1.
Интеллектуальная готовность
Проблема подготовки детей к школе, как и любая другая педагогическая проблема, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Как самостоятельная научная проблема готовность детей к обучению в школе выделилась относительно недавно, примерно в середине XX века. Однако уже философы Древней Греции и Древнего Рима советовали не оставлять без внимания детей первых семи лет жизни. Задача подготовки к школе в трудах мыслителей еще не была сформулирована, но рекомендации о содержании и формах работы, которая может служить началом для последующих занятий, были несомненно значимыми для становления науки о дошкольном воспитании.
Так, не раскрывая содержание обучения детей первых семи лет жизни, М.Ф. Квинтилиан подчеркивал значение развития у них правильного произношения, свободной, выразительной речи и памяти, помогающей «скоро понимать и не забывать, что поняли». Чтобы ребенок не возненавидел учение прежде времени, не надо его принуждать и требовать от него полного прилежания, а следует опираться на наглядность, шире использовать разнообразные методы, вызывающие у детей интерес к учению. В своем фундаментальном труде о воспитании оратора М.Ф. Квинтилиан посвятил этим вопросам особую главу «Первоначальное воспитание детей до поступления их в школу».
Я.А. Коменский впервые выдвинул задачу подготовки детей к школе (осуществляться она должна была в «материнской школе», т.е. в условиях семейного воспитания родителями и их помощниками). Он также сформулировал ряд признаков, дающих родителям достаточный повод для перевода детей в школу: наличие определенного круга знаний, развитое внимание, «известная способность суждения», размышления относительно предлагаемых вопросов и стремление к дальнейшему обучению [20, с. 41]. Советы эти не потеряли своей значимости до сих пор.
В начале XIX века инспектор классов Гатчинского Воспитательного дома П.С. Гурьев связал успешность школьного обучения с предварительной подготовкой к нему и открыл для этой цели на свои средства в 1832 году школу для детей от 4 до 6 лет, находящихся под опекой у жителей Гатчины. Именно в ней впервые в отечественной педагогической практике большое внимание уделялось первоначальному обучению путем организации развивающих бесед и рассказов, обогащавших представления детей и вызывавших интерес к учению. Как вспоминал П.С.Гурьев: «Дети маленькой школы, до того времени дикие, неповоротливые и неопрятные, быстро стали меняться: они с радостью начинали посещать школу, с горем и плачем возвращались домой, где ими вовсе не занимались» [1, с. 63].
Во второй половине XIX века большой вклад в развитие проблемы подготовки детей к школе внес К.Д. Ушинский. Он рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях. Задачи дошкольного обучения педагог видел в развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и поведением.
Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Успешное решение этих задач - залог хорошей подготовки ребенка к школе. Познавательный материал, который содержится в учебных пособиях К.Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир», не потерял своей педагогической ценности и в наши дни, он активно используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
А.П. Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению. Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в дошкольном учреждении; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях. Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму - более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения [29, с. 121].
А.П. Усова считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребенка. Усова, однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами воспитательно-образовательной работы - педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.
Ряд теоретических и практических вопросов, касающихся дошкольного обучения, рассматривался и в трудах Н.К. Крупской. Она считала, что дошкольное обучение должно гарантировать ребенку право на образование, то есть право на познание окружающего мира, расширение кругозора, накопление знаний.
Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается, прежде всего, за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний, путей реализации развивающей функции дошкольного обучения. Разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, в частности, информационные технологии с использованием компьютера, ведутся поиски новых форм организации обучения в дошкольном учреждении.
Готовность к школе – это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это индивидуальное свойство личности ребенка, развивающееся при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом – через «участие в жизни» [17, с. 79].
Готовность к школе включает в себя четыре группы требований, которыми должен овладеть ребенок.