Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 11:23, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – раскрыть потенциал дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
● определить сущность и содержание процесса формирования интеллектуальной готовности детей к школе;
● изучить виды и структуру дидактической игры;
● реализовать методику интеллектуальной готовности детей к школе и оценить её эффективность;
● оценить результат практического использования дидактических игр в дошкольном учреждении.
ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………..2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРИМИНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………...6
Интеллектуальная готовность детей к школе как психолого-педагогическая проблема………………………………………...6
Понятие дидактической игры, ее виды и структура…………...11
1.3. Роль дидактической игры как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе……………………………….17
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………..20
2.1. Состояние проблемы формирования интеллектуальной готовности детей к школе в практике работы дошкольных учреждений……………….20
2.2. Реализация методики использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе…...23
2.3. Оценка эффективности методики использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе……………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………
● Настольно-печатные игры - разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
˃ Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: например, две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону. Затем задание усложнится: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
˃ Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, линяют по этому признаку картинки.
˃ Запоминание состава, количества и расположения картинок. Проводятся так же, как и с предметами. Например, «Угадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида появляется закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
˃ Составление разрезных картинок и кубиков. Задача - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.
˃ Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. При использовании этого вида игр педагог ставит задачу развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.
● Словесные игры – построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и прочее.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей [9, с. 15-16].
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Необходимо отметить, что, к сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как увлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Мы считаем, что такое представление неверно, так как в таком случае дидактическая игра не входит органично в занятие, находится около процесса обучения: «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения» [21, с. 15].
Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом. Игра должна не отвлекать от учения, а наоборот, способствовать организации умственной работы.
1.3.
Роль дидактической игры как
средства формирования
Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу - качественно новый этап в его развитии.
Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет» [22, с. 372].
Результатом подготовки
Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.
Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).
В содержание обучения общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообусловливающая результат связь. Поэтому очень важно, чтобы педагог хорошо знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе
Успешно овладеть программой
первого класса сможет тот ребенок, который
уже располагает определенным запасом
знаний по школьным предметам, научился
читать. Учитель будет опираться в школе
на эти познания ученика и развивать их,
обогащать. Знания, таким образом, составляют
основу для начала обучения по специальным
предметам.
Однако было бы неверно специальную подготовку к обучению в школе понимать лишь как количественное накопление знаний. Чем больше знает (запомнил), тем лучше будет учиться? К сожалению, все не так просто. У ребенка-дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может воспроизвести то, что запомнил. Но одной памяти для успешного обучения мало. Важнее наличие умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. необходим определенный уровень развития познавательных процессов. Умение считать до 100 еще не говорит о будущих успехах по математике. И даже умение читать (складывать буквы в слова) еще не гарантия хороших результатов по чтению и письму.
Важным является осознанность этих знаний
и умений, понимание причинно-следственных
связей и закономерностей, способность
выделять и удерживать учебную задачу.
Исследователи Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева,
Облегчает переход к учебным задачам и помогает сделать его постепенным дидактическая игра.
Дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно. Поэтому, когда тема или задание, которое дает педагог, соответствует их склонностям, тому, что им нравится, проблем не возникает. Когда же детям неинтересно, они часто просто ничего не делают, отвлекаются. Конечно, нельзя требовать от педагога, чтобы он предлагал детям только интересные всегда и для всех темы. Это просто нереально. Что-то для одних детей интересно, а для других нет. Задача педагога – привить общий интерес к учению, любопытство и любознательность по отношению к новому.
Вышесказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:
● формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации к новому режиму;
● формирование психических новообразований;
● формирование собственно учебной деятельности;
● формирование общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
● формирование навыков самоконтроля и самооценки;
● формирование адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Таким образом, дидактическая игра – это сложное и многогранное явление. Ее роль как средства формирования интеллектуальной готовности к школе невозможно переоценить. В дидактических играх происходит усвоение учебных знаний, умений, навыков. Они помогают на основе имеющихся знаний развивать разные виды памяти, внимание, логическое и образное мышление, творческое воображение, сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры при формировании интеллектуальной готовности к школе облегчает этот процесс, так как игровая деятельность ведущий вид деятельности в этом возрасте. Через игру быстрее познаются закономерности обучения, а положительные эмоции облегчают процесс познания.
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.
2.1.
Состояние проблемы
Базой нашего исследования является ГУО «Ясли-сад № 387 г.Минска», старшая 12 группа. В группе 12 человек. Возраст детей – 6 лет.
Сначала мы просто наблюдали за работой педагога в группе. В результате этих наблюдений сделали ряд выводов:
- работа по формированию
интеллектуальной готовности
- педагог дает детям
начальные знания об
- форма занятий с дошкольниками
очень напоминает школьный
- детям сложно усидеть на месте, долго сосредотачивать внимание на новой информации;
- после занятий дети
большую часть времени
Для уточнения информации, полученной в ходе наблюдения за детьми и педагогом, нами был разработан мини-тест для детей (вопросы зачитывались, а дети ставили + или – на листочках, которые мы им раздали. Бланк с вопросами теста представлен в приложении А ; ответы детей представлены в приложении Б).
В ходе тестирования были получены следующие ответы (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Результаты тестирования
Вопрос |
Ответы | |||
да |
% |
нет |
% | |
1. Любишь ли ты узнавать что-то новое? |
10 |
83,3 |
2 |
16,7 |
2. Интересно ли тебе на занятиях в детском саду? |
5 |
41,7 |
7 |
58,3 |
3. Хотел бы ты больше играть в детском саду? |
11 |
91,7 |
1 |
8,3 |
4. Хотел бы ты скорее пойти в школу? |
10 |
83,3 |
2 |
16,7 |
Составим диаграмму (рис.2.1):
Рисунок 2.1. Результаты тестирования
Кроме наблюдения и тестирования, мы провели беседу с детьми на тему «Что такое школа?». В результате этой беседы выяснилось, что знания у детей весьма ограничены.
Ответы детей были следующими:
- «В школе уроки, там пишут, читают»;
- «Там заставляют учиться»;
- «В школе много детей, учителя, уроки, ставят оценки».
На вопрос «Хотел бы ты пойти в школу?» многие отвечают положительно, аргументируя это следующим:
- «Я хочу в школу, потому что мне купят компьютер»;
- «Я хочу новые карандаши, тетради, пенал…».
Анализируя результаты тестирования и беседы с детьми мы сделали следующие выводы:
1) любят узнавать что-то
новое 10 детей из 12 (83,3%) – считаем,
что это во многом объясняется
детской любознательностью;
2) интересно на занятиях
в садике – 41,7 % - во время наблюдения
за детьми было видно, что большинство
скучает, поэтому считаем, что на
ответы детей повлиял и
3) хотели бы больше играть в садике – 91,7% детей – это легко объясняется тем, что игровая деятельность для дошкольника является ведущей;
4) хотели бы поскорее пойти в школу 83,3% детей – при этом знания о школе у них весьма ограничены, большинство привлекает не столько возможность получить новые знания, сколько просто лежание посмотреть что-то новое, привлекают внешние атрибуты (компьютер, новые карандаши, тетради…).
Поэтому обязательным на любом занятии в дошкольном учреждении является использование дидактических игр.
2.2.
Реализация методики
Как уже отмечалось нами выше, до поступления ребенка в школу ведущей деятельностью является игровая. Поэтому так важно не забывать, что игра занимает важное место в жизни ребенка. Учитывая этот факт, мы стремились включать в занятия различные дидактические игры. Кроме того, мы пытались организовать деятельность детей и в свободное от занятий время. Нами также использовались дидактические игры, но дети думали, что они просто играют, обучающая задача была скрыта.
Были проведены следующие мероприятия:
- дидактическая игра с предметами «Первоклассник»;
- дидактическая игра «Школа»;
- дидактическая народная игра «Охота на зверей»;
- дидактическая словесная игра «А ты кто?»;
- дидактическая игра по природоведению «Овощное лото»;
- дидактическая игра «Путешествие в страну звуков»;
- дидактическая игра «Проверим у Незнайки домашнее задание»;
- дидактическая игра «Кто
нарисует больше предметов
- дидактическая печатная игра «Головоломки на ковре».
Целью проведения дидактической игры с предметами «Первоклассник» было закрепление знаний детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитание желания учиться в школе, собранности, аккуратности.