Дидактическая игра как средство формирования интеллектуальной готовности детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы – раскрыть потенциал дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
● определить сущность и содержание процесса формирования интеллектуальной готовности детей к школе;
● изучить виды и структуру дидактической игры;
● реализовать методику интеллектуальной готовности детей к школе и оценить её эффективность;
● оценить результат практического использования дидактических игр в дошкольном учреждении.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………..2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРИМИНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………...6
Интеллектуальная готовность детей к школе как психолого-педагогическая проблема………………………………………...6
Понятие дидактической игры, ее виды и структура…………...11
1.3. Роль дидактической игры как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе……………………………….17

ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………..20
2.1. Состояние проблемы формирования интеллектуальной готовности детей к школе в практике работы дошкольных учреждений……………….20
2.2. Реализация методики использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе…...23
2.3. Оценка эффективности методики использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе……………………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...29

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.01 Кб (Скачать файл)

 Социальная готовность  к школе включает в себя  следующие компоненты:

  • способность ребенка воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других;
  • способность чувствовать себя членом группы;
  • способность понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам;
  • способность конструктивно разрешать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях.
    1. Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребенок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

    1. В процессе написания данной курсовой работы основное внимание мы уделяем интеллектуальной готовности ребенка к школе, которая долгое время считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к школе. Мы считаем, что она играет хоть и не основную, но весьма существенную роль.

В  структуре интеллектуальной готовности рассматривается способность ребёнка ориентироваться в окружающем мире посредством развития всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.

Наблюдая природу, события окружающей действительности, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Во многом у детей 5-6 лет эти знания основаны на жизненном опыте, носят стихийный, разрозненный характер. Бытует мнение, что специального обучения здесь и не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не составляют целостную картину мира. Недостаточно просто иметь запас сведений об окружающем мире, нужно уметь ими пользоваться, высказывать собственные суждения, делать выводы. Должна быть развита любознательность, желание узнать новое. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Готовя ребенка к школе, необходимо развивать предположительность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитывать ребёнка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения. Способность к последовательному логическому мышлению и пониманию взаимосвязей и закономерностей на уровне обыденной жизни явялется важнейшей предпосылкой интеллектуальной готовности ребенка к обучению.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов, уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В предшкольный период у ребенка должна быть развита слуховая культура и разговорная речь. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению навыков чтения, декламации. Он должен ясно выражать свои мысли, связно передавать то, что слышал и видел.

Одним из ведущих психологических процессов в обучении является воображение. Недостаточно развитое воображение затрудняет мыслительную деятельность, решение творческих задач.

При подготовке ребенка к школе нельзя забывать о развитии памяти: зрительной, слуховой, логической или смысловой, эмоциональной. Память можно развивать с помощью специальных приемов. Делать это лучше в игровой форме, постепенно увеличивая объем учебного материала, добиваясь не только дословного запоминания, но и общего понимания.

Ребенку необходимо иметь развитое внимание. Он должен быть способен не отвлекаться хотя бы 10 минут, переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Это не так просто: в каждый момент времени мы подвержены воздействиям раздражителей различного вида. Это могут быть шумы, оптическтие впечатления, запахи, другие люди и т.п. В большом классе постоянно происходят какие-либо события (кто-то что-то сказал, уронил и т.д.), поэтому способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче явялется важнейшей предпосылкой успешного обучения.

При соблюдении вышеуказанных условий возможно успешное формирование интеллектуальной готовности ребенка к школе. Педагогический процесс дошкольного учреждения, его направленность, содержвние, формы и методы работы обеспечивают многогранное воспитание и развитие личности дошкольника, становление его как активного субъекта деятельности, познания и общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие дидактической игры, ее  виды и структура

 

Игра – это самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных [22, с. 410].

Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, производственной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного воспитания.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Еще в XIX веке стройную систему дидактических игр собрал, придумал, описал Фридрих Фребель. На протяжении XX века к проблеме использования таких игр обращались Е.И.Тихеева, А.П. Усова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко и другие.

Дидактические игры должны отвечать ряду требований:

● отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам;

● обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и небольшой группе детей;

          ● позволить ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

          ● материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиенически нормам [23, с. 121].

Все эти требования не новы, они складывались постепенно в процессе накопления научных знаний и практического опыта и описаны в работах       Е.И. Тихеевой, Б.Н. Хачапуридзе, З.М.Богуславской и других известных исследователей дидактических игр дошкольников.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму [22, с. 331].

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты:

1) Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот»,  «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т.п.

2) Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; узнать и назвать предмет и др. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Так, в некоторых играх дети выполняют, как и малыши, имитационные движения, но последние предполагают уже воссоздание образа, а не показ какого-либо отдельного признака, как раньше («Что мы делали не скажем, но что сделали, покажем», «Угадай, из какой я сказки»). Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли (продавец, покупатель, почтальон, бабушка Загадушка, экскурсовод в играх-путешествиях). В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры типа «Лото», «Домино», «Лабиринт»). В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам (расставляет предметы, меняет их местами; называет, что делают игрушки и т.п.), а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, се воспитательно-образовательная ценность пропадает.

          3) Игровые правила- основная цель правил игры- организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной.  Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Используя дидактические игры в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку. [21, с.7].

   Между обучающей  задачей, игровыми действиями и  правилами существует тесная  связь. Обучающая задача определяет  игровые действия, а правила помогают  осуществить игровые действия  и решить задачу.

Подлинная игра основана на самостоятельности, самоорганизации детей. Наличие готового содержаний и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети настраиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.

4) Поведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это моет быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. при этом необходимо помнить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

● Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находит рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В таких играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов решения, поэтапное решение задач, т. д. («Путешествие в страну звуков»)

● Игры-поручения – по содержанию проще, а продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.(«Проверь домашнее задание у незнайки»)

● Игры-предположения - перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельностей детей, они учатся слушать друг друга.(Что было бы…?)

● Игры-загадки - в основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,  делать выводы.

● Игры-беседы - в основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к  активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании,  дополнят сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей.  Познавательный материал определяется темой,  содержанием игры.  Игра, в свою очередь,   должна   соответствовать  возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий [21, с. 14].   

В зависимости от используемого игрового материала, содержания, организации проведения А.К. Бондаренко предлагает следующую классификация дидактических игр:

● Игры с предметами - используются игрушки и реальные предметы.   Играя   с  ними,  дети  учатся  сравнивать,  устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Игры  с  природным   материалом   (семена  растений,  листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?» и др.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования интеллектуальной готовности детей к школе