Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 11:23, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – раскрыть потенциал дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
● определить сущность и содержание процесса формирования интеллектуальной готовности детей к школе;
● изучить виды и структуру дидактической игры;
● реализовать методику интеллектуальной готовности детей к школе и оценить её эффективность;
● оценить результат практического использования дидактических игр в дошкольном учреждении.
ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………..2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРИМИНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………...6
Интеллектуальная готовность детей к школе как психолого-педагогическая проблема………………………………………...6
Понятие дидактической игры, ее виды и структура…………...11
1.3. Роль дидактической игры как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе……………………………….17
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………..20
2.1. Состояние проблемы формирования интеллектуальной готовности детей к школе в практике работы дошкольных учреждений……………….20
2.2. Реализация методики использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе…...23
2.3. Оценка эффективности методики использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе……………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………
Целью проведения дидактической игры «Школа» было восполнение пробела в весьма поверхностных знаниях детей о школе, создание условий для практической реализации интереса детей к школе, деятельности учителя, его взаимоотношений с учениками; обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.
В процессе игры мы использовали различные дополнительные материалы, причем не только готовые (конструктор, ручки, карандаши), но и самодельные (портфели, пеналы, тетради). Дети совершили экскурсию в школу № 67 г. Минска, где побеседовали с работниками школы (учитель, директор), понаблюдали за трудом вахтера, уборщицы, буфетчицы, за самой организацией школьной жизни .Кроме того, была проведена беседа по картинке «На уроке». При этом нами было замечено, что если на занятиях, напоминающих уроки, детям было трудно усидеть на месте, то играть в уроки, напротив, было легко и весело, а тот же материал усваивался намного проще.
Дидактическая народная игра «Охота на зверей» помогла упражнять детей в умении классифицировать и называть животных (рыб, птиц).
Дидактическая словесная игра «А ты кто?» помогла детям соотнести себя с различными социальными ролями. В качестве игрового материала использовался мяч. Задача усложнялась тем, что ребенку нужно было не только быстро и правильно ответить на вопрос, но и словить мяч, а затем точно передать его обратно воспитателю.
С помощью дидактической игры по природоведению «Овощное лото» мы закрепили знания детей об овощах.
Целью дидактической игры «Путешествие в страну звуков» является развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги.
С помощью дидактической игры «Проверим у Незнайки домашнее задание» мы уточним знания детей по разным областям, систематизируем знания детей, разовьём речь, внимание, интеллект, память, смекалку и сообразительность.
Благодаря дидактической игре
«Кто нарисует больше предметов овальной
формы » мы закрепим умение детей быстро
находить сходства овалов, расположенных
горизонтально, вертикально или по диагонали,
с целыми предметами растительного мира
или их частями, дорисовать изображения.
В процессе
проведения дидактической печатной игры
«Головоломки на ковре» дети учились видеть
признаки разных сезонов, развивали умение
работать в команде, логику, мышление,
зрение. При этом сначала была проведена
беседа по картинкам «Времена года»: дети
рассматривали картинки, называли, какое
время года изображено и отмечали признаки
каждого из них, а затем – командные соревнования
– каждая команда получила по одной из
таких картинок, но уже разрезанных, которые
нужно было собрать как можно быстрее.
Таким образом, нами в удобной и привычной для детей игровой форме проводилось формирование интеллектуальной готовности детей к школе. Использование различных видов дидактических игр, смена видов деятельности (дети то беседовали, то клеили, то собирали картинки…), смена места (экскурсия в школу, работа за столами, игра в кругу с мячом…) в сочетании с красочным иллюстративным материалом, помогли нам заинтересовать детей, а детям – легко усвоить материал.
2.3.
Оценка эффективности методики
использования дидактических
После проведенных мероприятий мы предложили детям еще раз пройти мини-тест, предложенный нами ранее (вопросы в приложении А; ответы в приложении Г).
В ходе повторного тестирования были получены следующие результаты (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Динамика данных (результаты повторного тестирования).
Вопрос |
Ответы | |||
да |
% |
нет |
% | |
1. Любишь ли ты узнавать что-то новое? |
11 |
91,7 |
1 |
8,3 |
2. Интересно ли тебе на занятиях в детском саду? |
11 |
91,7 |
1 |
8,3 |
3. Хотел бы ты больше играть в детском саду? |
11 |
91,7 |
1 |
8,3 |
4. Хотел бы ты скорее пойти в школу? |
10 |
83,3 |
2 |
16,7 |
Составим сравнительные диаграммы (рис. 2.2):
Первичное тестирование
Рисунок 2.2. Результаты тестирования
Анализируя данные повторного тестирования можно сделать следующие выводы: все, кроме одного ребенка (91,7%), отмечают, что любят узнавать что-то новое, что им было интересно на занятиях и что они хотели бы больше играть в детском саду; хотели бы скорее пойти в школу 83,3% детей.
Кроме того, следует отметить, что дети были действительно очень заинтересованы, легко откликались на предложение заняться каким-либо новым видом деятельности, были активны. После занятий они просили не уходить и поиграть с ними еще в какую-нибудь игру. Дети легко справлялись с дидактическими задачами проводимых игр.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что использование дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе, является обязательным при работе с дошкольниками. Довольно сложный материал играя они усваивают довольно легко. Рекомендуем воспитателям в своей работе использовать как вышеперечисленные дидактические игры, так и любые другие, например: «Библиотека», «Кем быть?», «Для чего нужен предмет?», «Назови одним словом» и т.д. Разработки дидактических игр можно найти в пособиях для воспитателей дошкольных учреждений, журналах или придумать самостоятельно.
Использование дидактических игр как во время занятий, так и в свободное время поможет заинтересовать детей предлагаемым материалом. Они будут увлечены происходящим, активны, не останутся равнодушными. Воспитателю не нужно будет заставлять детей учиться, а они сами захотят узнать что-то новое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной курсовой работы можно сделать ряд следующих выводов:
- Готовность к школе- это
свойство личности ребёнка, развивающееся
при общих благоприятных
- Готовность к школе включает в себя четыре группы требований, которыми должен овладеть ребёнок:
˃ Эмоциональная готовность (совокупность качеств, позволяющих ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребёнок замыкается в себе);
˃ Социальная готовность (способность ребёнка воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других; способность чувствовать себя членом группы; способность понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам; способность конструктивно разрешать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях );
˃ Моторная готовность (не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его способность воспринимать своё тело, ощущать и произвольно направлять движения, выражать при помощи тела и движения свои импульсы);
˃ Интеллектуальная готовность (определённые знания, выстроенные в систему, обеспечивающие достаточный уровень мыслительной деятельности).
- Педагогический процесс
детского сада, его направленность,
содержание, формы и методы работы
обеспечивают многогранное
- Игра- это самоценная
деятельность для дошкольника, обеспечивающая
ему ощущение свободы, подвластности
вещей, действий, отношений, позволяющая
наиболее полно реализовать
- Основная особенность дидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. При этом для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
- В дидактических играх
происходит усвоение учебных
знаний, умений, навыков. Они помогают
на основе имеющихся знаний
развивать разные виды памяти,
внимание, логическое и образное
мышление, творческое воображение,
сделать учебный материал
- Результаты нашего
- Основная проблема, на
наш взгляд, заключается в том,
что педагоги с большим опытом
работы привыкли использовать
традиционные методики, которые
основываются на выработке
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.