Дидактическая игра как средство формирования интеллектуальной готовности детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы – раскрыть потенциал дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
● определить сущность и содержание процесса формирования интеллектуальной готовности детей к школе;
● изучить виды и структуру дидактической игры;
● реализовать методику интеллектуальной готовности детей к школе и оценить её эффективность;
● оценить результат практического использования дидактических игр в дошкольном учреждении.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………..2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРИМИНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………...6
Интеллектуальная готовность детей к школе как психолого-педагогическая проблема………………………………………...6
Понятие дидактической игры, ее виды и структура…………...11
1.3. Роль дидактической игры как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе……………………………….17

ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………..20
2.1. Состояние проблемы формирования интеллектуальной готовности детей к школе в практике работы дошкольных учреждений……………….20
2.2. Реализация методики использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе…...23
2.3. Оценка эффективности методики использования дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе……………………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...29

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.01 Кб (Скачать файл)

Целью проведения дидактической игры «Школа» было восполнение пробела в весьма поверхностных знаниях детей о школе, создание условий для практической реализации интереса детей к школе, деятельности учителя, его взаимоотношений с учениками; обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.

В процессе игры мы использовали различные дополнительные материалы, причем не только готовые (конструктор, ручки, карандаши), но и самодельные (портфели, пеналы, тетради). Дети совершили экскурсию в школу № 67 г. Минска, где побеседовали с работниками школы (учитель, директор), понаблюдали за трудом вахтера, уборщицы, буфетчицы, за самой организацией школьной жизни .Кроме того, была проведена беседа по картинке «На уроке». При этом нами было замечено, что если на занятиях, напоминающих уроки, детям было трудно усидеть на месте, то играть в уроки, напротив, было легко и весело, а тот же материал усваивался намного проще.

Дидактическая народная игра «Охота на зверей» помогла упражнять детей в умении классифицировать и называть животных (рыб, птиц).

Дидактическая словесная игра «А ты кто?» помогла детям соотнести себя с различными социальными ролями. В качестве игрового материала использовался мяч. Задача усложнялась тем, что ребенку нужно было не только быстро и правильно ответить на вопрос, но и словить мяч, а затем точно передать его обратно воспитателю.

С помощью дидактической игры по природоведению «Овощное лото» мы закрепили знания детей об овощах.

Целью дидактической игры «Путешествие в страну звуков» является развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги.

С помощью дидактической игры «Проверим у Незнайки домашнее задание» мы уточним знания детей по разным областям, систематизируем знания детей, разовьём речь, внимание, интеллект, память, смекалку и сообразительность.

Благодаря дидактической игре «Кто нарисует больше предметов овальной формы » мы закрепим умение детей быстро находить сходства овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения. 
          В процессе проведения дидактической печатной игры «Головоломки на ковре» дети учились видеть признаки разных сезонов, развивали умение работать в команде, логику, мышление, зрение. При этом сначала была проведена беседа по картинкам «Времена года»: дети рассматривали картинки, называли, какое время года изображено и отмечали признаки каждого из них, а затем – командные соревнования – каждая команда получила по одной из таких картинок, но уже разрезанных, которые нужно было собрать как можно быстрее.

Таким образом, нами в удобной и привычной для детей игровой форме проводилось формирование интеллектуальной готовности детей к школе. Использование различных видов дидактических игр, смена видов деятельности (дети то беседовали, то клеили, то собирали картинки…), смена места (экскурсия в школу, работа за столами, игра в кругу с мячом…) в сочетании с красочным иллюстративным материалом, помогли нам заинтересовать детей, а детям – легко усвоить материал.

 

 

2.3. Оценка эффективности методики  использования дидактических игр  как средства формирования интеллектуальной  готовности детей к школе.

 

После проведенных мероприятий мы предложили детям еще раз пройти мини-тест, предложенный нами ранее (вопросы в приложении А; ответы в приложении Г).

В ходе повторного тестирования были получены следующие результаты (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2

Динамика данных (результаты повторного тестирования).

 

Вопрос

Ответы

да

%

нет

%

1. Любишь ли ты узнавать  что-то новое?

11

91,7

1

8,3

2. Интересно ли тебе  на занятиях в детском саду?

11

91,7

1

8,3

3. Хотел бы ты больше  играть в детском саду?

11

91,7

1

8,3

4. Хотел бы ты скорее  пойти в школу?

10

83,3

2

16,7


 

Составим сравнительные диаграммы (рис. 2.2):

 

 

 

  Первичное тестирование                                  Повторное тестирование

 

Рисунок 2.2. Результаты тестирования

Анализируя данные повторного тестирования можно сделать следующие выводы: все, кроме одного ребенка (91,7%), отмечают, что любят узнавать что-то новое, что им было интересно на занятиях и что они хотели бы больше играть в детском саду; хотели бы скорее пойти в школу 83,3% детей.

Кроме того, следует отметить, что дети были действительно очень заинтересованы, легко откликались на предложение заняться каким-либо новым видом деятельности, были активны. После занятий они просили не уходить и поиграть с ними еще в какую-нибудь игру. Дети легко справлялись с дидактическими задачами проводимых игр.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что использование дидактических игр как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школе, является обязательным при работе с дошкольниками. Довольно сложный материал играя они усваивают довольно легко. Рекомендуем воспитателям в своей работе использовать как вышеперечисленные дидактические игры, так и любые другие, например: «Библиотека», «Кем быть?», «Для чего нужен предмет?», «Назови одним словом» и т.д. Разработки дидактических игр можно найти в пособиях для воспитателей дошкольных учреждений, журналах или придумать самостоятельно.

Использование дидактических игр как во время занятий, так и в свободное время поможет заинтересовать детей предлагаемым  материалом. Они будут увлечены происходящим, активны, не останутся равнодушными. Воспитателю не нужно будет заставлять детей учиться, а они сами захотят узнать что-то новое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении данной курсовой работы можно сделать ряд следующих выводов:

- Готовность к школе- это  свойство личности ребёнка, развивающееся  при общих благоприятных условиях  в многообразных ситуациях жизненного  опыта и общения, в которые  включён ребёнок в семье и  других социальных группах.

- Готовность к школе  включает в себя четыре группы  требований, которыми должен овладеть  ребёнок:

˃ Эмоциональная готовность (совокупность качеств, позволяющих ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребёнок замыкается в себе);

˃ Социальная готовность (способность ребёнка воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других; способность чувствовать себя членом группы; способность понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам; способность конструктивно разрешать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях );

˃  Моторная готовность (не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его способность воспринимать своё тело, ощущать и произвольно направлять движения, выражать при помощи тела и движения свои импульсы);

˃ Интеллектуальная готовность (определённые знания, выстроенные в систему, обеспечивающие достаточный уровень мыслительной деятельности).

- Педагогический процесс  детского сада, его направленность, содержание, формы и методы работы  обеспечивают многогранное воспитание  и развитие личности дошкольника, становление его как активного  субъекта деятельности, познания  и общения.

- Игра- это самоценная  деятельность для дошкольника, обеспечивающая  ему ощущение свободы, подвластности  вещей, действий, отношений, позволяющая  наиболее полно реализовать себя  «здесь и сейчас», достичь состояния  полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому  обществу, построенному на свободном  общении равных. В ней развиваются  способности к воображению, производственной  регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия  и взаимопонимания.

- Основная особенность  дидактических игр заключается  в том, что они создаются взрослыми  в целях воспитания и обучения  детей. При этом для играющих  детей воспитательно - образовательное  значение дидактической игры  не выступает открыто, а реализуется  через игровую задачу, игровые  действия, правила.

- В дидактических играх  происходит усвоение учебных  знаний, умений, навыков. Они помогают  на основе имеющихся знаний  развивать разные виды памяти, внимание, логическое и образное  мышление, творческое воображение, сделать учебный материал увлекательным  и интересным, создать радостное  рабочее настроение. Умелое использование  дидактической игры при формировании  интеллектуальной готовности к  школе облегчает этот процесс, так как игра- ведущий вид деятельности  в дошкольном возрасте. Через  игру быстрее познаются закономерности  обучения, а положительные эмоции  облегчают процесс познания.

- Результаты нашего исследования  показали, что дидактические игры  помогли заинтересовать детей, активно  участвовать в процессе и легко  справляться с предложенными  заданиями. Так же мы считаем, что использование дидактических  игр как средства формирования  интеллектуальной готовности детей  к школе, является обязательным  при работе с дошкольниками.

- Основная проблема, на  наш взгляд, заключается в том, что педагоги с большим опытом  работы привыкли использовать  традиционные методики, которые  основываются на выработке навыков  как механического процесса. Таким  воспитателем сложно что- либо  изменить в выработанной годами  системе своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 

  1. Анищенко, О.А. Проблема подготовки к школе в историческом аспекте // Веснік адукацыі. – 2010. - № 10. – С. 63-69.
  2. Андрунь, С. Тренинг для родителей и детей подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 96.
  3. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.
  4. Безруких, М.М. и др. Как подготовить ребенка к школе: методич. пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений, родителей. – Тула: Арктоус, 1996. – 128с.
  5. Белошистая, А.В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 39-45.
  6. Богусловская, З.М., Смирнова, Е.О Развивающие игры для детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.- 207с.
  7. Большая энциклопедия развивающих игр и поделок для детей от     3 до 6 лет / под ред. К. Чарнер; пер. с англ. Т.И. Поповой. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2008 – 704с.
  8. Болотина, Л.Р. и др. Дошкольная педагогика: учебное пособие. –    3-е изд. стереотип. – М.: Академия, 1998. – 232с.
  9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  10. Брэдвей Лорен Хул, Барбара Алберс Ребенок от 3 до 7 лет: как подготовиться к школе: ум, логика, фантазия, детский сад, нужные игры, полезные советы, тесты для детей и родителей. – М.: ЮНВЕС, 1997. – 154с.
  11. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 204с.
  12. Вахрушева, Л.Н. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста // Начальная школа. – 2010 - № 1. – С. 18 – 23.
  13. Волобуева, Л. Из истории первых программ для детского сада // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 11. – С. 15-18.
  14. Деркунская, В.А. Воспитание, обучение, развитие дошкольников в игре. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 126с.
  15. Дошкольная педагогика: курс лекций / под ред. О.К. Васильевой. – Брест: БрГУ, 2007. – 65с.
  16. Дошкольная педагогика: учебное пособие / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415с.
  17. Дошкольная педагогика: хрестоматия. В 2 ч. Ч. 2. / сост. М.С. Ковалевич и др. – Брест: БрГУ, 2009. – 90с.
  18. Евдокишина, О. Уходит дошкольное детство: влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание, 2008. - № 2. – С. 74-78.
  19. Жихар, О.П. Особенности планирования организации работы с детьми в разновозрастных группах дошкольных учреждений: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 208с.
  20. Капранова, В.А. История педагогики: учебное пособие. – М.: ООО «Новое знание», 2003. – 160с.
  21. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
  22. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 415с.
  23. Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11. – С. 121-125.
  24. Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования Республики Беларусь.- Минск: Национальный институт образования, 2012- 415с.
  25. Павлова, Л.А. Ободной из форм организации подготовки к школе // Начальная школа. – 2010. - № 2. – С.  34-36.
  26. Педагогические игры / сост. О.А. Миниг, О.А. Хаткевич. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 125с.
  27. Петричук, И.И. Еще раз об игре // Педагогика. – 2007. - № 7. –          С. 55 – 60.
  28. Титов, В.А. Дошкольная педагогика (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2002. – 192с.
  29. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 252с.
  30. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. – 7-е изд. – Минск: Университетское, 2002. – 560с.
  31. Шаповалова, О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению // Начальная школа. – 2010. - № 1. – С. 22-24.
  32. Шмаков, С.А. Природа и структура игры // Праблемы выхавання. – 2006. – № 1. – С. 30 – 37.

 

 

 


Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования интеллектуальной готовности детей к школе