Дидактическая игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

Цель – исследование влияния дидактической игры на развитие словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Из цели исследования вытекают задачи работы:
Раскрыть теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить основные теоретические аспекты и методологию использования дидактических игр при формировании словообразовательных навыков.
Провести подбор дидактических игр и использовать их в работе по развитию словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков
у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков 7
1.2 Особенности формирования словообразовательных навыков у
детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах 13
1.3. Виды словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста 19
1.4. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (образовательная область «Коммуникация») 26
2. Дидактическая игра в процессе формирования словообразовательных навыков 32
2.1. Дидактическая игра как средство развития словообразования у детей дошкольного возраста 32
2.2. Значение дидактической игры для развития речи и словообразовательных навыков
детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Структура и методика проведения дидактической игры по формированию словообразовательных навыков 47
3. Экспериментальное исследование состояния овладения детьми
дошкольного возраста способами словообразования 55
3.1. Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 55
3.2. Работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) 62
3.3. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ЛИТЕРАТУРА 7

Файлы: 1 файл

ВКР словообразование1.doc

— 819.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования, науки и культуры Архангельской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области

«Котласский педагогический колледж»

 

 

 

Специальность 050704 «Дошкольное образование»

 

 

 

Сливащенко Нина Викторовна

студентка 6 курса, 68 группы

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

Руководитель:

Соколова И.С.

 

 

 

 Котлас, 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

1. Теоретические основы формирования  словообразовательных навыков 

у детей старшего дошкольного возраста                                                                7

1.1. Теоретические основы формирования  словообразовательных навыков                          7

1.2 Особенности формирования словообразовательных  навыков у 

детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах                                                13

1.3. Виды словообразовательных навыков  у детей дошкольного возраста                           19

1.4. Анализ примерной основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования «Детство» (образовательная область «Коммуникация»)                                  26

2. Дидактическая игра в процессе  формирования словообразовательных  навыков                                                                                                                       32

2.1. Дидактическая игра как средство развития словообразования у детей дошкольного возраста                                                                                                                         32

2.2. Значение дидактической игры для развития речи и словообразовательных навыков

 детей старшего дошкольного  возраста                                                                            38

2.3. Структура и методика проведения  дидактической игры по формированию  словообразовательных навыков                                                                                       47

3. Экспериментальное исследование  состояния овладения детьми 

дошкольного возраста способами словообразования                                           55

3.1. Уровень развития словообразования  у детей старшего дошкольного  возраста (констатирующий эксперимент)                                                                                      55

3.2. Работа по формированию словообразовательных  навыков у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)                                                                            62

3.3. Итоги опытно-экспериментальной  работы по формированию словообразования  у детей старшего дошкольного  возраста (контрольный эксперимент)                                            69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          77

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                          79

Приложение 1                                                                                                             82

Приложение 2                                                                                                             87

Приложение 3                                                                                                             89

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствие с особенностями его развития. Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром «маугли» чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия (словообразование, словоизменение, синтаксическая структура предложения).

Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.

Проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников является актуальной. Это отражено в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других.

Особое место в жизни ребенка занимает игра – ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей: правильно образовывать слова («Назови ласково»), составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых понятий, например, такие игры как «Назови одним словом» или «Назови три предмета».

 Значение дидактической игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

Великий чешский педагог Я.А. Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками [20,9-10].

По мнению Сохина Ф.А. «…ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, научась мыслить».

Актуальность проблемы определяет объект исследования – словообразовательные навыки детей старшего дошкольного возраста.

Исследования, посвященные проблеме словообразования в дошкольном возрасте, рассматривают обучение словообразованию с помощью дидактических игр, как развивающее, обеспечивающее формирование собственно языковых лексико-грамматических и фонетических обобщений.

Объект формирует предмет исследования – формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Цель – исследование влияния дидактической игры на развитие словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Из цели исследования вытекают задачи работы:

  1. Раскрыть теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Изучить основные теоретические аспекты и методологию использования дидактических игр при формировании словообразовательных навыков.
  4. Провести подбор дидактических игр и использовать их в работе по развитию словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет более успешной при соблюдении следующих условий:

1. Учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников.

2. Целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы  по формированию грамматического  строя речи.

3. Разнообразие используемых методов  и приемов, в том числе и  дидактических игр, по формированию  умений образовывать и изменять слова.

4. Содержание дидактических игр будет преподноситься в интересной форме, будут присутствовать элементы экспериментирования.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • теоретический метод — изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы;
  • эмпирические методы — прямое, косвенное и включенное наблюдение; опрос (анкетирование, беседа с детьми, их родителями и педагогами, игра, педагогический эксперимент);
  • метод диагностики;
  • метод эксперимента;
  • метод статистической обработки результатов экспериментального исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, трех приложений.

Экспериментальная практика проводилась в МБОУ «СОШ № 1 г.Вельска» СП «Детский сад № 27 «Солнышко» В эксперименте наблюдались дети подготовительной группы «Смешарики» в возрасте 6-7 лет.

 

1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

1.1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков

 

 

 

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» (Л. С. Выгодский) [8, с. 23].

Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитание звуковой  речи;

- закрепление, обогащение и активизация словаря;

- развитие и совершенствование  грамматического строя речи.

Понятие грамматического строя речи включает в себя знание по грамматически и словообразованию.

Грамматика – раздел науки о языке, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. Он включает в себя две части – морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает словосочетания и предложения, то морфология – грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а также учение о частях речи и присущих им способов словообразования.

Своеобразное освоение грамматического строя языка - важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка – основной источник освоения грамматического строя языка. В особенности это касается детей с нарушениями интеллекта [3 c.157].

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это - важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста