Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 14:08, дипломная работа
Цель – исследование влияния дидактической игры на развитие словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Из цели исследования вытекают задачи работы:
Раскрыть теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить основные теоретические аспекты и методологию использования дидактических игр при формировании словообразовательных навыков.
Провести подбор дидактических игр и использовать их в работе по развитию словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков
у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков 7
1.2 Особенности формирования словообразовательных навыков у
детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах 13
1.3. Виды словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста 19
1.4. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (образовательная область «Коммуникация») 26
2. Дидактическая игра в процессе формирования словообразовательных навыков 32
2.1. Дидактическая игра как средство развития словообразования у детей дошкольного возраста 32
2.2. Значение дидактической игры для развития речи и словообразовательных навыков
детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Структура и методика проведения дидактической игры по формированию словообразовательных навыков 47
3. Экспериментальное исследование состояния овладения детьми
дошкольного возраста способами словообразования 55
3.1. Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 55
3.2. Работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) 62
3.3. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ЛИТЕРАТУРА 7
Игры для уточнения формы творительного падежа:
1. Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью и т.д.).
2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.
3. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.
Игра для уточнения формы предложного падежа:
1. Игра «Помоги животным найти свой домик»
Используются две группы
картинок: на одних изображены
животные, на других – их жилища.
Предлагаю детям помочь
2. Игры для формирования умения
употреблять уменьшительно-
3. Игра «Большой - маленький»
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Предлагаю назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг. Ребенок называет кружки без слов «большой» и «маленький».
- Это? – показываю на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
- А это? – показываю на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
2. Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных
и пренебрежительно-
Мальчик-с-пальчик
Иванушка
сапожки
топорик топорище
ножка
ручка
глазик
усики
голосок голосище
носик
силушка силища.
Игра на образование сложных слов – игра «Эхо»
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит – медонос
вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз ходит на атомной энергии – атомоход
сам летит – самолет
воду возит – водовоз.
В процессе игр дети учились решать такие умственные задачи, как:
Вся работа по формированию словообразовательных навыков проводилась с учетом индивидуальных особенностей ребят. Детям, которые хорошо усваивали способы словообразования, задания в дидактических играх усложнялись. Ребятам, которые трудно усваивали материал, задания предлагались в облегченном варианте. С детьми, которые не справлялись с данным заданием или часто допускали ошибки, проводилась индивидуальная работа.
Использованные дидактические игры охватывали всех детей данной группы в течение всего времени, пока шла исследовательская работа. В результате проведенной работы на этапе формирующего эксперимента был сделан вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшились навыки словообразования и словоизменения.
3.3. Итоги опытно-
На заключительном этапе была проведена диагностика детей, целью которой было выявить уровень словообразовательных навыков на завершающем этапе исследования.
Контрольный эксперимент проводился по той же методике «Исследование способности словообразования» (Алексеева М.М., Лямина В.И.) (Приложение 1), что и констатирующий. Целью контрольного эксперимента было выявление повышения общего уровня словообразования в экспериментальной группе по сравнению с уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента.
Проводя повторное диагностирование уровня развития словообразования после формирующего эксперимента, были получены следующие результаты. Эти результаты представлены в таблицах (Приложение 4). Анализ полученных данных на этом этапе показал, что систематическое использование дидактических игр положительно повлияло на развитие словообразовательных навыков детей данной группы.
При проведении задания №1 «Кто у кого» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (рис.13 и рис.14 соответственно).
Рисунок 13
Из данной диаграммы следует, что в контрольной группе к моменту контрольного эксперимента детей, имеющих очень высокий уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе, стало немного больше, однако разделение достаточно условно, т.к. дети набрали от 12 до 15 баллов (порог – 13б). Большинство детей в экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента имеют высокий (60%) и очень высокий (40%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.
При проведении задания №2 «Большой и маленький» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (рис.14).
Рисунок 14
Из рис.14 следует, что в контрольной группе на момент контрольного эксперимента дети имеют высокий (60%) и очень высокий уровень (40%) умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Данные диаграммы свидетельствуют о том, что на момент контрольного эксперимента основная часть детей (50%) в экспериментальной группе имеют высокий уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 30% - имеют средний уровень, 20% - имеют очень высокий уровень.
Количественное выражение результатов задания №3 «Встреча гостей» в контрольной и экспериментальной группе представлено на рис.15.
Рисунок 15
Из рис.15 следует, что на момент контрольного эксперимента в контрольной группе немного увеличилось количество детей, имеющих очень высокий (60%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды. Половина детей (50%) в экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента имеют высокий уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды, 30% - имеют средний уровень, и 20% - имеют очень высокий.
При проведении задания №4 «Кто он такой» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты рис. 16.
Рисунок 16
Из данной диаграммы следует, что в контрольной группе на момент контрольного эксперимента дети имеют очень высокий (60%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, высокий и средний уровень составляют по 20%. В экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента заметно уменьшилась доля детей (40%) с низким уровнем языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, средний и очень высокий уровень составляют по 30%.
При проведении задания №5 «Правильно ли мы говорим?» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (рис. 17).
Рисунок 17
На момент контрольного эксперимента уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования остался неизменным. На момент контрольного эксперимента количество детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования, значительно уменьшилось и составляет всего 20%.
При проведении задания №6 «Игра со словами» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (рис. 18).
Рисунок 18
На момент контрольного эксперимента уровень умения образовывать слова в контрольной группе остался на прежнем уровне. В экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента, преобладают дети со средним (50%) и высоким (30%) уровнем умения образовывать слова, 20% - составляет очень высокий уровень.
Результаты задания №6 показывают, что уровни словообразования в двух группах имеют слабые различия.
Сравнительный анализ результатов обследования словообразовательных навыков детей на констатирующем и контрольном этапе исследования в экспериментальной группе (рис.19)
Рисунок 19
Таким образом, после проведения коррекционной работы, направленной на формирование словообразовательных навыков, было установлено, что на этапе контрольного эксперимента различия по всем шести заданиям имеют малый уровень значимости. Иначе говоря, уровень словообразования у детей из контрольной и экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента слабо различается. Таким образом, посредством формирующего эксперимента, основой которого были дидактические игры успешно проведена работа по коррекции словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования достигнута, а его гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным направлением данной работы было изучение особенностей словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, использования дидактических игр в процессе его формирования.
Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. Усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существительные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. - 4 лет до 5 лет 6 мес. - 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщённые представления о нормах и правилах словообразования. В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже и ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.
Одним из эффективных путей усвоения новых знаний и активизации познавательной деятельности дошкольников являются дидактические игры. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, развиваются словообразовательные навыки, формируется готовность к речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным. Для совершенствования словообразовательных умений в процессе обучения используются разнообразные дидактические игры, позволяющие сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.