Дидактическая игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

Цель – исследование влияния дидактической игры на развитие словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Из цели исследования вытекают задачи работы:
Раскрыть теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить основные теоретические аспекты и методологию использования дидактических игр при формировании словообразовательных навыков.
Провести подбор дидактических игр и использовать их в работе по развитию словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков
у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков 7
1.2 Особенности формирования словообразовательных навыков у
детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах 13
1.3. Виды словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста 19
1.4. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (образовательная область «Коммуникация») 26
2. Дидактическая игра в процессе формирования словообразовательных навыков 32
2.1. Дидактическая игра как средство развития словообразования у детей дошкольного возраста 32
2.2. Значение дидактической игры для развития речи и словообразовательных навыков
детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Структура и методика проведения дидактической игры по формированию словообразовательных навыков 47
3. Экспериментальное исследование состояния овладения детьми
дошкольного возраста способами словообразования 55
3.1. Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 55
3.2. Работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) 62
3.3. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ЛИТЕРАТУРА 7

Файлы: 1 файл

ВКР словообразование1.doc

— 819.00 Кб (Скачать файл)

Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети.

Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» - попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко - похвалой, замечанием, порицанием.

Вопрос - словесно обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов.

По содержанию можно выделить следующие вопросы:

- требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.);

- более сложная категория - поисковые, т. е. вопросы, требующие  умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.).

По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия {в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.

Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.

Таким образом, практика речевого общения - важнейшее условие формирования грамматических навыков. Успех развития словообразовательных навыков зависит от упражнений, от речевой практики.

1.4. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»

(образовательная область «Коммуникация»)

 

 

 

Программа «Детство» является результатом многолетней научно- исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Новизна программы «Детство» определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Девиз программы «Чувствовать - Познавать - Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержательная связь между разными разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В программе определены объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.

Четвертый год, 2 младшая группа. Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка - котенок, котята; осваивать способ словообразования на основе имитации звуков: утка «кря-кря» - крякает, кошка «мяу-мяу» - мяукает.

Дети практикуются: использовать в собственной речи названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные и т.п.

Связная речь:

1) Дети овладевают следующими  умениями диалогической речи: вступать в речевые контакты с взрослыми и детьми; отвечать на вопросы, сообщать о своих впечатлениях, желаниях, задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения.

2) Дети начинают усваивать умения  монологической речи: сравнивать 2 предмета, находить одинаковые предметы; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказ знакомой сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе, детях; слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.

Грамматически правильная речь:

Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах; осваивать структуру простого распространенного предложения; включать однородные члены предложения, вводить дополнения, обстоятельства, определения; осваивать способ словообразования на основе имитации звуков; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Звуковая культура речи:

Дети учатся произносить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки; развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук.

Пятый год. Средняя группа. Дети осваивают и используют в речи новые слова. Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина). Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и т.п.). Слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества – цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т.п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и т.п.).

Слова, обозначающие видовые категории с указанием характерных признаков (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла).

Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и другие), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются; посуда – это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи и т.д.).

Связная речь:

1) Дети осваивают умения диалогической  речи: в разговорной речи пользуются  разными типами предложений; замечают  неточности в своей речи и  в речи товарищей; формируют вопросы поискового характера.

2) Осваивают умения монологической  речи: составляют описательные рассказы (5-6 предложений) о предметах; самостоятельно  пересказывают литературные произведения; пользуются элементарными формами  объяснительной речи.

Грамматически правильная речь:

Дети осваивают умения правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании. Учатся самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Звуковая культура речи:

Дети овладевают произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих. Учатся говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы.

Подготовка к обучению грамоте:

1) Дошкольники знают термины  «слово», «звук».

2) Знают, что слова состоят из  звуков.

3) Учатся сравнивать слова по протяжности.

4) Учатся звуковому анализу слова.

Шестой год. Старшая группа. Дети осваивают и используют в речи новые слова: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения, личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т.п.), его состояния и настроения, внутренние переживания.

 Слова и выражения, необходимые  для установления отношений с  окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей.

Сравнивают предметы, находят существенные признаки, объединяют на их основе предметы в группы: посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты.

Связная речь:

1) Дети самостоятельно строят  игровые и деловые диалоги, пересказывают  литературные произведения, правильно  передают идею, используют прямую  и косвенную речь.

2) Дети сочиняют сюжетные рассказы  по картине, из личного опыта.

3) Проявляют интерес к самостоятельному сочинению. Придумывают продолжение и окончание рассказа.

Грамматически правильная речь:

Дошкольники овладевают умениями: учатся грамматически правильно использовать в речи сложные случаи русской грамматики: несклоняемые существительные, слова, имеющие только множественное или единственное число, глаголы «одеть» и «надеть».

Звуковая культура речи:

1) Дети учатся чисто и правильно  произносить все звуки родного  языка.

2) Учатся самостоятельно пользоваться  средствами интонационной выразительности: изменять темп, ритм, силу и тембр голоса.

Подготовка к обучению грамоте:

1) Дошкольники получают представления  о существование разных языков; знают термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласные и согласные  звуки».

2) Умеют делить слово на слоги; осуществляют анализ простых слов; составляют предложения с заданным количеством слов.

Седьмой год. Подготовительная группа. Дети овладевают умениями адекватно и точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова; выполнять операцию классификации – деление освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда – кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь – зимняя, летняя, демисезонная; транспорт – пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т.д.).

Ребенок овладевает умениями: образовывать сложные слова посредством слияния (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина); замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их. Учится находить в художественных текстах и понимать средства звуковой выразительности: олицетворения, метафоры.

Cвязная речь:

1) Дети овладевают умениями пересказывать  по ролям, от лица литературного  героя. В описательных рассказах  учатся передавать свое эмоциональное  отношение, использовать средства  языковой культуры. Учатся различать литературные жанры.

2) Осваивают умения самостоятельно  сочинять разнообразные виды  творческих рассказов.

3) Учатся самостоятельно использовать  в процессе общения формы речи  – рассуждения: объяснительная речь, речь – доказательство, речевое  планирование.

Подготовка к обучению грамоте:

Составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове. Развитие мелкой моторики рук: штриховка, обводка. Чтение простых слов.

Звуковая культура речи:

Проводится автоматизация сложных для произношения звуков речи и коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.

В проанализированной программе учитываются возрастные периоды детей дошкольного возраста, характеризующиеся определенными особенностями речевого развития.

Таким образом, овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. Усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существительные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. - 4 лет до 5 лет 6 мес. - 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования. В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже и ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста