Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 14:08, дипломная работа
Цель – исследование влияния дидактической игры на развитие словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Из цели исследования вытекают задачи работы:
Раскрыть теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить основные теоретические аспекты и методологию использования дидактических игр при формировании словообразовательных навыков.
Провести подбор дидактических игр и использовать их в работе по развитию словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков
у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков 7
1.2 Особенности формирования словообразовательных навыков у
детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах 13
1.3. Виды словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста 19
1.4. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (образовательная область «Коммуникация») 26
2. Дидактическая игра в процессе формирования словообразовательных навыков 32
2.1. Дидактическая игра как средство развития словообразования у детей дошкольного возраста 32
2.2. Значение дидактической игры для развития речи и словообразовательных навыков
детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Структура и методика проведения дидактической игры по формированию словообразовательных навыков 47
3. Экспериментальное исследование состояния овладения детьми
дошкольного возраста способами словообразования 55
3.1. Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 55
3.2. Работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) 62
3.3. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ЛИТЕРАТУРА 7
Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.
Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.
Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети.
Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» - попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко - похвалой, замечанием, порицанием.
Вопрос - словесно обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов.
По содержанию можно выделить следующие вопросы:
- требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.);
- более сложная категория - поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.).
По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия {в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.
Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.
Таким образом, практика речевого общения - важнейшее условие формирования грамматических навыков. Успех развития словообразовательных навыков зависит от упражнений, от речевой практики.
Программа «Детство» является результатом многолетней научно- исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Новизна программы «Детство» определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.
Девиз программы «Чувствовать - Познавать - Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержательная связь между разными разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
В программе определены объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.
Четвертый год, 2 младшая группа. Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка - котенок, котята; осваивать способ словообразования на основе имитации звуков: утка «кря-кря» - крякает, кошка «мяу-мяу» - мяукает.
Дети практикуются: использовать в собственной речи названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные и т.п.
Связная речь:
1) Дети овладевают следующими умениями диалогической речи: вступать в речевые контакты с взрослыми и детьми; отвечать на вопросы, сообщать о своих впечатлениях, желаниях, задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения.
2) Дети начинают усваивать
Грамматически правильная речь:
Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах; осваивать структуру простого распространенного предложения; включать однородные члены предложения, вводить дополнения, обстоятельства, определения; осваивать способ словообразования на основе имитации звуков; с помощью воспитателя строить сложные предложения.
Звуковая культура речи:
Дети учатся произносить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки; развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук.
Пятый год. Средняя группа. Дети осваивают и используют в речи новые слова. Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина). Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и т.п.). Слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества – цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т.п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и т.п.).
Слова, обозначающие видовые категории с указанием характерных признаков (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла).
Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и другие), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются; посуда – это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи и т.д.).
Связная речь:
1) Дети осваивают умения
2) Осваивают умения
Грамматически правильная речь:
Дети осваивают умения правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании. Учатся самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов.
Звуковая культура речи:
Дети овладевают произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих. Учатся говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы.
Подготовка к обучению грамоте:
1) Дошкольники знают термины «слово», «звук».
2) Знают, что слова состоят из звуков.
3) Учатся сравнивать слова по протяжности.
4) Учатся звуковому анализу
Шестой год. Старшая группа. Дети осваивают и используют в речи новые слова: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения, личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т.п.), его состояния и настроения, внутренние переживания.
Слова и выражения, необходимые
для установления отношений с
окружающими, обозначающие социально-
Сравнивают предметы, находят существенные признаки, объединяют на их основе предметы в группы: посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты.
Связная речь:
1) Дети самостоятельно строят игровые и деловые диалоги, пересказывают литературные произведения, правильно передают идею, используют прямую и косвенную речь.
2) Дети сочиняют сюжетные
3) Проявляют интерес к самостоятельному сочинению. Придумывают продолжение и окончание рассказа.
Грамматически правильная речь:
Дошкольники овладевают умениями: учатся грамматически правильно использовать в речи сложные случаи русской грамматики: несклоняемые существительные, слова, имеющие только множественное или единственное число, глаголы «одеть» и «надеть».
Звуковая культура речи:
1) Дети учатся чисто и правильно произносить все звуки родного языка.
2) Учатся самостоятельно
Подготовка к обучению грамоте:
1) Дошкольники получают
2) Умеют делить слово на слоги; осуществляют анализ простых слов; составляют предложения с заданным количеством слов.
Седьмой год. Подготовительная группа. Дети овладевают умениями адекватно и точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова; выполнять операцию классификации – деление освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда – кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь – зимняя, летняя, демисезонная; транспорт – пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т.д.).
Ребенок овладевает умениями: образовывать сложные слова посредством слияния (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина); замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их. Учится находить в художественных текстах и понимать средства звуковой выразительности: олицетворения, метафоры.
Cвязная речь:
1) Дети овладевают умениями
2) Осваивают умения
3) Учатся самостоятельно
Подготовка к обучению грамоте:
Составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове. Развитие мелкой моторики рук: штриховка, обводка. Чтение простых слов.
Звуковая культура речи:
Проводится автоматизация сложных для произношения звуков речи и коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.
В проанализированной программе учитываются возрастные периоды детей дошкольного возраста, характеризующиеся определенными особенностями речевого развития.
Таким образом, овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. Усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существительные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. - 4 лет до 5 лет 6 мес. - 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования. В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже и ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.