Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 14:08, дипломная работа
Цель – исследование влияния дидактической игры на развитие словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Из цели исследования вытекают задачи работы:
Раскрыть теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить основные теоретические аспекты и методологию использования дидактических игр при формировании словообразовательных навыков.
Провести подбор дидактических игр и использовать их в работе по развитию словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков
у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков 7
1.2 Особенности формирования словообразовательных навыков у
детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах 13
1.3. Виды словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста 19
1.4. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (образовательная область «Коммуникация») 26
2. Дидактическая игра в процессе формирования словообразовательных навыков 32
2.1. Дидактическая игра как средство развития словообразования у детей дошкольного возраста 32
2.2. Значение дидактической игры для развития речи и словообразовательных навыков
детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Структура и методика проведения дидактической игры по формированию словообразовательных навыков 47
3. Экспериментальное исследование состояния овладения детьми
дошкольного возраста способами словообразования 55
3.1. Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 55
3.2. Работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) 62
3.3. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ЛИТЕРАТУРА 7
В группе компенсирующей направленности реализуется "Программа воспитания и обучения детей в детском саду" под ред. М.В. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.- М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.)
Количество участников в эксперименте составило 20 воспитанников в возрасте 6-7 лет: 10 детей экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы.
Эксперимент проходил в три этапа:
Цель диагностического этапа – исследование уровня владения детьми старшего дошкольного возраста способами словообразования.
Задачи исследования: изучить способности словообразования детей 6-7 лет.
Количество участников в эксперименте составило 20 воспитанников в возрасте 6-7 лет: 10 детей экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы. Группы были сформированы с учетом уровня развития речи у детей, в контрольную группу вошли дети, имеющие более высокий уровень развития речи. Отбор проходил на основании наблюдения за детьми во время занятий, игр.
В констатирующем эксперименте применялась методика Алексеевой М.М., Ляминой В.И «Исследование способности словообразования» (Приложение 1). Данная диагностика предполагает выявления очень высокого, высокого, среднего, низкого уровня развития словообразовательных навыков.
Исследования проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке. Диагностика уровня овладения детьми разнообразными способами образования слов включала следующие направления:
1. образование уменьшительно-
2. образование относительных
3. образование глаголов от
Данные методики позволили выявить уровень словообразовательных навыков у детей экспериментальной и контрольной групп, результаты приведены в таблицах 1 и 2 (Приложение 2).
Графическая интерпретация полученных данных при проведении задания №1 «Кто у кого» в контрольной и экспериментальной группе зафиксирована в диаграммах (рис.1 и рис.2 соответственно).
Рисунок 1
Из рис.1 следует, что в контрольной группе дети очень хорошо умеют правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.
Рисунок 2
Из рис.2 следует, что большинство детей в экспериментальной группе имеют средний (50%) и низкий (30%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Высокий уровень составляет всего 20%.
Графическая интерпретация полученных данных при проведении задания № 2 «Большой и маленький» в контрольной и экспериментальной группе зафиксирована в диаграммах (рис.3 и рис.4 соответственно).
Рисунок 3
Из рис.3 следует, что в контрольной группе дети имеют высокий (60%) и очень высокий уровень (30%) умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, средний уровень составляет лишь 10%.
Рисунок 4
Данные рис.4 свидетельствуют о том, что подавляющая часть детей (90%) в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и лишь 10% - имеют средний уровень.
Количественное выражение результатов задания №3 «Встреча гостей» в контрольной и экспериментальной группе представлено в рис.5 и рис.6 соответственно.
Рисунок 5
Из данной диаграммы следует, что в контрольной группе дети имеют очень высокий (50%) и высокий (50%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды.
Рисунок 6
Подавляющее большинство детей (70%) в экспериментальной группе не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 30% детей имеют средний уровень по этому показателю.
При проведении задания №4 «Кто он такой» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (рис.7 и рис.8 соответственно).
Рисунок 7
Из рис.7 следует, что в контрольной группе дети имеют очень высокий (60%) и высокий (20%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, однако низкий уровень составляет 20%.
Рисунок 8
В экспериментальной группе преобладает низкий (70%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, средний уровень составляет 30%.
При проведении тестового задания №5 «Правильно ли мы говорим?» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (рис.9 и рис.10 соответственно).
Рисунок 9
Подавляющее большинство детей (70%) в контрольной группе имеют высокий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
Рисунок 10
Такой же процент (70%) детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
При проведении тестового задания №6 «Игра со словами» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (рис.11 и рис.12 соответственно).
Рисунок 11
Из рис.11 видно, что большинство детей в контрольной группе (70%) имеют очень высокий уровень умения образовывать слова.
Рисунок 12
В экспериментальной группе, преобладают дети с низким (50%) и средним (40%) уровнем умения образовывать слова, лишь 10% - составляет высокий уровень.
Таким образом, задания по данной методике показали исходный уровень словообразовательных навыков в контрольной и экспериментальной группах. В контрольной группе этот уровень заметно выше, чем в экспериментальной группе. Это и определило дальнейшую работу.
3.2. Работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)
На этапе формирующего эксперимента занятия, дидактические игры и упражнения проводились с экспериментальной группой.
Цель формирующего эксперимента - проведение необходимой коррекционной работы, основываясь на данных констатирующего эксперимента.
Для развития словообразовательных навыков у старших дошкольников была разработана специальная программа занятий с использованием дидактических игр и упражнений. При подборе дидактических игр и упражнений учитывались возрастные особенности старших дошкольников.
Коррекционный час:
1. Тема занятия: «На прогулке».
Игра: «Измени слово».
Цель: образование формы мн. числа существительных.
2. Тема занятия: «В гостях у сказки».
Игра: «Мальчик-с-пальчик, Иван-богатырь».
Цель: формирование умения применять уменьшительно-ласкательные суффиксы
3. Тема занятия: «Дикие звери».
Игра: «Помоги животным найти свой домик».
Цель: формирование умения образовывать форму существительного в предложном падеже.
4. Тема занятия: «Гости».
Игра: «Медвежонок ждет гостей».
Цель: закрепление умения образовывать форму существительного в родительном падеже.
5. Тема занятия: «Папин праздник».
Игра: «Папа может все что угодно».
Цель: словообразование слов, означающих лиц по их занятиям.
6. Тема занятия: «Зимний лес».
Игра: «Один - много».
Цель: закрепление образования формы мн. числа существительных.
7. Тема занятия: «Что такое доброта».
Игра: «Назови ласково».
Цель: закрепление умения применения уменьшительно-ласкательных суффиксов.
8. Тема занятия: «Лапы, уши и хвосты».
Игра: «Угадай, чьи это хвосты».
Цель: формирование умения образовывать форму существительного в родительном падеже.
9. Тема занятия: «Урок».
Игра: «Большой маленький».
Цель: выявить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными значениями с помощью суффиксов.
10. Тема занятия: «Звук «ж».
Игра: «Какой, чей?».
Цель: словообразование сложного прилагательного.
Игры для закрепления формы множественного числа:
1. Игра «Один - много».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Показываю картинку с изображением одного предмета и предлагаю ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.
Показываю картинку и называю: шар.
- А у тебя, что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
2. Игра «Лови и называй».
- Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».
Бросаю мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Называю от пяти до восьми слов.
3. Игра на образование слов
Цель: Образовать формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза).
При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».
4. Игра «Измени слово»
Называю слово в единственном числе и бросаю мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
5. Игра
Цель: Придумать слова, обозначающие несколько предметов.
Игры для уточнения формы родительного падежа:
1. Игра «Угадай, чьи это вещи»
Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
2. Игра «Угадай, чьи это хвосты»
На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Показываю изображение хвоста и спрашиваю, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».
Игры для уточнения формы дательного падежа:
1. Игра «Кому нужны эти вещи»
Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).
2. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?).
Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
3. Игра «Гости»
На картинке изображен стол,
на котором тарелки с
Объяснение: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».
Игры для уточнения формы винительного падежа:
1. Игра «Кто самый
Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.
2. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.