Дидактическая игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

Цель – исследование влияния дидактической игры на развитие словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Из цели исследования вытекают задачи работы:
Раскрыть теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить основные теоретические аспекты и методологию использования дидактических игр при формировании словообразовательных навыков.
Провести подбор дидактических игр и использовать их в работе по развитию словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков
у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков 7
1.2 Особенности формирования словообразовательных навыков у
детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах 13
1.3. Виды словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста 19
1.4. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (образовательная область «Коммуникация») 26
2. Дидактическая игра в процессе формирования словообразовательных навыков 32
2.1. Дидактическая игра как средство развития словообразования у детей дошкольного возраста 32
2.2. Значение дидактической игры для развития речи и словообразовательных навыков
детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Структура и методика проведения дидактической игры по формированию словообразовательных навыков 47
3. Экспериментальное исследование состояния овладения детьми
дошкольного возраста способами словообразования 55
3.1. Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 55
3.2. Работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) 62
3.3. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ЛИТЕРАТУРА 7

Файлы: 1 файл

ВКР словообразование1.doc

— 819.00 Кб (Скачать файл)

В группе компенсирующей направленности реализуется "Программа воспитания и обучения детей в детском саду" под ред. М.В. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.- М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.)

 

Количество участников в эксперименте составило 20 воспитанников в возрасте 6-7 лет: 10 детей экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы.

Эксперимент проходил в три этапа:

  1. Констатирующий, цель констатирующего эксперимента – изучить уровень овладения детьми дошкольного возраста способами словообразования;
  2. Формирующий, цель формирующего эксперимента – провести необходимую коррекционную работу, основываясь на данных констатирующего эксперимента;
  3. Контрольный, цель контрольного эксперимента – сравнить контрольные данные с данными констатирующего эксперимента и определить степень адекватности выбранных методик коррекционной работы.

 

Цель диагностического этапа – исследование уровня владения детьми старшего дошкольного возраста способами словообразования.

Задачи исследования: изучить способности словообразования детей 6-7 лет.

Количество участников в эксперименте составило 20 воспитанников в возрасте 6-7 лет: 10 детей экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы. Группы были сформированы с учетом уровня развития речи у детей, в контрольную группу вошли дети, имеющие более высокий уровень развития речи. Отбор проходил на основании наблюдения за детьми во время занятий, игр.

В констатирующем эксперименте применялась методика Алексеевой М.М., Ляминой В.И «Исследование способности словообразования» (Приложение 1). Данная диагностика предполагает выявления очень высокого, высокого, среднего, низкого уровня развития словообразовательных навыков.

Исследования проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке. Диагностика уровня овладения детьми разнообразными способами образования слов включала следующие направления:

1. образование уменьшительно-ласкательных  форм существительных;

2. образование относительных прилагательных  от существительных;

3. образование глаголов от звукоподражательных  слов.

Данные методики позволили выявить уровень словообразовательных навыков у детей экспериментальной и контрольной групп, результаты приведены в таблицах 1 и 2 (Приложение 2).

Графическая интерпретация полученных данных при проведении задания №1 «Кто у кого» в контрольной и экспериментальной группе зафиксирована в диаграммах (рис.1 и рис.2 соответственно).

Рисунок 1

 

Из рис.1 следует, что в контрольной группе дети очень хорошо умеют правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.

Рисунок 2 

Из рис.2 следует, что большинство детей в экспериментальной группе имеют средний (50%) и низкий (30%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Высокий уровень составляет всего 20%.

Графическая интерпретация полученных данных при проведении задания № 2 «Большой и маленький» в контрольной и экспериментальной группе зафиксирована в диаграммах (рис.3 и рис.4 соответственно).

 

 

 

Рисунок 3

Из рис.3 следует, что в контрольной группе дети имеют высокий (60%) и очень высокий уровень (30%) умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, средний уровень составляет лишь 10%.

 

Рисунок 4

Данные рис.4 свидетельствуют о том, что подавляющая часть детей (90%) в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и лишь 10% - имеют средний уровень.

Количественное выражение результатов задания №3 «Встреча гостей» в контрольной и экспериментальной группе представлено в рис.5 и рис.6 соответственно.

Рисунок 5

 

Из данной диаграммы следует, что в контрольной группе дети имеют очень высокий (50%) и высокий (50%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды.

Рисунок 6

Подавляющее большинство детей (70%) в экспериментальной группе не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 30% детей имеют средний уровень по этому показателю.

При проведении задания №4 «Кто он такой» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (рис.7 и рис.8 соответственно).

Рисунок 7

 

Из рис.7 следует, что в контрольной группе дети имеют очень высокий (60%) и высокий (20%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, однако низкий уровень составляет 20%.

Рисунок 8

В экспериментальной группе преобладает низкий (70%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, средний уровень составляет 30%.

При проведении тестового задания №5 «Правильно ли мы говорим?» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (рис.9 и рис.10 соответственно).

 

 

 

 

Рисунок 9

Подавляющее большинство детей (70%) в контрольной группе имеют высокий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

Рисунок 10

Такой же процент (70%) детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

При проведении тестового задания №6 «Игра со словами» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (рис.11 и рис.12 соответственно).

Рисунок 11

Из рис.11 видно, что большинство детей в контрольной группе (70%) имеют очень высокий уровень умения образовывать слова.

 

Рисунок 12

В экспериментальной группе, преобладают дети с низким (50%) и средним (40%) уровнем умения образовывать слова, лишь 10% - составляет высокий уровень.

Таким образом, задания по данной методике показали исходный уровень словообразовательных навыков в контрольной и экспериментальной группах. В контрольной группе этот уровень заметно выше, чем в экспериментальной группе. Это и определило  дальнейшую работу.

 

 

 

3.2. Работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)

 

 

 

На этапе формирующего эксперимента занятия, дидактические игры и упражнения проводились с экспериментальной группой.

Цель формирующего эксперимента - проведение необходимой коррекционной работы, основываясь на данных констатирующего эксперимента.

Для развития словообразовательных навыков у старших дошкольников была разработана специальная программа занятий с использованием дидактических игр и упражнений. При подборе дидактических игр и упражнений  учитывались возрастные особенности старших дошкольников.

Коррекционный час:

1. Тема занятия: «На прогулке».

Игра: «Измени слово».

Цель: образование формы мн. числа существительных.

2. Тема занятия: «В гостях у  сказки».

Игра: «Мальчик-с-пальчик, Иван-богатырь».

Цель: формирование умения применять уменьшительно-ласкательные суффиксы

3. Тема занятия: «Дикие звери».

Игра: «Помоги животным найти свой домик».

Цель: формирование умения образовывать форму существительного в предложном падеже.

4. Тема занятия: «Гости».

Игра: «Медвежонок ждет гостей».

Цель: закрепление умения образовывать форму существительного в родительном падеже.

5. Тема занятия: «Папин праздник».

Игра: «Папа может все что угодно».

Цель: словообразование слов, означающих лиц по их занятиям. 

6. Тема занятия: «Зимний лес».

Игра: «Один - много».

Цель: закрепление образования формы мн. числа существительных.

7. Тема занятия: «Что такое доброта».

Игра: «Назови ласково».

Цель: закрепление умения применения уменьшительно-ласкательных суффиксов.

8. Тема занятия: «Лапы, уши и хвосты».

Игра: «Угадай, чьи это хвосты».

Цель: формирование умения образовывать форму существительного в родительном падеже.

9. Тема занятия: «Урок».

Игра: «Большой маленький».

Цель: выявить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными значениями с помощью суффиксов.

10. Тема занятия: «Звук «ж».

Игра: «Какой, чей?».

Цель: словообразование сложного прилагательного.

Игры для закрепления формы множественного числа:

1. Игра «Один - много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Показываю картинку с изображением одного предмета и предлагаю ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.

 Показываю картинку и называю: шар.

- А у тебя, что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра «Лови и называй».

- Я буду бросать мяч и называть  слова, которые обозначают один  предмет; ты, бросая мяч, будешь мне  называть слово, которое обозначает  много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

 Бросаю мяч ребенку, называя  слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Называю от пяти до восьми слов.

3. Игра на образование слов

Цель: Образовать формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза).

При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».

4. Игра «Измени слово»

Называю слово в единственном числе и бросаю мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

5. Игра

Цель: Придумать слова, обозначающие несколько предметов.

Игры для уточнения формы родительного падежа:

1.  Игра «Угадай, чьи это вещи»

Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. Игра «Угадай, чьи это хвосты» 

На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Показываю изображение хвоста и спрашиваю, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».

Игры для уточнения формы дательного падежа:

1. Игра «Кому нужны эти вещи»

Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?).

 Например: Бабушка дает внучке  ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

3. Игра «Гости»

 На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными  угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы).

Объяснение: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

Игры для уточнения формы винительного падежа:

1.  Игра «Кто самый наблюдательный»

 Дети должны называть, что  они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.

2. Ответы на вопросы, требующие  постановки существительного в  винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста