Дидактическая игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

Цель – исследование влияния дидактической игры на развитие словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Из цели исследования вытекают задачи работы:
Раскрыть теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить основные теоретические аспекты и методологию использования дидактических игр при формировании словообразовательных навыков.
Провести подбор дидактических игр и использовать их в работе по развитию словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков
у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Теоретические основы формирования словообразовательных навыков 7
1.2 Особенности формирования словообразовательных навыков у
детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах 13
1.3. Виды словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста 19
1.4. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (образовательная область «Коммуникация») 26
2. Дидактическая игра в процессе формирования словообразовательных навыков 32
2.1. Дидактическая игра как средство развития словообразования у детей дошкольного возраста 32
2.2. Значение дидактической игры для развития речи и словообразовательных навыков
детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Структура и методика проведения дидактической игры по формированию словообразовательных навыков 47
3. Экспериментальное исследование состояния овладения детьми
дошкольного возраста способами словообразования 55
3.1. Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 55
3.2. Работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) 62
3.3. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ЛИТЕРАТУРА 7

Файлы: 1 файл

ВКР словообразование1.doc

— 819.00 Кб (Скачать файл)

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Старший дошкольный возраст – период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи.

 Проведенная работа в экспериментальной  группе показала, что:

- отдельные элементы словообразования  и общий уровень словообразовательных навыков в целом заметно выросли и приблизились к норме;

- процесс словообразования у  детей стал более непринужденным  и практически не вызывает  у них затруднений;

- наиболее интенсивно происходит  развитие самостоятельности, проявляющейся  в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы творчества (придумывать свое, выполнять задание по-своему) успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым дидактическим материалом.

Опытно – экспериментальная работа показала, что использование специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития словообразовательных навыков.

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

  1. Андреасова М., Дидактическая игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению./ М. Андреасова//Дошкольное воспитание 2007, №3 – 24с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2007. – 400с.
  3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г Арушанова - М.: Владос, 2005. - 296 с.
  4. Березин Ф.М. Головин, Б.Н. Общее языкознание / Ф.М Березин, Б.Н. Головин – М.: Просвещение 2005.- 560с.
  5. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова – СПб.: Каро 2005.- 32с.
  6. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / О.М Вершинина // Логопед. -2006. № 1. С. 34 - 40.
  7. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения / Т.Г Визель // Логопед.- 2005.№ 6. С. 4-9.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. - 352 с.
  9. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф. Ефремова - М.: Академия 2006. – 658с.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева - Екатеринбург.: Феникс 2007.- 316с.
  11. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение / А.А Зализняк - М.: Просвещение 2007.- 576с.
  12. Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская - М.: Просвещение 2005.- 460с.
  13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова – М. Владос 2005.-279с.
  14. Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня/ А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова //Логопед 2006. № 1. С. 27-34.
  15. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2006.- 160с.
  16. Лепская Н.И. Язык ребенка / Н.И Лепская - М. Владос 2005.- 151с.
  17. Львов М.И. Методика развития речи старших дошкольников/ М.И. Львов – М.: Просвещение 2005.- 176 с.
  18. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой / Волкова Л.С - М.: Владос 2006.- 678с.
  19. Нищева Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.Г Нищева – М.: Владос 2006.- 576с.
  20. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений / ред/ Е. С. Скобликовой. - М.: УРСС (КомКнига), 2005. - 320 c.
  21. Попов Р.Н. Валькова, Д.П. Маловицкий, Л.Я. Федоров, А. К. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А. К. Федоров – М.: Просвещение 2005.- 463с.
  22. Розенталь  Д.Э.,  Голуб И.Б.,Теленкова М.А. Современный Русский язык . / Д.Э Розенталь, И.Б Голуб, М.А Теленкова - М.: Академия 2006.- 448с.
  23. Смирнов В.М Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М Смирнов - М.: Просвещение 2007.- 400с.
  24. Современный русский язык / Под ред. Белошапкова, Н.Г. / Н.Г. Белошапков - М.: Просвещение 2005.- 560с.
  25. Современный русский язык / Под ред. Валгиной, Н.С. / Н.С Валгина- М.: Академия 2006.-528с.
  26. Современный русский литературный язык / Под ред. Леканта Л.И. / Л.И. Лекант. – М.: Академия 2006.-510с.
  27. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушениями речи. / Л.Ф. Спирова – М.: Просвещение 2006.- 163с. 26.  Филичева, Л.Е. Дети с ОНР воспитание и обучение / Л.Е. Филичева - М.: Владос 2005 – 487с.
  28. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф Фомичева - М.: Владос 2005.- 186 с.
  29. Хрестоматия по логопедии том 2 / Под ред. Волковой, Л.С. Селиверстова В.И. / Л.С. Волкова, В.И Селиверстов - М.: Просвещение 2007.- 656 с. -
  30. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов – М.: Владос 2005.- 650с.
  31. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык Часть I / Н.М Шанский, В.В. Иванов. -М.: Академия 2005.-192с.
  32. Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин.- 4-е изд.- М.: Академия, 2008.- 414 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Методика «Исследование способности словообразования»

[Алексеева М.М., Лямина В.И.]

 

 

В констатирующем и контрольном экспериментах применялась методика «Исследование способности словообразования» [Алексеева М.М., Лямина В.И.], которая включает в себя следующие задания:

Задание №1. «Кто у кого?»

Это задание предназначено для проверки правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Детям показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка и т.д.

- Кто это? (кошка) Кто у кошки? (котенок) Один котенок, а если много, как говорят? (котята).

- Кто это? (собака) Кто у собаки? (щенок) Один щенок, а если их много, как говорят? (щенята).

- Кто это? (корова) Кто у коровы? (теленок) Один теленок, а если  много, как говорят? (телята).

-Кто это? (курица) Кто у курицы? (цыпленок) Один цыпленок, а если  много, как говорят? (цыплята)

-Кто это? (слониха) Кто у слонихи? (слоненок) Один слоненок, а если много, как говорят? (слонята).

Оценка результатов

Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 15 баллов.

Выводы об уровне развития:

13-15 баллов – очень высокий

9-12 баллов – высокий

6-8   баллов – средний

0-5 баллов – низкий.

Задание №2. «Большой и маленький»

С помощью данного задания осуществляется проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.

- Что это? (дом) Этот дом большой, а этот? (маленький). Как можно  сказать, чтобы было понятно, что  он маленький? (домик).

- Кто это? (заяц) Этот заяц большой, а этот? (маленький). Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он маленький? (заинька, зайчонок).

- Кто это? (кошка) Эта кошка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно  назвать, чтобы было понятно, что  она маленькая? (котенок, кошечка).

- Кто это? (утка) Эта утка большая, а эта? (маленькая) Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (утенок, уточка).

- Кто это? (лягушка) Эта лягушка  большая, а эта? (маленькая) Как ее  можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (лягушонок, лягушечка).

Оценка результатов

Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на последний вопрос из серии «Кто это?», «Какой он?», «Как его ёможно назвать?». Максимальное количество 5 баллов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – очень высокий

4 балла – высокий

3 балла – средний

0-2 балла – низкий.

Задание №3. «Встреча гостей»

 Задание направлено на проверку  умения употреблять наименования  предметов посуды. Педагог предлагает  подумать, как накрыть стол к  чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы все было красиво и удобно.

- Что мы поставили на стол? (чашки, блюдца и т.д.)

- Куда положили хлеб? (в хлебницу)

- Где будут лежать конфеты? (в  конфетнице)

- Во что сыплем сахар? (в сахарницу)

- В чем будет стоять салфетки? (в салфетнице).

Оценка результатов

Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 5 баллов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – очень высокий

4 балла – высокий

3 балла – средний

0-2 балла – низкий.

Задание №4. «Кто он такой»

Задание предназначено  для проверки языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм. Детям предлагается ответить на вопросы:

- Как ты объяснишь, кто – такой  строитель?

- Как ты объяснишь, кто – такой учитель?

Оценка результатов

Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных значений слов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – очень высокий

4 балла – высокий

3 балла – средний

0-2 балла – низкий.

Задание №5. «Правильно ли мы говорим?»

Целью задания является проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

 Детям предлагается послушать  неправильные словоформы и высказать  свое мнение.

- Масло лежит в «масленице»? (если, нет то как нужно правильно  говорить?) (масленке).

- Соль насыпана в «соленицу»? (солонку).

- Бабушка положила вкусное вишневое  варенье в «вареницу»? (вазочку  для варенья, розетку).

- На картинке нарисованы маленькие  «поросенки». (поросята)

- На картинке нарисованы маленькие  «котенки». (котята)

Оценка результатов

Количество набранных баллов соответствует количеству точно определенных неправильных словоформ. Максимальное количество 5 баллов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – очень высокий

4 балла – высокий

3 балла – средний

0-2 балла – низкий.

Задание №6. «Игра со словами»

Задание направлено на проверку умения образовывать слова:

а) с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ)

б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).

а) - У зайца короткий хвост. Какой заяц? (короткохвостый)

   - У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)

   - У зайца быстрые ножки. Какой заяц? (быстроногий)

   - У девочки черные волосы. Какая она? (черноволосая)

   - У девочки голубые глаза? Какая она? (голубоглазая)

 б) - Стакан  сделан из стекла. Какой он? (стеклянный)

     - Стол сделан из  дерева. Какой он? (деревянный)

     - Ложка сделана из  металла. Какая она? (металлическая)

     - Дом сделан из  кирпича. Какой он? (кирпичный)

     - Книга сделана из бумаги. Какая она? (бумажная)

Оценка результатов

Количество набранных баллов соответствует количеству правильно образованных слов. Максимальное количество 10 баллов.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий

8-9 балла – высокий

5-7 балла – средний

0-4 балла – низкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Результаты развития словообразовательных навыков в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента.

 

 

Таблица 1

Результаты развития словообразования в контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента.

 

Имя Фамилия

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Никита В.

14

5

5

5

5

10

Варвара Г.

15

4

4

5

5

10

Мария Г.

12

4

5

4

5

9

Никита З.

13

4

4

2

2

8

Кирилл З.

11

5

4

5

4

8

Игнат К.

15

5

5

5

5

10

Арина К.

13

4

4

2

4

10

Валерия Т.

15

4

5

4

5

10

Ульяна Т.

10

3

4

5

5

10

Владимир Ф.

11

4

5

5

5

10


 

 

Таблица 2

Результаты развития словообразовательных навыков в экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента.

 

Имя Фамилия

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Елена А.

8

3

3

3

3

6

Настя К.

5

2

2

0

0

6

Лиза Л.

8

2

2

0

0

6

Карина М.

7

2

2

3

3

8

Дарина П.

5

1

2

0

0

5

Даниил Р.

5

2

2

0

0

4

Степан С.

11

2

2

3

3

7

Кирилл С.

8

1

2

0

0

5

Кирилл Т.

10

2

2

0

0

4

Егор Т.

6

2

2

0

0

5

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста