Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о раз-личных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.06 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о раз-личных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего про-фессионального и высшего профессионального образования образовате-льными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В Базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий.

Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее труд-ных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характе-ристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизио-логических, биологических и социальных условий развития. Проблеме поз-навательной активности, способам и методам активизации учебной деятель-ности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе проведения занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.

Познавательная активность при правильной педагогической орга-низации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективного средства развития познавательной активности у детей раннего и дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС».

Объект исследования: познавательная активность детей раннего и дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность дидактической игры как средства развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что познавательный интерес у детей детей раннего и дошкольного возраста может быть реально и существенно повышен, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться различные формы дидактических игр.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) Выявить особенности развития познавательной деятельности у детей раннего и дошкольного возраста.

2) Рассмотреть дидактическую игру как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста.

3) Экспериментально проверить эффективность дидактических игр как средства развития познавательного интереса у детей раннего и дошкольного возраста.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: ДОУ «Пчелка» города Нижнекамска. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 15 наименований, приложения. Работа включает таблицы (4). Общий объем работы 65 страниц компьютерного текста.

 

 

 

  1. Теоретические основы проблемы дидактической игры как средства развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
    1. Особенности развития познавательной деятельности у детей раннего и дошкольного возраста.

 

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жиз-ни - это процесс формирование познавательных интересов, накопление раз-нообразных знаний и умений, овладение речью. Прежде, чем начать говорить о самом предмете данного исследования, следует остановиться на задачах умственного развития, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются:

- формирование системы  элементарных знаний о предметах  и явлениях окружающей жизни  как основы воспитания правильного  отношения к ней;

- развитие элементарных  навыков и умений умственной  деятельности, познавательных процессов  и способностей, развитие речи  детей;

- формирование познавательных  интересов и любознательности, умственной  активности;

- приучение детей к  умственному труду.

Как отмечает Л.А. Венгер, «ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подго-товки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т.д.).

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение и т.д.) - составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об умственных способностях ребенка, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности познавательных процес-сов, ибо, чем лучше развиты у ребенка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает, от уровня его разви-тия познавательных процессов зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познаватель-ной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осу-ществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему предстоит развить свои познавательные возможности, научиться ими управлять. Поэтому уровень развития познавательных возможностей ребенка зависит не только от полу-ченных при рождении задатков (хотя они играют основополагающую роль) , но и от характера воспитания и обучения ребенка в семье, в детском саду, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Исходя из вышесказанного, можно увидеть, что обучаемость ребенка зависит, в основном, от характера и степени сформированности познавательных процессов, под термином «обучаемость» следует понимать:

· владение приемами умственной деятельности (мыслительные операции - анализ, синтез , обобщение , абстрагирование, сравнение и т.п.)

· владение приемами деятельности – в данном случае игровой, т.к. игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (практические уме-ния – выполнение игрового задания, умение строить совместную со сверст-никами игру, как выбрать необходимые игрушки или их заместители и т.п.)

Целью обучения в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.

Дошкольное детство - короткий отрезок в жизни человека, всего пер-вые 6-7 лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ниче-го не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоя-тельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.

Каждому периоду дошкольного детства соответствуют определенные состояния и изменения в развитии психики – психические новообразования, свидетельствующие «об успешности, либо неуспешности в общем развитии ребенка», в данном исследовании речь идет о развитии и формировании познавательных процессов.

Так, для дошкольника отмечаются следующие особенности в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображение):

- память: преобладает непроизвольная  образная память; все больше объединяясь  с речью и мышлением, приобретает  интеллектуальный харак-тер; словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, рас-ширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со сто-роны взрослого, а потом и самого ребенка; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими процессами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверст-никами развитие памяти включается в развитие личности; формируется и развивается способность к длительному запоминанию - долговременная па-мять; значительно расширяется объем памяти; происходит развитие и форми-рование способности к быстрому и качественному запоминанию материала.

- внимание: происходит дальнейшее  развитие и формирование основных  свойств внимания - развивается произвольность, увеличивается способность к  произвольному сосредоточению (концентрации) на материале, увеличивается объем, распределение, переключаемость внимания. Все названные свойства внимания  становятся произвольными, т.е. осознанными  и управляемыми самим ребенком  с сознательной целью.

- ощущения и восприятие: происходит развитие (обострение) всех  свойств ощущений – качества, интенсивности, длительности, пространствен-ной локализации. В своем поведении ребенок чаще прислушивается к своим ощущениям и его поведение становится согласно тем, ощущениям, которые он испытывает к тому или иному факту жизни; ситуативные ощущения могут быть произвольными по воле самого ребенка, т.е. сознательно и осознанно он к ним прислушивается и строит свое поведение. При восприятии окружаю-щей действительности дошкольник ориентируется на всё более развиваю-щиеся свойства восприятия – предметность восприятия, целостность, конс-тантность, структурность. Его восприятие становится всё более осмыслен-ным, формируется способность к апперцепции, т.е. начинает срабатывать за-висимость восприятия от содержания психической жизни ребенка, от особен-ностей его личности; сложные форм восприятия (восприятие пространства, времени, движения и т.д.) продолжают развивать и всё чаще ребенок использует их к качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС