Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о раз-личных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.06 Кб (Скачать файл)

Так, в период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин ДБ подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

В свою очередь, методологическо-теоретические основы дидактической игры, ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования дидактической игры как средства формирования и развития познавательной активности работали Тихеева Е.И., Леонтьев АН, Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М.,.Веракса Н.Е., Смирнова Е.О., Бондаренко А.К., Михаленко-Короткова Н.С. и др. Каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.

В настоящей курсовой работе рассмотрена проблема использования дидактической игры как средства развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста с этой целью осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, сформулирована гипотеза исследования, сделан отбор диагностического инструментария, осуществлен отбор содержания дидактических игр с целью построения системы работы по применению дидактических игр как способа руководства познавательным развитием дошкольника, проведен собственно формирующий эксперимент и получены результаты, которые смогли подтвердить выдвинутую гипотезу исследования.

Считаю, что результаты и материалы настоящей курсовой работы можно применять в практике работы старшего дошкольного возраста при использовании дидактических игр как способа руководства познавательной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой/Н.Б.Аникеева. – М.:Просвещение,2007. – 564 с.
  2. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры /Ф.Н. Блехер. – М.:Просвещение,2004. – 325 с.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. – М.:Просвещение,2011. – С.117.
  4. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании/Н.К. Крупская. – М.:Просвещение,2003.- С.356.
  5. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений/ Г.Л. Лэндрет. – М.:Просвещение,2004. – С.47.
  6. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности /А.М. Матюшкин // Вопросы психологии, 2002.- № 4.- С.5-17.
  7. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей /Р.М. Миронова. – Минск, 2009. – С.368.
  8. Попова, В.И. Игра помогает учиться/В.И. Попова //Начальная школа.- 2007.- №2. –С.26.
  9. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М.:Просвещение,2010. – 462 с.
  10. Селиванов, В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. – 2-е изд., испр. [Текст]/В.А. Селиванов.– М.: Издательский центр “Академия’,2002. – С.67.
  11. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина/В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.- 332 с.
  12. Сухомлинский, В.А. О воспитании/В.А. Сухомлинский. – М.:Просвещение,2005.- С.234.
  13. Чебыкин, А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную деятельность/А.Я. Чебыкин // Психологический журнал.- 2009.- № 4.-С.19.
  14. Шумакова, Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды /Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии.- 2006.- № 1.- С. 53-59.
  15. Эльконин, Д.Б. Психология игры/Д.Б. Эльконин. – М.:Просвещение, 2008. – С.23.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС