Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о раз-личных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.06 Кб (Скачать файл)

2. Начиная с раннего  возраста и далее на каждом  этапе дошкольного детства при  формировании у ребенка игровые  умений необходимо ориентировать  его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми  вместе на протяжении всего  дошкольного периода, должен на  каком его этапе развертывать  игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно  усложняющиеся способы построении  игры

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

- Прямое руководство предполагает  непосредственное вмешательство  взрослого в игру детей. Оно  может выражаться в ролевом  участии в игре, в участии в  словаре детей в разъяснении  в сказании помощи, совете по  ходу игры или в предложении  новой темы игры.

- Косвенное руководство  игрой особенно плодотворно в  работе с детьми дошкольного  возраста. Свои суждения в процессе  игры с детьми педагог выражает  исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Овладев с помощью взрослых  основными способами действиями, характерными для той или иной  деятельности. дети могут использовать их в тех же несколько измененных условиях.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

1.3. Анализ образовательных программ по проблеме исследования в условиях реализации ФГОС.

 

В настоящий момент система дошкольного образования переживает период перехода от четкого и бесприкословного следования и, соответственно, использования только единой образовательной программы в работе с детьми к интегрированию образовательных программ и вариативных технологий, методик в контексте развивающего обучения.

Так, Закон РФ «Об образовании» декларировал дошкольным учреж-дениям право выбора программ и технологий для оптимизации воспи-тательно-образовательного процесса; осуществлять выбор специфического направления своей деятельности; выбор конкретной модели учебно-воспитательного процесса, который основывается на социальном заказе общества (с учетом федеральных стандартов образования и региональных составляющих), особенностях контингента детей-воспитанников, профессиональной подготовленности педагогических кадров и т.п.

Существует некоторое количество образовательных программ, утвержденных Министерством образования РФ, каждая из которых осуществляет акцент на различные стороны развития личности дошкольника, но все они направлены на одно - полноценное всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника.

Заявленная проблема настоящей курсовой работы по-разному (в различной мере, степени) отражена в образовательных программах. Хотелось бы остановиться на 4-х наиболее распространенных (по внедрению и реализации) в дошкольных образовательных учреждениях нашего города:

- «Детство», авторский коллектив  кафедры дошкольной педагогики  – В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Л.М. Гурович.

- «Радуга», автор Т.Н. Доронова;

- «Программа воспитания  и обучения в детском саду», автор М.А.Васильева;

- «Развитие», автор - учебный  центр Л.А. Венгера

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (автор М.А.Васильева)

Цель программы – всестороннее и гармоничное развитие и воспитание детей. Программа предусматривает физическое, умственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к школе. Большое внимание в программе уделено развитию речи детей: для каждой возрастной группы определен уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексическим (обогащение словаря) и грамматическим строем. В программе по каждому разделу ( познавательное развитие , речевое развитие, игра) и каждому возрастному периоду четко и достаточно подробно прописываются задачи воспитания и предполагаемый результат – «к концу учебного года дети должны уметь…» Дидактические игры с четко обозначенными дидактическими задачами. В разделе познавательное развитие четко не прописаны: степень и частота использования самих дидактических игр с этой целью, а также отсутствует перечень самих рекомендованных дидактических игр. Перечень дидактических игр представлен только в разделе «Музыкальное воспитание».

«Радуга» (автор Т.Н.Доронова)

Одним из центральных моментов программы является выработка личностно-ориентированного стиля общения взрослого с детьми в соответствии со спецификой каждой возрастной группы; особое значение придается задаче психо-эмоционального благополучия, охране и укреплению здоровья через формирование привычки к здоровому образу жизни дошкольника для их эффективного развития и обучения. В программе четко прописаны задачи для каждой возрастной группы, по каждому из разделов и обозначены основные пути их решения; для полноценного развития и образования личности имеются рекомендации по созданию развивающей предметной среды; в разделе познавательного развития - «Ребенок познает мир» интересно и достаточно подробно прописаны методы и приемы работы с детьми с использованием дидактических игр как одного из многообразия средств, но в свою очередь, недостаточно обозначены сами дидактические игры и дидактические задачи, которые они решают, хотя и имеется небольшой перечень этих игр, но при этом, раздела «Игра» нет.

Речевые задачи прописаны не отдельно, а в контексте всего процесса воспитания и развития ребенка. Слабо отмечается наличие уровневой дифференциации в каждом из разделов программы.

«Развитие» (автор - учебный центр Л.А.Венгера)

Основными целями программы явились развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности. Речевое развитие детей прописано в разделе «Ознакомление с художественной литературой». Задачи речевого развития детей прописаны, имеется четкая уровневая дифференциация речевого развития (всех компонентов: словарь, связная речь, грамматическое оформление речи и т.д.), но в работе с детьми по развитию имеются постоянные ссылки на Ушакову О.А. «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Речевое развитие осуществляется, в основном, в процессе всей деятельности детей, хотя, как таковые, занятия имеют место, но их, недостаточно. Познавательное развитие прописано полно, четко: задачи, методы и приемы, рекомендации по работе с детьми, уровневые дифференциации. Имеется раздел «Рекомендации по развитию игровой деятельности», где четко выделены две разновидности игровой деятельности – сюжетно-ролевые игры и игры с правилами; хотя, дидактические игры входят в состав игр с правилами, но само их название опущено - дидактические игры, как таковые, не прописаны, нет их перечня.

«Детство» (авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Л.М. Гурович)

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придают программе целостность и единую направленность. Так, вторая линия «Чувствовать» - задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Как уже понятно из задачи, данная программа уделяет серьёзное вниманию развитию познавательной активности, развитию умственных способностей и речи. В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и воображения. Развитие любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания ( люди и их отношения., мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.) Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.). Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию. В разделе «Познавательное развитие» хорошо прописаны задачи развития, имеется уровневая дифференциация, обязательным элементом познания является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, систематически используются дидактические игры как средство познания; предложены конкретные практические рекомендации по созданию и поддержанию развивающей предметной среды. Особо подчеркивается роль книги как источника знания. Познавательное развитие постоянно контролируется ( есть ли у ребенка познавательный интерес; может ли он принять или поставить самостоятельно и решить познавательную задачу и т.д.). В программе четко, подробно прописаны для каждого возрастного периода жизни дошкольника задачи по развитию речи (в частности, развитие словаря): например, активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, их строение, материал и его особенности. Продолжать осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый и т.д.), формы, размер и другие признаки объекта. Ведущим содержанием словарной работы является освоение детьми осознанного использования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения и т.д. В разделе «Развиваем речь детей» подробно прописаны все направления работы по развитию речи, четко описаны уровни усвоения программы, например: Низкий. Ребенок имеет бедный словарный запас, затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает ошибки в лексическом значении слов, не правильно употребляет слова-антонимы, слова-синонимы и т.д. Средний словарный запас достаточный. Оперирует в повседневной речи слова-синонимы, слова-антонимы, речь выразительна, но допускает незначительные ошибки. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки и т.д. Высокий. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен в высказываниях. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь выразительная и т.д.

Для каждой возрастной группы выделены дидактические задачи, которые должны решать дидактические игры, указано содержание и их перечень, описаны необходимые игровые умения, уровни усвоения программы по дидактической игре. Так, например: Низкий. Игры однообразны. Ребенок тяготеет к шаблонным оным сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена . Сосредоточен на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. В играх с готовым содержанием упускает правила, увлекаясь процессом игры. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены. Средний. Ребенок охотно участвует в играх. Разворачивает (личные сюжеты (бытовые, трудовые, общественные, по мотивам знакомых сказок). Игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью. Участвует в создании игровой обстановки. Называет свою роль и роли других участников игры. Действует в принятой роли, пытается передать не только систему действий, но и характер игрового персонажа. По предложению воспитателя использует общепринятые способы распределения ролей в случае споров (считалки, жребий, очередность). Высокий. У ребенка разнообразные игровые интересы. В игpax он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Придумывает игры с «продолжением», активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах. Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях. Знает много настольно-печатных, словесных игр, считалок, прибауток.

Таким образом, проведенный анализ вариативных образовательных программ по проблеме нашего исследования позволяет сделать вывод, что наиболее подробно, полно, интересно, содержательно, удобно в практической работе с детьми материалы предложен в программе «Детство », автор - (авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Л.М. Гурович): наличие четко обозначенных задач развития – познавательного и речевого (развитие словаря) , имеются описания уровней овладения программным материалом; описаны дидактические игры, задачи, которые они решают, имеется их перечень и методический материал по их использования, прописаны уровни овладения дидактической игрой.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

Все выше сказанное очень ярко выражается в учебных занятиях дошкольников. Поэтому развитие познавательной активности личности ребенка во время занятий, проявляется наиболее полно, и просматривается во всей воспитательной деятельности. Роль педагога в данном случае очень важна, т.к. направляет личность на правильное, гармоничное развитие.

Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста на занятиях.

 

2. Опытно-экспериментальное исследование развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста на занятиях.

2.1 Диагностика  уровня познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста.

 

Для изучения познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста на базе ДОУ «Пчелка» города Нижнекамска был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап - формирующий.

На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня сформированности познавательной активности старших дошкольников в обеих группах.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС