Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о раз-личных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.06 Кб (Скачать файл)

- эмоционально-волевой (проявление  положительных эмоций в процессе  деятельности; длительность и устойчивость  интереса к решению познавательных  задач);

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов - прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.

Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).

Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обоих групп находились примерно на одном уровне развития познавательной активности.

Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента. Большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала.

Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.

На низком (репродуктивно-подражательном ) уровне развития познавательной активности находилось 38% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском ) уровне познавательной активности оказалось 58% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Наименьшее количество детей (4 %) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня сформированности познавательной активности на констатирующем этапе эксперимента.

Группа

когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)

мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)

эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)

действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Низкий уро-вень

Сред-ний уро-вень

Высо-кий уро-вень

Низкий уро-вень

Сред-ний уро-вень

Высо-кий уро-вень

Низкий уро-вень

Сред-ний уро-вень

Высо-кий уро-вень

Низкий уро-вень

Сред-ний уро-вень

Высо-кий уро-вень

Экспери-менталь-ная группа

5

14

1

4

15

1

4

14

2

3

16

1

Контроль-ная группа

 

 

1

16

3

-

13

7

1

14

5

2

15

3


 

В процентном отношении результаты диагностики можно представить в виде таблицы 2.

Таблица 2

Результаты констатирующего этапа.

Критерии и показатели

Констатирующий этап

Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

КГ

30%

65%

5%

ЭК

25%

65%

10%

мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

КГ

49%

31%

20%

ЭК

44%

33%

23%

эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

КГ

65%

33%

2%

ЭК

69%

31%

-

действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

КГ

32%

58%

10%

ЭК

25%

53%

22%


 

В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательной активности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

57 % испытуемых показали  средний уровень. Эти дети, испытывая  трудности в решении задачи, дети  не утрачивают эмоционального  отношения к ним, а обращаются  за помощью к воспитателю, задают  вопросы для уточнения условий  ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что  свидетельствует об интересе  ребенка к данной деятельности  и о желании искать способы  решения задачи, но совместно  со взрослым.

Лишь 13% детей имеют высокий уровень сформированности познавательной активности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Реализация занятия как средства развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста.

 

С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности.

Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских видов деятельности мы выбрали продуктивные виды (конструирование и аппликация) и экспериментирование, в рамках которых возможно создание ситуаций, способствующих проявлению познавательной активности детей.

Основными принципами наших занятий были:

1. Эмоциональная вовлеченность  взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый  сам с интересом погружен в  какую-либо деятельность, может происходить  передача личностных смыслов  деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие  от интеллектуальных усилий, переживать  «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности  ребенка. В работе мы старались  использовать оригинальные игрушки  и материалы, которые могут вызвать  интерес, удивление, заключать в  себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса и др.).

3. Передача инициативы  от взрослого ребенку. Для нас  важно было не только заинтересовать  ребенка, но и научить его ставить  себе цели в процессе познавательной  деятельности и самостоятельно  находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и  любопытства. Взрослый стремился  не только передать инициативу  ребенку, но и поддержать ее, то  есть помочь воплотить детские  замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то  взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было  задумано ребенком.

Проводимые нами занятия имели следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней.

На первой ступени детям предлагалась какая-то ситуация. Вместе с детьми экспериментатор разбирал ее особенности и различные возможности действия в ней. Тем самым раскрывалось пространство возможных действий в предложенной ситуации.

На следующей ступени происходила самостоятельная деятельность детей. На этом этапе дети сами искали возможности действия в ситуации, выбирали какой-то один способ обращения с предложенным материалом и использовали его.

Третья ступень предполагала совместный анализ. Экспериментатор вместе с детьми разбирали использованные способы обращения с предложенным материалом. Это давало возможность детям наиболее полно увидеть возможные способы действия в ситуации.

На четвертой ступени происходило стимулирование детей к поиску новых возможностей в ситуации. Проведенный анализ различных способов действия позволял детям воспользоваться новой возможностью обращения с материалом.

Занятия предполагали, что дети умеют обращаться с тем материалом, который предлагается. Обучение использованию какого-либо материала на этих занятиях не должно происходить, т.к. это предполагает закрепление одного определенного способа. Цель же занятий, направленных на развитие познавательной активности, заключается в том, чтобы ребенок нашел различные варианты обращения с материалом.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС